Привычка быть первым!

17.09.2012 08:21   -
Автор:

Сегодня Украина ощущает острый дефицит рабочих рук. На рынке труда обнаружился явный переизбыток «модных» профессий, а вот найти толкового квалифицированного строителя, механика, наладчика или автослесаря стало большой проблемой. В прошлом году Министерство образования и науки разработало проект Государственной целевой программы развития профессионально-технического образования на 2011‑2015 годы. Такое решение возникло не случайно, ведь за последние 20 лет количество ПТУ и техникумов в стране сократилось почти в 3 раза. Чтобы выяснить, чем живут сегодня учебные заведения первого-второго уровней аккредитации, «Харьковские известия» решили побывать в гостях у директора Харьковского автотранспортного техникума им. С. Орджоникидзе (ХАТТ) Виталия Петровича Водолажского. Журналистское чутье сработало на «ура»: за свою многолетнюю историю (в октябре техникуму исполняется 85 лет!) коллективу ХАТТ удалось добиться значительных преобразований в создании современной передовой школы профессионального роста — кузницы настоящих мастеров своего дела.

За 85 лет существования наш техникум выпустил более 40 тысяч специалистов в области автомобильного транспорта, — рассказывает Виталий Петрович. — Многими из них мы можем по праву гордиться. Среди них — Герои Советского Союза, поэты, генералы, народные депутаты, руководители крупных ведущих предприятий страны, и даже заместители министров.
На сегодняшний день мы ведем подготовку по 6 специальностям, самые востребованные — «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей», «Организация перевозок и управление на автотранспорте», «Организация и регулирование дорожного движения», «Обслуживание и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов» и т. д. Популярностью пользуются, по сути, все направления, кроме бухгалтерского учета — специальности, которую сегодня можно получить практически в любом учебном заведении. Также в этом году у нас открылась новая специальность «Техническое обслуживание средств хранения, транспортировки и заправки горюче-смазочными материалами». Если говорить понятнее, здесь обучаются будущие механики и инспекторы-контролеры по заправке тепловозов, самолетов, кораблей и автомобилей. Кстати, мы первые и единственные в Украине, кто готовит таких специалистов. Что касается сроков обучения, то для поступающих на базе 9 классов он составляет 3 года 8 месяцев, на базе 11 классов — 2 года 8 месяцев. Мы активно поддерживаем программу непрерывного образования, в рамках которой нашими ближайшими партнерами выступают НТУ «Харьковский политехнический институт», Академия городского хозяйства, Украинская инженерно-педагогическая академия, Государственный технический университет строительства и архитектуры, Харьковский национальный технический университет механизации сельского хозяйства им. П. Василенко и ряд других вузов.
РАВНЕНИЕ НА ХАТТ!

Примечательно, что для всех 36 техникумов Харькова и области ХАТТ вот уже более 40 лет является базовым в плане разработки единой программы преподавания математики, географии, физики, информатики и других дисциплин. «У нас около 30 методических объединений, — говорит В. Водолажский. — Это возможность для преподавателей обмениваться опытом, согласовывать вопросы программы преподавания предмета, обсуждать нововведения. Благодаря методобъединениям техникумы работают в одном ключе, что очень важно. Кроме того, мы являемся базовым учреждением для 25 аналогичных техникумов Украины в разработке учебного плана для профильной специальности «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей». При этом Виталий Петрович отмечает: «миссия, бесспорно, почетная, но практически бесплатная». Никакой дополнительной материальной поддержки со стороны государства не поступает.


 Особое внимание в ХАТТ уделяют студентам льготных категорий (дети-сироты, дети из малообеспеченных, многодетных семей, «чернобыльцы» и т. д.). К их услугам: бесплатное проживание в общежитии, льготный проезд в городском транспорте и т. д. Кроме того, все они получают ежемесячную материальную помощь в размере 2,5 тыс. грн. В общежитии для иногородних (ул. Целиноградская,42-а) созданы прекрасные условия. Удобное месторасположение (возле метро), уютные просторные комнаты на двух человек укомплектованные современной мебелью и инвентарем, читальный и спортивный залы, комнаты отдыха и приема посетителей (родителей, друзей) делают их пребывание здесь наиболее комфортным.

НЕ В «КОРОЧКЕ» ДЕЛО
Все большее признание и симпатию автотранспортный техникум завоевывает не только у юношей, как может показаться на первый взгляд, но и у девушек. Причем, прельщает их не только бухгалтерия. Так, например, «Организация перевозок и управление» давно уже стала специальностью с женским лицом. В целом, говорит В. Водолажский, из общего контингента дневного отделения (это 1550 человек), примерно 350 – девушки.
Расхожее мнение о том, что только университетский диплом — самый престижный, и позволяет найти перс-пективную высокооплачиваемую работу в будущем, — ошибочно, считает Виталий Петрович. — Некоторые почему-то полагают, что в учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации идут только имеющие слабый аттестат, и ПТУ и техникумы рассматривают как запасной вариант. Это в корне неправильно, — говорит он. — Тем более по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем наиболее актуальны и востребованы будут именно технические специальности. А они, как известно, составляют основу основ развития отечественной экономики. Поэтому сегодня лучше ориентироваться на реальный сектор: транспортное обслуживание, сфера туризма, жилищно-коммунальное, гостиничное хозяйство, бытовые услуги и т. д.
Поступить в ХАТТ, говорит В. Водолажский, сегодня не так просто. К примеру, этим летом желающим быть зачисленным в список студентов на специальность «Организация перевозок и управления транспортом» пришлось серьезно побороться. Конкурс здесь достигал 6 человек на место. — В этом году мы имели в среднем на 525 мест 860 заявлений, — рассказывает Виталий Петрович. — Причем, никакого участия в этом мы не принимаем, поскольку зачисление поступающих на базе 11 классов производится автоматически через единую систему регистрации в Киеве. Что касается абитуриентов с неполным средним образованием (9 классов), вступительные экзамены, как и раньше, предполагают написание диктанта по украинскому языку и сдачу тестов по математике. Также дополнительные баллы, помимо аттестата, позволяют получить наличие дипломов различных олимпиад и документ об окончании 6‑месячных подготовительных курсов на базе нашего техникума. Специальности, которые ребята здесь приобретают, дают широкие перспективы для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста. До 60 % наших выпускников продолжают обучение в вузах. Причем сразу по-падая на второй и третий курсы, ведь все специальности нашего техникума интегрированы в учебный процесс вузов III – IV уровней аккредитации. Найти работу по специальности сразу, возможно, удается не всем, однако дома с дипломом ХАТТ сидеть никому не придется.

ХАТТ — первое учебное заведение Украины, где собственными силами были разработаны Стандарты образования по специальностям «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей» и «Организация и регулирование дорожного движения», по которым сегодня обучаются студенты всех технических высших учебных заведений Украины I-II уровней аккредитации.

САМИ С УСАМИ!
— Благодаря инициативе и поддержке Харьковского горсовета мы активно сотрудничаем с нашими зарубежными коллегами, что во многом способствует консолидации лучших достижений в подготовке высоко-квалифицированных современных специалистов, — рассказывает директор ХАТТ. — В последние годы техникум наладил тесные связи с объединением автотранспортных школ им. Т. Танского в Познани (Польша) и автомобильной гимназией в городе Мальме (Швеция). Это дает возможность обмениваться опытом, направлять на стажировку преподавателей, организовывать интересные увлекательные практики для студентов. За два года мы обучили 16 студентов и 8 преподавателей. В ходе практики ребята получают возможность освоить и изучить импортное оборудование и т. д. По окончании им выдается сертификат на трех языках (польском, английском и русском), который позволяет получить престижную работу в международных автомобильных компаниях с заработной платой от 4 до 7 тысяч гривень. Директор одной известной фирмы однажды даже заметил, что если ХАТТ выпускает таких специалистов, то его можно считать учебным заведением мирового уровня. Сейчас наши ребята собираются побывать в Швеции, а в октябре мы у себя будем принимать их студентов. Поездки осуществляются бесплатно, за свой счет студенты и преподаватели оплачивают только проезд, все остальное (проживание, питание, обучение и пр.) — за счет принимающей стороны. То есть, все ложится на плечи техникума. О какой-либо помощи из госбюджета говорить не приходится. В Министерстве об этом даже не знают (смеется). Они потом удивляются — какие международные связи, вы что за границу ездите, а почему мы не в курсе?
ДОСУГ СТУДЕНТОВ — ДЕЛО ТВОРЧЕСКОЕ
Следует также отметить, что на первом месте у коллектива ХАТТ не только учебный процесс, дисциплина и успеваемость. Не менее важной составляющей является также организация досуга студентов. К этому вопросу здесь подходят с особым вниманием, делая все возможное, чтобы студенческие будни были как можно насыщенней и разнообразнее.
На сегодняшний день в техникуме действуют различные кружки, спортивные секции. Студенческие команды — постоянные участники культурно‑массовых мероприятий, областных и городских спортивных соревнований, победителями и призерами которых они становились неоднократно. Кроме того, к услугам ребят — замечательная библиотека с фондом более 100 тыс. экземпляров, который постоянно обновляется.
В. Водолажский уверен: неспособных людей не бывает, главное — вовремя разглядеть в человеке ту самую искру и создать необходимые условия для развития его талантов.
Кстати, лучшего примера для своих воспитанников, чем сам директор, пожалуй, и не найти. При всех своих заслугах на ниве образования (кандидат технических наук, доцент, отличник образования, академический советник, победитель рейтинговой программы «Ректор третьего тысячелетия» и т. д.) он еще богатая творческая личность. Прекрасный поэт, прозаик, композитор и драматург. Играет на кларнете, саксофоне, домре. На его счету более 200 стихотворений, 130 из которых положены на музыку. «Мы очень увлекательно и интересно проводим свободное время, такого досуга нет ни в одном другом техникуме! — с гордостью говорит Виталий Петрович. — Помимо работы кружков технического творчества, спортивных секций и кружков по интересам, у нас очень хорошо развита художественная самодеятельность. Я пишу пьесы, водевили, песни. Предпочтение отдаем театральному искусству, готовим постановки. Сами пишем сценарии, изготавливаем декорации, привлекаем друзей из театров им. Шевченко и музкомедии. Ребята с удовольствием принимают в этом участие. Работа над спектаклем занимает около полугода. Причем, обычно, готовим два актерских состава — студенческий и преподавательский. Потом сравниваем, у кого лучше получилось. Таким образом я стараюсь приобщить ребят к украинской культуре, ее традициям, языку… Участвуем мы и в различных конкурсах. Так, несколько лет назад на одном из благотворительных песенных фестивалей наш ансамбль занял первое место».
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
За 32 года работы в техникуме, 21 из которых — в должности директора, В. Водолажский снискал себе безукоризненный авторитет и уважением среди своих коллег и студентов.
Виталий Петрович признается — общение не со всеми дается легко. Как и везде здесь есть и «хронические» бездельники, заядлые прогульщики и хулиганы. Однако подписывать «вольную» директор им не спешит. Для таких индивидуумов у него имеется отдельный закон: — Я никогда никого не отчисляю, стараюсь бороться до последнего. Даже самым отъявленным оболтусам, тем, кто по месяцу не ходит на занятия, «смертную казнь» заменяю «вечной каторгой» — смеется он, — заставляю готовиться, назначаю пересдачу. Но если и тут мои попытки достучаться оказываются бессильны, перевожу на заочное отделение. Но уже не на бюджет, а на контракт…

Все, кому довелось общаться с ним, отмечают в нем сильного, доброго, неординарного, талантливого человека, умеющего всегда и во всем достигать поставленной цели. Правда сам он главным залогом своих успехов считает простую привычку любое начатое дело доводить до конца.


Справка:

На сегодняшний день преподавательский состав техникума насчитывает более 160 человек, многие из которых работают здесь по 20‑30 лет. Среди них — 3 кандидата наук, 4 методиста, 4 старших преподавателя, 61 магистр, большинство имеют высшие квалификационные категории и богатый опыт работы на производстве.