Оставайтесь оптимистами – газета «Харьковские известия»

16.06.2020 01:39   -
Автор:
Николай Велигоцкий — заведующий кафедрой торакоабдоминальной хирургии ХМАПО, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии Украины, Почетный гражданин Харькова, рассказал «ХИ» о себе и своих жизненных принципах.
— Николай Николаевич, кроме книг, старых советских кинокомедий и мемуаров коллег — корифеев медицины, каков еще круг ваших интересов?
— Люблю и современные кинокомедии, а также фильмы, поставленные по произведениям Дэна Брауна, Артура Хейли, Рэя Брэдбери. А круг моих интересов касается прежде всего современных профессиональных направлений в хирургии.
— Если можно, несколько слов об эпидемиологии, о том, что беспокоит сейчас большинство населения страны. Например, среди ночи вспомнил, что, заболев коронавирусом, человек перестает чувствовать вкусы и запахи. Побежал на кухню, отрезал колбаски, свежего огурчика, горбушку душистого хлебушка, налил холодной водочки и срочно сделал тест.
— Тогда и у меня пример: даже во время эпидемии чумы 1654 года столько дома не сидели. Правда, те, кто не сидел дома, потом часто лежали на улице.
— Профессор, но ведь уже лето, жара, которая не благоприятствует активному распространению вируса, у людей просто нет терпения, что посоветуете?
— Все-таки еще потерпеть, поменьше бывать в многолюдных местах, тщательнейшим образом соблюдать правила личной гигиены, ну а если невтерпеж, вот вам очень действенное средство, тоже как пример, диалог в аптеке: — Маски есть? — Нет, но рекомендую купить хорошее слабительное. — А зачем мне слабительное? — Вы его примите, и уже не захочется выходить из дома.
— С вами не соскучишься. Так и опубликуем, чтобы соображали, действовали в нужном направлении, а не паниковали и не отчаивались. Чтобы не теряли чувства юмора. Даже когда не очень весело…
— Да, сейчас не до смеха. Но вы сами выбрали такую форму общения, и я ее поддерживаю. Ну, куда же нам без юмора или подсказки в юмористической форме? Ведь не слушают многие, не выполняют предписания специалистов, а потом…
— А потом, как сказал профессор Преображенский, «то понос, то судороги»!
— …Вот-вот. А, казалось бы, чего проще: одним надо принимать профессиональные и ответственные решения, другим в соответствии с законом их выполнять, а всем вместе радеть друг о друге. Да и вам сотоварищи нужно помнить, что сказал Джозеф Пулитцер о вашей профессии: «Правда для журналистики — то же, что добродетель для женщины». Иначе получается так, как в следующем примере: — Доктор, у меня сопли и слабость! — Ну что ж, батенька, по всей видимости, вы — сопляк и слабак!
— Судьба каждого человека уникальна и неповторима, сказать о нем лишь то, что видно всем, значит, взглянуть только на одну грань его жизни. Между тем многое остается вне поля зрения окружающих. Где-то «за кадром», что ли. Вы могли бы сравнить современную хирургию с иной сферой человеческой деятельности? Например, с политикой?
— Политикой? Но я другому учился! Я не занимаюсь тем, в чем не компетентен! Хирургия — особая специальность, задачей которой является радикальное избавление пациента от болезни, применяя при этом острые методы удаления тканей и частей органов с последующим восстановлением их нарушенной структуры и функции. Современная хирургия, безусловно, сложна и с каждым годом все усложняется. В ней применяются многие технические новинки и достижения — от сшивающих аппаратов до эндоскопических и видеохирургических методов и даже робототехники. Но! Следует помнить, что «самая лучшая операция та, которой удалось избежать!»
— Как говорят, и самая удачная война та, которую удалось не начать. Вот интересно, этой человеческой мысли не один век, но чуть что, человечество ее забывает.
— А не следует забывать, как хирургу, который действует, как правило, рукой, «вооруженной» острыми хирургическими инструментами. Поэтому нужно всегда помнить: хирургия — специальность, которая несет в себе повышенную опасность и элемент риска для здоровья и даже жизни каждого пациента, которому производится оперативное вмешательство.
— Николай Николаевич, по-моему, вышесказанное можно переадресовать представителям других ответственных за жизнь людей граждан. Прямая аналогия…
— Да. Подготовленный хирург — это не трусливый, а осмотрительный и внимательный специалист, которому можно без лишнего риска доверить жизнь. И «самое безнравственное — браться за дело, которое не умеешь делать». Сие ставшее классическим выражение Наполеона Бонапарта, как нигде, более точно применимо в нашей специальности и, конечно, несет в себе не только смысловую и воспитательную нагрузки, но также моральную и юридическую ответственность.
— Надо бы это ставшее классическим выражение внедрить в ликбез и других человеческих занятий. Например, подготовка хирурга — очень ответственный процесс. Не отразятся ли на нем негативно проводимые реформы в системе здравоохранения?
— Вот тут вы попали в самую точку! На втором этапе реформы в недавно созданной системе НЗСУ вообще не предусмотрена регистрация клинической работы профессоров, доцентов, ассистентов, то есть их работа в операционных, лечебно-диагностических кабинетах, у постели больного. А как же учить хирургии? Неужели «реформаторы» думают, что это возможно «на пальцах» и только теоретически? И как можно отстранить от клинической работы, особенно в операционных, самую высококвалифицированную когорту медицинских специалистов — профессорско-преподавательский состав, имеющий высшие аттестационные категории, присвоенные МОЗ Украины? На первый взгляд, можно подумать, что это бред какой-то? Но нет, не бред, а суровая действительность, которая уже запущена в действие! Хорошо, что нынешний министр здравоохранения и Комитет по здравоохранению вроде бы оценили неадекватость «реформы» и обещают что-то исправить. Вся медицинская общественность ждет с нетерпением этих решений! Подготовка хирурга — не быстрый, а сложный и длительный процесс, прежде чем молодой врач приступит к самостоятельной работе, здесь не должны применяться ускоренные методы. Он, прежде чем может быть допущен к самостоятельному выполнению того или иного оперативного вмешательства, обязан пройти хорошую школу ассистенции под руководством опытного хирурга. Глупо звучат аргументы некоторых уже «бывалых» хирургов о том, что он ассистировать не умеет, а может только оперировать. На самом деле, какой он был ассистент, такой из него и хирург получился!
И я бы к этому еще добавил, чтобы представители всех профессий усвоили: когда правят бал одни старики — получается трагедия, когда одни молодые — комедия, а когда вместе — вот тогда получается симфония.
— Здорово сказано. По смыслу мы вернулись к началу беседы. Николай Николаевич, а что бы вы противопоставили такому анекдоту: врачи вышли на уличную акцию протеста. Власти не могут понять, чего хотят доктора, потому что никто не может разобрать, что по-латыни написано на транспарантах?
— Я бы посоветовал властям — в принципе — не доводить ситуацию до такого анекдота. Напомнить, что воспитание специалиста очень индивидуально и зависит от уровня культуры — медицинской, социальной, политической, любой — не только лично его, но и окружающего сообщества и, что очень важно, его руководителей. Прочность же культуры — это общеобразовательный и генетический уровень. А рецепт один: оставаться оптимистами и делать нужные выводы!