Обсуждаем Конституцию, по которой нам жить

11.06.2014 08:40   -
Автор:
Как отметил в ходе своего выступления Александр Новак, нормативные акты, задекларировавшие основные подходы и базу органов местного самоуправления, были приняты в 90‑х годах прошлого века. В 1997 году это было закреплено в Конституции, а также появился базовый закон, который действует до настоящего времени.
«Тема децентрализации власти и концепции реформирования местного самоуправления давно назрела, сейчас этого ждут практически жители всех территориальных громад. Если взять те функции и полномочия, которые мы имели на момент принятия закона в 1997 году, и то, что имеем сегодня, — это две большие разницы. Нас лишили многих базовых полномочий, например в регулировании земельных и имущественных отношений, лишили контроля за строительством объектов и возможности распоряжаться теми средствами, которые зарабатывает территориальная громада и местные бюджеты. Многое было сказано в последние годы о реформировании местного самоуправления, но, к сожалению, все это оставалось лишь словами. Хотелось бы, чтобы эта реформа завершилась именно такими результатами, которых ждут территориальные громады и общество — созданием полноценной системы местного самоуправления», — отметил А. Новак.
Также он напомнил о заявлении вице-премьер‑министра по региональному развитию Владимира Гройсмана по поводу того, что уже готовятся законопроекты по передаче с государственного уровня на местный более 50 таких полномочий.
Среди новшеств реформирования местного самоуправления, проинформировал А. Новак, — введение института государственного представителя вместо нынешних облгосадминистраций.
«Предполагается, что государственный представитель получит полномочия вести контроль за исполнением актов органов местного самоуправления, в том числе и приостанавливать их действие. Если сейчас органы местного самоуправления подконтрольны государственным органам только по вопросам делегированных полномочий, то предусматривается общий контроль — и делегированных, и общих полномочий. Мы видим в этом определенную степень риска, ведь в случае разногласий государственный представитель может издать распорядительный акт и приостановить действие того или иного решения, после чего спор перейдет в суд. Но мы будем работать над этим вопросом и вносить свои предложения, чтобы, с одной стороны, был эффективный контроль государства, а с другой — органы местного самоуправления могли надлежащим образом реализовывать свои полномочия», — отметил секретарь горсовета.
В то же время городская власть рассчитывает на то, что изменения в Конституцию, в случае их принятия, закрепят дополнительные источники доходов за бюджетом города, в том числе в части общегосударственных налогов. «Если будет усилена материальная база, то у нас есть силы, способы и возможности сделать так, чтобы жители города Харькова ощутили реальные изменения», — подчеркнул Александр Новак.