Нужны ли Украине электронные выборы. Мнение молодежи

21.02.2019 12:28   -
Автор:
Лучше всех, по мнению жюри, выступила Марина Хоменко из Миргорода Полтавской области. Кроме неё в финал прошли Анастасия Попело (Чернигов), Екатерина Емельянова (Днепр) и Алина Угримова (Константиновка). Всего за год в проекте на разных этапах участвовало 800 детей из 42 школ в 12 областях Украины, а в целом за три года методикой овладели более 1200 школьников.
Национальный финал украино-немецкого проекта «Молодь дебатує» уже третий год проходил в Харькове, последние два из них его принимал Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого. Посмотреть дебаты приехали 200 человек из 25 городов Украины — школьники и школьницы, участвовавшие в проекте, и их учителя. Четвёрка финалистов проекта «Молодь дебатує» определилась за день до финала. 16 февраля 16 школьников из 9 областей Украины, ставшие лучшими в региональных отборочных играх, участвовали в полуфиналах. Дебатировали на тему «Стоит ли запретить видеоигры с элементами насильственных действий над живыми существами?». Четвёрка школьниц, выступивших лучше всех, прошла в финал, который состоялся на следующий день.
Победительница «Молодь дебатує» 2019 года, ученица 11 класса Марина Хоменко впервые участвует в дебатах и начала заниматься этим только прошлой осенью: «Я даже на региональном этапе в Полтаве не думала, что смогу попасть на полуфиналы в Харьков. Это было мечтой для меня». Марина Хоменко запомнилась судьям яркой эмоциональной подачей и умением держать внимание публики. При этом сама она относится к себе критически: «Я всегда нахожу, к чему придраться в своём выступлении. Поэтому я не могу до сих пор поверить в свою победу». Ее учительница украинского языка и литературы Наталья Семеренко все эти месяцы тренировала Марину и видела её скрытые таланты: «Она очень целеустремлённая, хотя часто себя недооценивает. Когда я осенью пришла в новую для меня школу, собрала активных детей, рассказала о проекте, я обещала им, что он не только научит отстаивать свое мнение, но научит уверенности. Уверенности в итоге всё равно не хватило — Марина волновалась, я волновалась. Но она поставила цель и добилась её».
Марина Хоменко выступала на стороне PRO, которая отстаивала идею электронных выборов в Украине. Вместе с партнёршей Алиной Угримовой из Константиновки они убеждали оппонентов, зрителей и жюри в том, что внедрение электронных выборов как альтернативного способа голосования привлечёт к избирательному процессу людей, которые раньше в выборах не участвовали — голосовать в своём смартфоне удобнее, чем стоять в очередях на участке. В пример они приводили Эстонию. Их оппонентки, стоявшие на позиции Contra, считают, что создание параллельной системы голосования не только обойдётся бюджету в круглую сумму, но и создаст дополнительные возможности для махинаций и вмешательства в выборы извне. В качестве примера они приводили опыт Франции и США, где электронные системы выборов подвергаются критике и постепенно отменяются.
В итоге победу одержала участница, которая дала возможность всем дебатанткам максимально присоединиться к обсуждению, помогала развитию дискуссии, максимально «продвигала дебаты вперед», давая возможность глубокого и разностороннего освещения проблемы — таковы критерии оценивания проекта.
Генеральный консул Германии в Донецке Вольфганг Мёссингер и Министерство иностранных дел Германии, которое он представляет, считают, что развитие демократических принципов в Украине очень важно и для Германии. Именно поэтому МИД Германии поддерживает проект «Молодь дебатує»: «Кто это — лучшие дебатанты и дебатантки? Это люди, которые могут слушать, убеждать, вести демократическую дискуссию, — обратился к участникам дебатов Вольфганг Мёссингер. — Это очень важно, потому что сегодня, к сожалению, в мире таких дискуссий становится всё меньше. Из-за специфики социальных сетей у нас все меньше возможностей слышать людей с другим мнением, говорить с ними. Человек предпочитает жить среди друзей и единомышленников, общаться с теми, кто думает также. И это усложняет принятие демократических решений, для которых необходим обмен мнениями. Поэтому этот проект важен для Украины и Германии».


Генеральный консул Германии в Донецке Вольфганг Мёссингер: «У вас, украинцев, очень живое общество, много организаций и дискуссий. И когда я вижу таких молодых юношей и девушек, как вы, я с надеждой смотрю на демократическое будущее Украины».


Преподаватель университета, канд. ю.н., профессор, Владимир Жернаков считает, что проводить дебаты – большая честь для вуза. Он признался перед началом решающей игры: «Я смотрел полуфинальные дебаты и снова убеждался в том, что порядочность и профессионализм являются одними из важнейших принципов этого проекта. Мы бы очень хотели, чтобы сам проект «Молодь дебатує» получил статус ежегодного, а наш университет стал его постоянным местом проведения».
Постоянный член жюри «дебатов» и депутат Харьковского городского совета Ольга Чичина уверена, что школьники на этом проекте получают необходимые навыки публичного выступления, критического мышления, политической грамотности: «Необходимо в проект также больше привлекать учителей из школ, они – наставники для талантливой молодежи. Поэтому следует подумать над внедрением в проект мастер-классов для педагогов. А также вовлечь больше школьников на следующий год. Параллельно в городе реализуется еще один похожий проект «Демократична школа», в котором принимают участие школы № 80 и №49. Все эти инициативы нацелены на внедрение новых подходов в формальное и неформальное образование школьника».
Председатель немецкой общественной организации Internationales Haus Sonnenberg, организовавшей проект, экс-депутат Бундестага Виола фон Крамон уверена, что так и будет: «Мы хотим расширяться на новые регионы, находить там новых друзей. И мы надеемся, что вскоре в Украине появится своё собственное сообщество дебатантов: участников, финалистов прошлых лет, заинтересованных педагогов и школьников, которые будут поддерживать этот проект во всех регионах Украины и помогать ему расти».
Виола фон Крамон считает, что немецкий формат дебатов Jugend debattiert, ставший методической основой проекта, — это только половина «Молодь дебатує». Вторая его половина — люди, которые любят дебатировать и имеют друзей в разных городах Украины.
Координатор проекта и председатель жюри Ольга Пишель отмечает растущий интерес к проекту «Молодь дебатує» не только как к соревнованию ораторов, а и как к возможности для развития и обучения старшеклассников важным навыкам: «Мы учим использовать взвешенные и проверенные аргументы, находить информацию и выделять из неё самое важное. Это решает одну из главных задач проекта — развивать у молодежи критическое мышление — навык, важность которого для XXI века сложно переоценить».
По словам Ольги Пишель, в Германии учителя применяют методику дебатирования на уроках, и в украинских школах она тоже нужна. Прежде чем начать работу с детьми, учителя проходят интенсивный методический тренинг, получают квалификацию и сертификат. «Важно не только научить дебатировать по четко сформулированным правилами, но и давать ученикам содержательную обратную связь, помогать им расти, становиться лучше».
Виола Фон Крамон говорит, что всегда представляла этот проект, как брошенный в воду камень, круги от которого расходятся всё дальше и дальше. И сегодня, по её словам, в Украине уже растёт новое поколение политиков, которые владеют критическим мышлением, структурированным знанием и умеют отстаивать свою позицию.
Проект проходит при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии и методической поддержке Jugend debattiert.