Незрячие дети смогут читать

12.07.2013 09:04   -
Автор:
По словам Марии Серветник, координатора проектов волонтерской организации «СВІТ-Україна», ребята сделали 4 книги: «Курочка-ряба», «Про мышонка», «Что это?» (о Шершавке) и «Голодная гусеница», которые будут находиться в библиотеке центра «Право выбора» и которые можно будет взять домой. Книги сделаны из экологически чистых материалов, использующихся для утепления, обработаны ультрафиолетом, их можно пылесосить, но не стирать.
Тактильные книги – это разноцветные книги с рисунками для незрячих или слабовидящих детей, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи – ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.  д. Отдельные предметы и персонажи крепятся к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок.
Ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть. Ребенок изучает поверхности в игровой форме.
Группа из 4–5 человек может сделать одну такую книгу за 2–3 дня.
«В Харькове только мы делаем такие книги, но уже не первый раз, – отметила директор центра «Право выбора» Валентина Бутенко. – Все началось в 2004 году, когда мы съездили в Швецию и узнали об этих книгах».
«Когда делали эти четыре книги, то обсудили с идею с волонтерами, вспоминали сказки, которые им в детстве читали родители, – рассказала координатор Мария Серветник. – Эти книги рассчитаны на самых маленьких – от рождения до 6–7 лет. Дети трогают разные материалы, изучая предметы, формы. Мы пытались подобрать их так, чтобы они передавали ощущения: теплое, холодное. У малышей появляются ассоциации, образы, потому что родители в большинстве случаев не могут правильно и полно описать предметы. В школе дети читают уже по рельефно-точечному тактильному шрифту Брайля. У нас проходил мастер-класс, на котором мы пытались почувствовать, что чувствуют слепые дети: с завязанными глазами передвигались по комнате, в которой было много разных предметов. Это было очень сложно. Обостряются органы осязания, обоняния».
«Мы делали фигурки для книг, вырезали из разных материалов, чтобы дети ощутили разницу. Например, дерево делали из настоящей коры, – рассказали волонтеры Катя Калинкина (Херсон) и Арпинэ Овакимян (Ереван). – Мы предложили создать сказку «Голодная гусеница», которая посвящена счету и изучению фруктов. Мы играли с незрячими детками, общались и очень подружились».
Остается добавить, что работа кипела каждый день. По ее итогам все волонтеры получили благодарственные грамоты от центра.
Но на этом дело не остановилось. Как сообщила директор центра Валентина Бутенко, сейчас в центре для подготовительного класса нет ни одного учебника. «Поэтому, – сказала она, – мы разрабатываем первую книгу с универсальным дизайном «Цікавинки про овочі», чтобы можно было работать слабовидящему, незрячему и зрячему ребенку одновременно в дошкольных учреждениях и младших классах. Есть и рельефная картинка, и крупный шрифт, и шрифт Брайля. Мы подали проект на американскую благотворительную платформу GlobalGiving, чтобы в Харькове была мини-типография для таких книг. Собрали 5,5 тыс. долл., а нужно 27 тыс. долл.».


В Харькове 15 тактильных книг на 120 незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста.