Наше главное богатство

30.05.2016 07:41   -
Автор:
— Так получилось, что за полгода я объездил с выставками Центральную, Западную и Восточную Украину. Побывал в городах и селах, и сейчас, когда приближается День зашиты детей, я могу сделать такой вывод — свет в конце тоннеля есть, дети у нас замечательные, нам есть на кого рассчитывать в будущем, — говорит Валерий Лейко. — Но! Есть один нюанс, на который я хочу обратить особое внимание. Когда подходит этот праздник, все, кому положено и кто сам считает для себя возможным или полезным, кричат о том, как они любят детей, как много им уделяют внимания, сколько для них делают. Так вот, я не буду называть номера школ, города и села, но я расскажу о проблеме, которая существует практически повсеместно. Когда я приезжаю в школу, я, прежде всего, иду в туалет и в столовую. Иду, чтобы посмотреть, какие там условия. И с большим сожалением приходится признать, что эти условия не то что не соответствуют европейским, их зачастую и человеческими назвать нельзя. В одном месте я увидел туалет, просто опасный для жизни. В него можно провалиться. У меня в армии был лучше, чище и безопаснее. Это страшно. В этой же школе и столовая вполне соответствовала отхожему месту. Все разрушенное, обшарпанное, старое, уродливое. Я бы не смог там принимать пищу, а дети привыкли, они даже не замечают, в каких нечеловеческих условиях растут. В другой типовой школе весь первый этаж пах туалетом. Со мной была женщина, которая окончила эту школу. Она улыбнулась: «Ничего не изменилось, когда я здесь училась, пахло точно так же».
Так вот, сколько бы хороших книг дети не прочитали, сколько бы фильмов о красивой жизни не посмотрели, а вырастут они с убеждением, что норма — это то, что их окружало в детстве. И никто не сможет им доказать, что туалетом нужно пользоваться аккуратно, что он должен быть чистым и хорошо пахнуть и что есть нужно с удовольствием и аппетитом, в чистоте и комфорте. Прежде, чем выделять деньги на компьютерный класс, осмотритесь, создайте сначала детям нормальные условия, не дайте им расти в разрухе, чтобы они не перенесли разруху и грязь в свою взрослую жизнь. Нет ничего прочнее детских привычек.
И еще одно негативное наблюдение. Я часто встречаюсь с тем, что взрослые говорят о детях плохо. Вырастили, мол, бог знает что. Не ругайте подрастающее поколение. Не думайте, что дети глупее вас. Между прочим, любой шестиклассник сейчас с помощью мобильного телефона может разработать вам маршрут, к примеру, «Харьков — Рим», с перечнем отелей и мест посещения. Он это может, а вы? А вы даже не знаете, как этим пользоваться. Просто учите своих детей, разговаривайте с ними, они все впитывают как губки, и хорошее и плохое. Вкладывайте в них добро.
И последнее. Есть такой рассказ у Чехова «Беглец». Мама везет больного Пашку к врачу. Там они долго стоят в очереди, попадают на прием, врач осматривает мальчика, а потом беседует с его мамой. И вот только там мальчик узнал, что зовут его не Пашка, а Павел, что ему 7 лет, и что болен он еще с Пасхи. Меня поразила актуальность этого маленького шедевра. К чему я веду? Нам нужно научиться уважать своих детей, в каждом видеть личность, в каждом искать талант и относиться к ним, как к настоящему сокровищу.
Я всегда спрашиваю у детей, как вы считаете, какое основное богатство нашей страны. Они отвечают — нефть, газ, полезные ископаемые… Я возражаю: «Нет, вы не правы, думайте». Они молчат. Тогда я объясняю, что даже если у нас будут миллиарды тонн золота, все равно нашим главным богатством будете вы — наши дети, потому что вы — наше будущее, и от того, какими вы вырастите, зависит, какой будет жизнь в нашей стране. И знаете, когда я говорю им, что они наше основное богатство, у них спины выравниваются, а в глазах появляется гордость.
Все начинается с уважения, уважайте своих детей, называйте их полными именами, учите их, развивайте, прививайте морально-этические нормы, делитесь знаниями и берегите. С праздником!