Мегаполис vs пригород – газета «Харьковские известия»

21.11.2020 01:57   -
Автор:
Для начала необходимо определиться с термином «пригород». Законодательно установлено, что это обособленный населенный пункт, который находится за чертой города. Располагаться он может практически вплотную к городу и, если идет активная застройка, даже сливаться с ним. Но у пригорода есть свои название и границы. Он может быть как городом, так и поселком городского типа или селом. Административно считается отдельным субъектом, поэтому цены на коммуналку, лечение, досуг ниже, чем в большом городе. Хотя бывают и исключения.
ИНФРАСТРУКТУРА
В большинстве пригородов неплохо развита инфраструктура: есть сетевые супермаркеты, учебные заведения, детские сады, больницы. Однако нужно учитывать их количество и качество. Например, в детских садах часто не хватает мест. Если говорить о глубинке, то путь от школы до дома часто становится проблемой. Родителей, чьи дети привыкли к жизни в мегаполисе, не всегда устраивает квалификация педагогов, небольшой выбор кружков и секций для ребенка. Кто-то не готов мириться с одной старой больницей на весь район и отсутствием узких специалистов. Поэтому люди, имеющие личный транспорт, часто отвозят своих детей учиться в город. Обычно это те, кто сам работает в городе. Разумеется, такой образ жизни не всем подойдет.
Очевидный минус пригородов — малое количество мест проведения досуга (клубы, кино, рестораны, бильярд и т. д.). Впрочем, на выходные для многих не составляет труда выбраться в областной центр и этот недостаток практически нивелируется. А вот экологическая обстановка, как правило, в маленьком городе всегда лучше. Здесь существенно меньше транспорта, промышленных предприятий и шума.
ЖИЛЬЕ
В пригородах того же Харькова активно строится новое жилье. По технологии строительства, планировке и комфорту эти дома порой не уступают новостройкам Первой столицы. В большинстве (хотя и не во всех) городов-спутников стоимость квартир дешевле харьковских.
В большом городе застройщики предлагают среднюю цену 18 тыс. грн за 1 кв. м в многоэтажке. Плюс отделочные работы за свой счет. В пригородах Харькова аналогичное жилье можно приобрести по цене 4 тыс. грн за 1 кв. м.
Если планируется покупка жилья на вторичном рынке, то в провинции вполне реально купить квартиру с хорошим ремонтом по цене 2 тыс. грн за квадратный метр.
РАБОТА И ТРАНСПОРТНОЕ СООБЩЕНИЕ
Несмотря на большое количество преимуществ малого города, одна из главных его проблем — найти хорошую высокооплачиваемую работу. Часто вакансии отдают, как говорится, «по блату» знакомым и родственникам. Ряд специальностей востребованы преимущественно в областном центре. Поэтому большинство живущих или планирующих покупку квартиры в пригороде все же остаются работать в мегаполисе.
По поводу транспорта мнение тоже неоднозначное. У жителей городов-спутников расходы будут выше. Общественный транспорт из расчета на одного члена семьи обойдется в 20–45 грн в день. Собственный автомобиль потребует уже 80–100 грн ежедневных трат на бензин. Частично эти расходы можно уменьшить, если брать с собой попутчиков до города и обратно.
Если рассмотреть карту ближайших пригородов, то станет очевидно, что дорога в некоторые пункты займет меньше времени, чем перемещение из разных районов Первой столицы. Добраться из Чугуева до центра Харькова однозначно получится быстрее, чем из Пятихаток до Рогани. Но тут нужно учитывать все факторы. На первый взгляд Чугуев расположен более чем удачно — в 20–25 минутах от метро «Индустриальная», но утром и вечером время поездки ощутимо увеличивается из-за очередей на пригородный транспорт и пробок.
При выборе пригорода для постоянного проживания следует иметь ввиду и наличие этих самых пробок в Первой столице. Деловая жизнь Харькова в основном сосредоточена в центре. И если там работать и передвигаться на своей машине либо наземным транспортом, а жить, к примеру, в Дергачевском или Змиевском районах, то утром и вечером возможны трудности, связанные со своевременным прибытием на работу.
Но если проблемы с транспортом не пугают, то вот очередной плюс маленького населенного пункта — бытует мнение, что люди там более дружелюбны и общительны. Скорее всего, такое впечатление складывается из-за того, что в провинции активнее устанавливаются контакты с местными жителями, в то время как в крупных городах многие не знают даже своих соседей.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕПРЕССИИ
Калифорнийские исследователи опровергают распространенное утверждение, что якобы горожане больше подвержены депрессиям. Не видят такой связи и украинские социологи, которые отмечают: 5 из 9 симптомов депрессивного состояния (гнетущее настроение, потеря интереса к чему-либо, проблемы со сном и весом) испытывали 20 % женщин и 10 % мужчин, независимо от места проживания.
В зоне риска оказываются в первую очередь женщины старшего возраста или пенсионерки, вдовы или разведенные, с низким уровнем образования и дохода. В противовес им студентки, молодые образованные женщины или те, кто имеет социальную поддержку или защиту близких, вряд ли станут пациентами психотерапевтов или психиатров.
Примерно такие же проблемы испытывают одинокие мужчины, которые не могут заработать на себя или содержание семьи. Как правило, чувство безысходности приводит к алкоголизму.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что благополучие человека зависит от экономической стабильности, возможности общаться с близкими людьми и проводить время в спокойной обстановке. То есть необходимо, чтобы и у горожан, и у сельчан была возможность общения, посещения мест отдыха. Важна удобная транспортная инфраструктура: оптимально, если дорога с работы домой занимает не более 45 минут — подсчитали международные эксперты. Урбанисты разных стран настаивают на том, что даже в большом мегаполисе можно жить как в маленьком городке. Достаточно, чтобы в пешей доступности были все необходимые социальные и бытовые учреждения и комфортное место для прогулки с семьей: детские площадки и парк.