Масло от буренки или спрэд: что скрывается под красивой упаковкой?

20.11.2013 09:17   -
Автор:
Ни для кого не секрет, что треть того, что мы покупаем сегодня под названием «сливочное масло», на самом деле таковым не является. В лучшем случае это спрэд, в худшем — маргарин. Нет, в этих продуктах нет ничего плохого, и они тоже имеют право на существование (на них даже действуют ДСТУ!), но только в итоге платим мы за них как за настоящее сливочное масло, то есть в несколько раз дороже. К тому же эксперты утверждают, что маргарины и спрэды не содержат той гаммы полезных веществ, которыми богат настоящий сливочный продукт: в нем есть фосфатиды, белки, молочный сахар, витамины А, Е, В1, В2 и С. Да еще и усваивается сливочное масло аж на 97 %.
Как выбрать в магазине «правильное» масло и не прихватить вместо него спрэд или маргарин? Помочь разобраться в изобилии, присутствующем на прилавках города, решили специалисты ГП «Харьковстандартметрология».
Как рассказал «Харьковским известиям» генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко, требования к качеству масла сливочного регламентируются национальным стандартом ДСТУ 4399:2005 «Масло сливочное. Технические условия» и Законом Украины «О молоке и молочных продуктах», в соответствии с которыми маслом может называться только тот продукт, который изготовлен исключительно из молока коровьего или продуктов его переработки, без использования каких-либо добавок (за исключением соли и молочнокислых бактерий). «Если в составе присутствует пальмовое, арахисовое, кокосовое масло или какой-либо другой заменитель молочных жиров, а также эмульгаторы, стабилизаторы, консерванты, регуляторы кислотности или красители, вы держите в руках не масло, а спрэд или маргарин, что бы там ни обещала упаковка», — уточнил он.

Сливочное масло — продукт высокой жирности, содержащий исключительно молочные жиры. К сожалению, нередки случаи подмены производителями дорогостоящих молочных жиров более дешевыми растительными жирами. Поэтому именно контроль массовой доли жира и его идентификация были ключевыми в экспертизе.

В масло допускается добавление соли — до 1,5 %, но это обязательно должно быть указано в маркировке продукции. Также на продукции должен быть указан вид масла: сладко-сливочное, то есть выработанное из свежих пастеризованных сливок, либо кисло-сливочное, выработанное из пастеризованных сливок, но сквашенных чистыми культурами молочнокислых бактерий.
Подсказкой потребителю, какой продукт он покупает, может послужить и указанная в маркировке жирность. У сливочного масла группы «Экстра» она должна быть не ниже 80,0 %, у «Крестьянского» — 72,5 %, а у «Бутербродного» — 61,5 %. «Все продукты с жирностью ниже 60 % — это уже не масло», — рассказал В. Величко.
В ходе проверки в лабораторию было отправлено 10 образцов продукции: 9 — отечественных производителей и 1 — импортного производства. Все они относятся к группе «Крестьянское» с жирностью от 72,5 % до 79 %.
К упаковке масла замечаний не было, разве что к маркировке. Читая маркировку, особое внимание нужно обращать и на то, в соответствии с каким документом изготовлен продукт — ДСТУ или же техническими условиями (ТУ). Выбрав тот, что произведен по стандарту, у вас больше шансов купить настоящее сливочное масло. При этом на упа-ковке должно быть указано именно ДСТУ 4399:2005 и никакое другое, так как на маргарин и спрэд тоже действуют свои государственные стандарты, но с другими цифровыми обозначениями!
Итак, из 10 проверенных образцов сливочного масла 8 соответствовали требованиям нормативно-правовых актов Украины по маркировке. На масле ТМ «РУМО» были неверно указаны сроки хранения продукции. Но больше всего экспертов поразила маркировка продукции фирмы «Valio FIN», вернее ее отсутствие. Это масло было самым дорогостоящим из всех выбранных образцов. А в итоге на упаковке не был указан документ, согласно которому изготовлена продукция, отсутствовала также группа («Крестьянское»), вид масла («кисло-сливочное»). Кроме того, даты, нанесенные на упаковку, не соответствовали указанным срокам хранения.
В образце масла ТМ «Галичина» было занижено заявленное количество жира. На этикетке было обещано 72,6 %, а на самом деле оказалось 69,8 %. Также у двух образцов были замечания к качеству жира — это масло торговых марок «РУМО» и «Вершкова Долина», в которых было выявлено наличие растительного жира, что недопустимо. В добавлении растительного жира нет ничего страшного. Но такой продукт называется соответствующим образом — спрэд или маргарин — и введенные растительные жиры обозначены в его составе в процентном соотношении с молочными жирами. Но — обратите внимание — такой продукт и стоить должен дешевле.
И еще: проверку на нежелательную микрофлору все образцы сливочного масла выдержали достойно, за исключением 1 образца. В продукции торговой марки «Белоцерковское» была обнаружена кишечная палочка. Кроме того, в этом же образце масла было выявлено завышенное количество дрожжей и плесневых грибков.
Таким образом, по итогам исследования полностью соответствует нормативным документам половина образцов — это сливочное масло торговых марок «Тульчинка», «Заречье», «Шостка», «Селянское» и ПАО «Первомайский молочно-консервный комбинат». Плохие оценки по различным показателям получили масла марок «Белоцерковское», «РУМО», «Галичина», «Вершкова Долина», «Valio FIN».
«Учитывая, что 50 % протестированных образцов масла не соответствовали требованиям нормативной документации, по которой они изготавливались, производителям следует задуматься о повышении качества своей продукции. С таким отношением производителя к качеству, — подытожил В. Величко, — не может идти речь о конкурентоспособности на европейском рынке. В том числе производителям необходимо внедрять действующие системы управления безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР. Тем более, что в Европейском Союзе наличие систем НАССР является повсеместной практикой, и без них не может работать ни одно европейское предприятие пищевой отрасли».