Катастрофа МН17: шесть лет после трагедии

17.07.2020 12:50   -
Автор:
hromadske рассказывает, что на сегодня известно об этой катастрофе и на каком этапе следствие.
Версии окончательные и альтернативные
Весной 2018-го Объединенная следственная группа объявила, что малазийский Boeing 777 над Донбассом сбили с ракетной установки «Бук». Она принадлежала курской 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил РФ и приехала на Донбасс именно с территории России. На судебных слушаниях следователи объясняли, как собирали доказательства в пользу основной версии. Из того, что известно на сегодня, скорее всего, все произошло так:
Как транспортировали «Бук»
Путь «Бука» на Донбасс начинается еще 23 июня. Тогда конвой из 45 автомобилей, включая 6 комплексов «Бук» на тягачах, покинул территорию 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском. Направлялся в Миллерово, в сторону военного аэродрома неподалеку от границы с Украиной, а именно: территории «ДНР», окольными путями: радары и фото агентства Reuters фиксируют колонну возле населенных пунктов Старый Оскол, Алексеевка и Россошь — лишь затем колонна поворачивает на трассу М-4 (автомобильная дорога федерального значения сообщением Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск). В Миллерово прибывает 25 июня.
Через три недели, в ночь на 17 июля, «Бук» попадает в Донецк. Через несколько часов его видят уже возле Енакиево на другом трале — грузовике донецкой компании ОАО «Строймеханизация» марки Volvo. Сопровождение тоже обновилось: теперь это черный Volkswagen и УАЗ. Около 11 утра по российскому времени (10 по Киеву) конвой отправляется в направлении Тореза. В Снежном «Бук» выгружают и перемещают в поле в нескольких километрах от поселка Первомайского. За несколько часов, в 13:30 по киевскому времени (14:31 по Москве) малазийский Боинг взлетает с терминала «Н» аэропорта «Схипхол» неподалеку Амстердама. На борту 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Как произошло сбивание
За двадцать минут до падения МН17 на 37 километров отклоняется от курса из-за плохих погодных условий и летит на высоте 10 050 м — минимально допустимой над Донбассом. Через минуту самолет покидает воздушное пространство Украины — украинский диспетчер передает рейс под российский контроль.
В 16:20 по Москве в Боинг попала ракета с «Бука». Сразу же больше всего пострадала кабина пилотов: из-за взрывной волны она и часть салона бизнес-класса оторвались. Остатки пролетели еще 8,5 километров, после чего треснула задняя часть фюзеляжа и отпал хвост самолета. Все это произошло менее чем за две минуты. Обломки самолета и останки тел погибших разлетелись в радиусе более 15 кв. км от места катастрофы.
Спасателей и представителей миссии ОБСЕ пустили к месту катастрофы лишь на третий день после крушения. На тот момент «Бук» из-под Снежного успели через Красный Луч, Дебальцево и Луганск вернуть в Россию.
Точно ли был «Бук»?
Следствие считает, что Боинг сбили именно с «Бука». Как исследовали эксперты нидерландского криминалистического института, на обломках самолета было много дыр со рваными краями и похожих на «кратеры». Металл иногда был вогнутый внутрь, а иногда наружу. Такие же повреждения эксперты получили во время испытаний на полигоне, которые провели в Украине и Финляндии, когда алюминиевые конструкции взрывали ракетами «Бук».
Еще одно совпадение: в обломках самолета и телах членов экипажа Boeing обнаружили такие же металлические элементы, которые встречаются в боеголовке «Бук» типа 9N314M. Кроме того, именно с наружной стороны кабины заметна сажа от взрыва ракеты, тогда как внутри ее не было вообще. Да и звук взрыва, который зафиксировали бортовые самописцы и три микрофона в кабине пилотов, по мнению следствия, говорит о том, что он был вызван именно внешним воздействием.
Во время следствия удалось также доказать, что «Бук» приехал из России, хотя российская сторона указывала, что ракета, выпущенная из него, на балансе украинского ВПК. Удалось выяснить серийный номер двигателя ракеты — 8869032: такие производили на вооруженном заводе в Долгопрудном, что в Подмосковье в 1986 году. Локацию, откуда выпустили ракету — Снежное — определили очередные расчеты нидерландских и бельгийских экспертов. Итак, предположение российского концерна «Алмаз-Антей», который производит «Буки» о том, что на самом деле ракету запускали с подконтрольного Украины Зарощенского, тоже удалось опровергнуть.
На момент катастрофы недалеко от Boeing было еще два самолета — отсюда и версия России о том, что, вероятно, МН17 сбили украинские военные из воздуха. Но, во-первых, даже российские радары в Усть-Донецке показали, что самолеты были пассажирскими. А, во-вторых, украинский СУ-25 не мог бы переносить ракеты Р-33, Р-37 и Р-40 — единственные, наличие которых можно предположить в соответствии с характером повреждений.
Подозреваемые и причастные
Уголовный процесс против возможных виновников преступления начался в Нидерландах 9 марта этого года. Этот суд обещает стать одним из крупнейших в мировой практике за последние десятилетия, ведь, кроме всего прочего, к нему приковано значительное международное внимание.
Кого сейчас судят
В деле пока четверо обвиняемых, которых JIT назвала еще в июне 2019-го. Это трое россиян и украинец.
Самый известный фигурант — Игорь Гиркин-Стрелков, бывший «министр обороны так называемой “ДНР”», который непосредственно контактировал с руководством России. Большинство боевиков, имеющих отношение к сбиванию «Боинга», были его подчиненными. В мае 2020-го Гиркин прокомментировал причастность к сбиванию рейса МН17 в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону, которое нидерландский суд приобщил к материалам дела. Он заявил, что падение самолета было тяжелым ударом для него, однако уверен, «ополчение Боинг не сбивало».
Как и Гиркин, другой подозреваемый, Сергей Дубинский («Хмурый») — генерал-майор русской армии. Он возглавлял разведку боевиков. Доказательства указывают на то, что именно Дубинский контролировал транспортировку «Бука» к месту запуска и участвовал в его эвакуации после сбивания самолета. В 2019-м Дубинский заявлял, что сотрудничать со следствием не планирует и причастность к трагедии не признает.
Третий — Олег Пулатов («Гюрза» или «Халиф»), подчиненный Дубинский. Он, вероятно, охранял «Бук» на месте запуска. Только Пулатов представлен на суде в Нидерландах двумя голландскими адвокатами. Это — Сабине тен Дусхатте и Баудевейн ван Эйк.
Четвертый обвиняемый — украинец Леонид Харченко («Крот»), подчиненный Дубинского, который вместе с Пулатова мог сопровождать «Бук» до Снежного. Сейчас он на территории «ДНР» — узнала Русская служба BBC. Его арестовали в Донецке «власти “ДНР”» через два дня после начала суда по делу MH17 в Нидерландах. Арест связан с другим делом. 8 мая его продлили еще на два месяца. Харченко еще в июле 2015 года объявили в розыск в Украине, заочно обвинив в создании террористической группы.
Другие причастные
Скорее всего в ДНР сейчас находится еще один фигурант дела о сбивании Боинга. В июне 2019-го украинские спецслужбы вывезли с неподконтрольной части Донецкой зенитчика «ДНР» Владимира Цемаха, который на одном из видео, вероятно, говорит, что «прятал Бук». В сентябре власти Украины передали его России в рамках обмена пленными. В сентябре 2019-го следствие изменило статус Цемаха со свидетеля на подозреваемого (впрочем, в судебном процессе, который стартует в Нидерландах, он пока не проходит в качестве обвиняемого). Нидерланды присылали России запросы об экстрадиции Цемаха, но Москва отказала, и Цемах вернулся на неподконтрольную часть Донбасса. Затем попытался подать на Украину и Нидерланды в Европейский суд по правам человека — однако его запрос отклонили.
7 июля Служба безопасности Украины сообщила о задержании в Киеве гражданина Украины К. — якобы, одного из бывших «кураторов» руководителей «ДНР» и внештатного сотрудника ГРУ Вооруженных сил России, причастного к сбиванию рейса MH17. Задержанный принимал участие в создании «Разведывательного управления ДНР» и других его подразделений. В опубликованных СБУ перехваченных телефонных разговорах задержанного слышно, как он общается с Дубинским и Харченко.
Расследователи Bellingcat рассказывают больше подробностей: имя задержанного Андрей Кунавин. У него криминальное прошлое, связи с криминальным миром и с российской политической элитой. Показаний он не дает, говорят в Офисе Генпрокурора. Кунавину инкриминируют создание террористической организации и уже избрана мера пресечения. Он будет под стражей как минимум 60 дней без возможности внесения залога.
Россия недовольна нидерландским следствием
Москва отрицает причастность к катастрофе МН17 и не воспринимает доказательств и заявлений, которые публикует Объединенная следственная группа. В генеральной прокуратуре РФ объяснили, что не выдадут обвиняемых по делу россиян. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел России Мария Захарова в апреле этого года заявила: «Для правосудия важно, чтобы процесс носил открытый характер и проходил в рамках правовых норм, чтобы судебные слушания в полной мере учитывали аргументы обеих сторон, а не только обвинения».
Правительство Нидерландов 10 июля сообщило, что подает против России иск в Европейский суд по правам человека из-за его причастности к сбиванию самолета. Речь идет о нарушении Россией трех статей Европейской конвенции по правам человека. Посол Украины в Нидерландах Всеволод Ченцов впоследствии сообщил, что Нидерланды рассматривают возможность привлечения других государств к иску против России, в частности Украины.
«Поведение РФ оскорбляет моих клиентов и любого мыслящего человека, заинтересованного в совершении правосудия. Присоединение Нидерландов к искам усиливает давление, которое оказывали семьи почти с первого дня», — заявил американский адвокат Джерри Скиннер, представляющий интересы родственников жертв авиакатастрофы в Европейском суде по правам человека.
Следующий этап суда в Нидерландах состоится с 31 августа по 13 ноября 2020 года.
Также 10 июля Европейский суд зарегистрировал иск Нидерландов против России по делу МН17. Заявление было зарегистрировано под номер 28525/20.
“По данным правительства Нидерландов, самолет был сбит из зенитной ракетной системы “Бук”, которая принадлежала и была предоставлена ​​Российской Федерацией. Правительство Нидерландов утверждает, что российское правительство несло ответственность за смерти в нарушение статей 2 (право на жизнь), 3 (запрет на пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращения) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции о правах человека”, – говорится в сообщении.