Как я провел лето

31.08.2016 07:00   -
Автор:

— Валерий, чем вам запомнилось лето 2016? Как вы его провели?

— Как всегда, с детьми. Я работаю в образовательном агентстве «Гравитация» и в студии «Nickname», провожу выставки, лекции, занятия. Но лето на то и лето, чтобы не сидеть в душных помещениях, чтобы искать клады, путешествовать, набираться новых впечатлений. Мы ездили в детские лагеря, исследовали город, выезжали на природу, искали древности… У нас была целая куча дел. И в результате могу поделиться своим главным впечатлением этого лета — у нас потрясающие дети. Мы можем многому у них научиться.

— Поясните, пожалуйста, свою мысль. Ведь, как правило, старшее поколение недовольно подрастающим.

— И очень зря. Сегодняшних детей ругают за то, что они ничем не интересуются, в голове одни гаджеты. Абсолютно не согласен, и могу разочаровать критиканов. Это поколение лучше развито, чем наше. Я часто это повторяю, но скажу снова, речь идет о тех детях, которыми занимаются родители. Проще всего купить ребенку планшет, чтоб отстал, а потом удивляться, почему он не сажает деревья, не читает книги, не помогает старшим. Или другой вариант. У меня во дворе постоянно носятся 10–15 мальчишек в возрасте от 8 до 13 лет. Вроде и на воздухе, и в движении, но они за все лето, кроме мяча, ничего не увидели, ничего не прочитали, ни одной мысли не додумали до конца. Но разве они в этом виноваты? Разве к ним мы должны предъявлять претензии? В образовательных агентствах совсем другая ситуация. Там дети, которые учат языки, занимаются спортом, изучают какие-то народные промыслы. Я узнаю от них массу нового и интересного, они заряжают меня своей энергией, а как-то я поймал себя на том, что самую большую радость испытываю, когда вижу их светящиеся удивлением или восторгом глаза.

— А чем они удивили вас этим летом?

— У нас в городе идет масштабная реконструкция. И все лето я водил детей на всевозможные раскопки. У моих детей слово раскопки вызывает бурю эмоций. Вот я говорю: «Кто хочет пойти на раскопки?» — хотят все. На площади Розы Люксембург, теперь Павловской, выкопали подземелье, прямо видно, как там идут ходы. Так вот приходим мы на площадь, где подняли асфальт и раскопали землю, а там остатки какой-то посудной лавки. И мы находим множество осколков голландской посуды ХІХ века с красивыми рисунками. Представляете, они сами своими руками из раскопок достают фрагменты посуды, которым больше двухсот лет. У них глаза сияли, уж поверьте, сильнее, чем от какого-то гаджета. И как-то вел я группу из «Гравитации». Среди детей был мальчик, который ну явно не проявлял интереса к происходящему. Я даже спросил его:

— Тебе не интересно?

— Не очень, — отвечает. Я вижу, он такой спортивный, крепкий, спрашиваю:

— Спортом занимаешься?

— Да, занимаюсь, легкой атлетикой.

— Молодец. Но спорт это не все. Хорошо бы и книги интересные почитать.

— А я читаю.

— А что ты сейчас читаешь?

— Стивена Хокинга «Вселенная».

А это книга по астрофизике, чтоб вы понимали. Я остолбенел. Мальчишка в пятом классе. И он это читает!

— А ты вообще много читаешь? — спрашиваю.

— Да, я люблю читать.

— А есть такая книга, которую ты читал, но не понял.

— Да.

— ?

— «80 дней вокруг света».

Я снова удивился.

— Да мне тогда было всего 9 лет, я тогда еще многого не понимал, — пояснил мне собеседник.

А как-то поехали с детьми на песчаный карьер. Есть такое место под Харьковом, очень интересное, со следами окаменелостей, попадаются акульи зубы, которым 65 млн лет. Дети, конечно, в восторге, роют, ищут, находят, к ним родители присоединились, тоже, как дети, радуются. И я говорю: «Как все-таки здорово, что мы все вместе на воздухе у реки заняты увлекательным делом, с толком проводим время». И тут один мальчик, Влад, говорит мне: «Да время… Это очень важно. Валерий посмотрите обязательно фильм «Время». Я после него очень многое понял». Знаете, я приехал домой и сразу посмотрел фильм. И всем советую. Но мальчишка-то перешел в четвертый класс. И он смотрит и понимает такие сложные вещи.

Или вот случай. Ходит ко мне на лекции мальчик Никита. Он так ярко выделяется своими знаниями, цитирует литературу, я даже удивился, откуда он все это знает. Говорит, что много читает. Я решил его удивить. Показал макет корабля. Он сразу разобрался:

— Это ледокол, скорее всего, «Ленин», ой, нет, это «Арктика».

— А ты в каком классе?

— В четвертом.

— А откуда знаешь такие названия?

— Читал.

Я подарил ему эту модель. И скажите, как этому можно не удивляться? Не нужно говорить о детях плохо, нужно делать так, чтобы мы могли ими гордиться. Если вам не нравятся ваши дети, значит, вы ими не занимаетесь.

— А у вас есть какие-то приемы, которые вы используете в работе с детьми?

— Даже не знаю, так трудно сказать. Ну вот, например, я прошу детей, которые хотят идти на раскопки, позвонить мне в 7 утра. Если проспят, значит, не очень хотели приключений, а если позвонят, мы собираемся и идем. Так вот, меня ни разу никто не подвел. Они все вставали рано, звонили мне вовремя, и ни разу наш поход не сорвался. Так вырабатывается чувство ответственности. А еще я иногда провожу акции, скажем так, благотворительные. Мы ездили в лагерь к детям из АТО. Это очень важно не с познавательной точки зрения, а с точки зрения развития личности. Ведь сейчас даже те родители, которые занимаются детьми, делают акцент на том, чтобы ребенок много знал, но практически никто не думает о том, что у него в сердце. Я стараюсь разбудить в ребенке человека.

— Что вы пожелаете школьникам сегодня, в День знаний?

— Учитесь легко и с интересом. Вам родители говорят — занимайся языком, занимайтесь, предлагают куда-то поехать — поезжайте, смотрите фильмы, читайте книги, занимайтесь спортом, используйте любые возможности. Все, чему вы научитесь, останется с вами.