Эльдар Рязанов отмечает юбилей. Мастеру – 85

19.11.2012 14:00   -
Автор:

Мастеру – 85. Он больше полувека пишет сценарии и снимает кино. Сложно найти режиссера, который открыл бы такое количество кинозвезд и создал бы такое количество хитов – «Карнавальная ночь», «Гараж», «Служебный роман», «Вокзал для двоих».

Рязанов считает, что ему удалось сделать почти всё, только не побороть свой избыточный вес. Юбилей режиссер отмечает тихо, по-домашнему, лишь близкие друзья – всего 200 человек. И никакой прессы. Говорить о себе, а уж тем более в юбилей, Эльдар Александрович не хочет. Но мы не смогли не вспомнить о великом режиссере.

– Понимаете, у нас традиция… Каждый год мы с друзьями ходим в баню.

О том, что делает Женя Лукашин с друзьями под Новый год и чем это заканчивается, советские зрители могли вообще и не узнать. Ведь практически все его фильмы запрещали по разным причинам. В «Иронии судьбы», например, заметили пропаганду пьянства.

– Какая гадость эта ваша заливная рыба.

Но режиссер никогда не сдавался. Не брали сценарий в кино, он шел на телевидение и отстаивал картину.

Чтобы вписаться в советскую идеологию, кроить и перекраивать сценарии Рязанову приходилось постоянно. То вор получится слишком романтичным, то гаражный кооператив слишком правдивым.

– Я могу сама раздеться без посторонней помощи, я боюсь, что это не доставит удовольствия присутствующим.

Но самым тяжелым испытанием оказалась комедия о гусарах. Слишком часто вмешивалась цензура, картину даже несколько раз закрывали. Но стараниями Рязанова зрители все-таки услышали этот трепетный романс.

– Вы, чьи широкие шинели, напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса и голоса, и чьи глаза как бриллианты на сердце вырезали след, очаровательные франты, очаровательные франты минувших лет.

Спустя 30 лет Ирина Мазуркевич не забыла ни проникновенные строки, ни мотив. Еще бы, Рязанов разрешил актрисе самой спеть в картине. Режиссеры такое редко позволяют. Он вообще очень любит своих артистов.

Ирина Мазуркевич, актриса:

– Он очень требовательный режиссер, но он знает что требовать, потому что есть режиссеры требовательные, вздорные, но самодуры, которые «сама дура», которые не знают чего хотят, а знают что не так, а вот как не знают. А Эльдар Саныч всегда знал – как надо, что надо, ну а дальше он отпускал артиста.

Его герои такие понятные и близкие зрителю. Серые советские интеллигенты, которые верят в справедливость и человеческое счастье. И зрители нескольких поколений находят в них что-то своё.

– Если у вас есть ко мне какое-то конкретное дело… И никогда не приходите в мой кабинет. Нет, ни за что, не побеспокою.

Гениальный актерский состав и постоянные импровизации во время съемок «Служебного романа». Очередной раз Рязанов заставил смеяться весь Союз, и фильм разошелся на цитаты.

– А меня вообще сослали в бухгалтерию. Да на тебе пахать надо.

Во всех его картинах главной оставалась все-таки любовь. Правда, не всегда счастливая, и не у всех героев.

Людмила Иванова, актриса:

– Я сама Эльдара Саныча просила – ну пускай Шура тоже в кого-нибудь влюбится. Пускай даже из-за угла на кого-нибудь глядит, ну например на Бубликова, да. И Шура в хоре поет. А то ну что же все влюбляются, поют, а я нет. Он говорит – идите, собирайте взносы. Я и пошла.

К сердцу зрителя Рязанов достучался, кажется, сразу и навсегда. Каждый год выпускал по фильму, который сразу становился хитом. Он никогда не промахивался с выбором артиста и не ограничивался только режиссерской работой.

Алла Щёлычева, корреспондент:

– Недаром в кафе киноклуба все стулья расписаны звездными фамилиями. Ведь многих из них режиссер открыл и привел в советское кино. Он и сам любил появляться в своих картинах. 20 раз играл в эпизодах то прохожего, то пассажира самолета, то замдиректора вокзала. Но здесь он, пожалуй, в своей главной роли – мастера, у которого все под контролем.

Неугомонный режиссер мягкий только внешне. Его не раз разносили критики после очередной премьеры, а он брался за новую ленту, даже, когда совсем не было денег. Но потом они откуда-то появлялись, и на экраны выходила новая трогательная история.

Оксана Коростышевская, актриса:

– Это глыба. Это кладезь. Наверное, Рязанов – это целый мир. Вот прикоснуться к нему, к его кино, я считаю, что это счастье. Это такая определенная планка, определенная высота, к которой дай бы бог, сейчас кому-то допрыгнуть.

Сложно представить советское кино без Рязанова, как и поверить в то, что режиссеру – 85. На пенсию он и не собирается, наоборот по-прежнему снимает, пишет, проводит творческие встречи. И, кажется, только молодеет от работы.

Сергей Мигицко, актер:

– Вообще Эльдар Саныч, он, когда работает, он теряет возраст, непонятно, сначала, как в таком человеке в таком возрасте вообще настолько энергично живет. Как он себя тратит, как он себя не бережет. Он такой молодой, он внутри, в нем такой молодой живет человек, он не утратил ни интереса к жизни, ни к мироощущению. Он бывает и наивен порой, а бывает в нем просыпается какой-то такой… эх мужик такой.

Как один человек сумел создать такую коллекцию кинохитов. Фильмов, которые смотришь в сотый раз, смеешься и плачешь, и понимаешь, что с удовольствием посмотришь и в сто первый.

Источник:Подробности