Алло, мы ищем таланты!

14.03.2019 15:40   -
Автор:
Итак, Положение Кабмина о сертификации учителей было утверждено на заседании правительства 27 декабря 2018 года. В документе сказано, что сертификация – это внешнее оценивание профессиональных компетентностей педагога, «осуществляемое путем независимого тестирования, самооценки и изучения практического опыта работы». Согласно постановлению, в 2019 году в пилоте примет участие одна тысяча учителей начальных классов — добровольцев. Оценивать их будут представители Минобразования, Украинского центра оценивания качества образования и Государственной службы качества образования.
Регистрация на сертификацию проходила с 15 января по 1 февраля. Харьковской области была предоставлена квота в 55 человек. От Харькова изъявили желание участвовать 21 педработник. Сегодня пионеры проекта готовятся к первым испытаниям.
Сеять разумное, доброе, вечное
Как рассказала в интервью «Харьковским известиям» директор Департамента образования ХГС Ольга Деменко, тема сертификации учителей действительно на слуху, но о ней еще не только общественность, но и сами педагоги мало знают.
– В чем же цель нововведения?
– Цель – выявление самых талантливых, наиболее творческих учителей и поддержка их материально. Учитель, который пройдет сертификацию, будет получать в течении трех лет 20% надбавку к зарплате.
– И что для этого нужно?
– Нужно пройти три этапа сертификации. Это очень сложный и ответственный процесс. Первый этап – это оценка профессиональной компетентности. То есть, это ВНО для учителя. Допустим, вы учитель математики. Следовательно, вы должны ответить на тесты по математике. Ну, что греха таить: не все учителя могут написать ВНО по своему предмету на 190-200 баллов.
Второй этап — изучение практической деятельности педагога. Вы написали тесты. Молодец, хорошо. Но комиссия должна прийти к вам в школу, познакомиться с тем, как вы работаете, посетить ваши уроки, сделать соответствующие выводы. Почему так? Потому что вы можете быть высоким профессионалом в своей области, знать прекрасно предмет, но можете ли вы свой предмет донести до ученика? Соблюдаете ли вы педагогическую этику, педагогический такт, применяете ли вы индивидуальный подход в преподавании? И я вам скажу, это очень важно. Иногда, поверьте моему 20-летнему преподавательскому опыту, учителя, на высочайшем уровне знающие свой предмет, могут хуже преподавать, чем более слабые, лучше чувствующие детей.
Мое глубочайшее убеждение: для того, чтобы ребенок полюбил предмет, он должен уважать, любить и ценить учителя. Если ребенок плохо к вам относится, он никогда не будет увлечен вашим предметом. Здесь должен быть личный контакт, личный пример.
И третий этап — самооценка учителя и презентация собственного педагогического опыта. Предоставляют авторские методички, дидактические материалы, видео уроков…
Результаты определяет экспертная комиссия при Министерстве науки и образования Украины. То есть, ни местные управления образования, не областные, а Министерство…
– Что в результате?
– В результате комиссия принимает решение: если учитель получает сертификат, то он во-первых, будет получать денежную надбавку; во-вторых, следующая категория учителю присваивается автоматически, минуя аттестацию.
– Чем привычная аттестация отличается от сертификации?
– Аттестация проходит на уровне учебного учреждения. Если учитель получает первую или вторую категорию, его оценивают «родные» директор или завуч. Если учитель получает высшую категорию, то его аттестует районная комиссия. А при проведении сертификации к учителю придут на урок представители Министерства образования и представители недавно созданной Государственной службы качества образования и Украинского центра оценивания качества образования. Поэтому сертификация значительно глубже, значительно важнее.
– А институт повышения квалификации еще существует?
– Конечно, Академия непрерывного образования продолжает работать. Потому что перед аттестацией учитель обязательно должен пройти курсы повышения квалификации. Эта система и для медицины, и для образования единая. Я считаю, она абсолютно правильная, потому что люди, занимающиеся этими профессиями, должны постоянно развиваться. Нельзя стоять на месте. Каждые три года специалисты, будь-то директор или завуч, или учитель начальной или средней школы, проходят в Академии непрерывного образования курсы повышения квалификации. Это почти такие же занятия, как в институте. И когда учитель прошел эти курсы, он готов к аттестации. Без курсов повышения квалификации вас аттестовать не имеют права.
– Если учитель не пройдет сертификацию, что ему грозит?
– Ничего. Абсолютно. Например, я изъявила желание пройти сертификацию, но не получилось. На моем учительстве это никак не отразится. Я старым дедовским способом буду аттестовываться. Сертификация должна выявить самых классных учителей. Я понимаю, что на сегодняшний день у нас не все учителя готовы к сертификации, но она должно быть. Потому что талантливых детей должны учить талантливые учителя. Учитель не должен из года в год талдычить ученикам одно и тоже. Он должен расти, совершенствоваться и развиваться. Чтобы не учитель шел за детьми, а дети — за учителем.
Еще раз отмечу, на сегодняшний день сертификация не заменяет аттестацию. Она идет параллельно, как более высоко организованный вариант работы с учителем.

Социологическое исследование, проведенное в январе 2019 года совместно ГО «ЕдКемп Україна» и Министерством образования и науки “Учить и учиться: как и куда расти украинскому учительству” выявило, что 72,2% украинских педагогов верят в прозрачность и эффективность внешней независимой сертификации учителей. Несмотря на то, что основной целью сертификации является поиск лучших педагогов, а добровольность процедуры закреплена как в положении, так и в Законе «Об образовании», 62% опрошенных выступают за обязательное введение сертификации в замену нынешней аттестации. Исследование также выявило, что в реформе действующей системы повышения квалификации нуждаются 78,7% педагогов.

Участие в исследовании приняли 8427 педагогов, представляющих все области Украины.


Официально
– Через механизм Сертификации мы хотим найти тех лучших проводников Новой украинской школы, агентов изменений, которые готовы делиться и распространять современные методики обучения. Реализовать такую цель можно только при условии добровольности процесса, поэтому мы тщательно будем следить за соблюдением этого принципа. В 2019-м мы ограничили количество участников до 1 тыс. человек, а также распространили это только на одну категорию педагогов – учителей начальных классов. Пилотирование сертификации также продолжится в 2020 и 2021 годах, я надеюсь, что в последующие годы мы сможем расширить и количество возможных участников, и категории учителей, которые смогут принять участие в сертификации, – рассказала в одном из интервью министр образования и науки Украины Лилия Гриневич. – Когда хорошо отпилотируем сертификацию, тогда заменим ею всю аттестацию. Это не будет ни в следующем году, ни через год. Это будет так, как когда-то вводилось ВНО для детей: на протяжении нескольких лет оно было добровольным, отрабатывалось, очень хорошо налаживался механизм, и только после этого мы ввели его на национальном уровне.

«Талантливых детей должны учить талантливые учителя. Учитель не должен из года в год талдычить ученикам одно и тоже. Он должен расти, совершенствоваться и развиваться. Чтобы не учитель шел за детьми, а дети — за учителем». Ольга Деменко