В угаре конфликта

23.01.2013 09:34   -
Автор:

Именно к нему, по заверениям представителей завода, как к опытному юристу за помощью якобы обратилась харьковчанка Елена Решетько, которая безуспешно пытается через суд добиться от ПрАО «Харьковский коксовый завод» и ПрАО «Термолайф», работающего по соседству, многомиллионной компенсации за вред, нанесенный, по ее словам, ее здоровью деятельностью предприятий. При этом ни на одном судебном заседании, а их уже было десять, Е. Решетько не старалась апеллировать к фактам. Ее доказательной базой были сплошные эмоции, карточка из поликлиники и результаты многочисленных проверок, выводы которых лишь подтверждали позицию ответчика (!): деятельность предприятий разрешена природоохранными органами, нарушений по природоохранной деятельности не установлено. На подобные «мелочи» госпожа Решетько просто закрывала глаза и продолжала будоражить людей нелепыми инсинуациями, систематически обвиняя предприятие в выбросах «боевых отравляющих веществ», в том числе ртути и смертельного яда ДИОКСИНА, которым она легко заменила ДИОКСИД, больше известный как углекислый газ. Понятно, что, замыслив столь масштабное предприятие, Е. Решетько рассчитывала на поддержку единомышленников. Но здесь произошел первый прокол — большинство харьковчан, в том числе и проживающих в непосредственной близости от Коксового завода, с претензиями Решетько и требованиями закрыть завод категорически не согласились. Пришлось искать поддержки у оппозиции, тем более на носу были парламентские выборы, и экологический козырь мог в определенный момент сыграть. Так Решетько стали поддерживать активисты общественной организации «Прорвемся». Как показало время, дивидендов подобное сотрудничество экс-кандидату в народные депутаты Украины по 176‑му округу Харькова Андрею Ильгову не принесло. Теперь, похоже, выгоду из конфликта пробует извлечь Игорь Швайка. Рабочие ХКЗ утверждают, что он уже якобы отправил депутатский запрос по поводу деятельности Харьковского коксового завода в Администрацию Президента. Также предполагается непосредственное участие его юристов в судебном рассмотрении исков Решетько к ХКЗ.
«Новое обращение в АП — это очередная лавина всевозможных проверок предприятия, — говорит председатель профсоюзного комитета ХКЗ Лариса Дмитриевна Канцедал. — У нас уже скопились сотни актов проверяющих органов, и ни один из них не подтверждает обоснованность претензий Решетько. А ведь проверки проходят в рабочее время, огромное количество людей отвлекаются от рабочего процесса. Предприятие элементарно несет убытки, а в итоге страдает весь коллектив». На предприятии отмечают, что ущерб от внеплановых проверок уже составил около двух миллионов гривень.

Спасем природу или заработаем деньги?

Ни для кого, я думаю, уже не секрет, что различные организации с приставкой «эко» к экологии имеют весьма отдаленное отношение. Часто это финансовые пирамиды или же так называемые «грантоеды», живущие на гранты зарубежных спонсоров и создающие видимость бурной деятельности, а порой и просто искусственно созданные организации, призванные своей деятельностью вносить экономическую либо политическую дестабилизацию. Настоящие экологи работают на благо природы и общества: следят за качеством воды и прочих природных ресурсов, потребляемых в городах, устанавливают строжайшие нормы на выбросы в атмосферу и утилизацию отходов и контролируют их соблюдение.
Другое дело псевдоэкологи. У них иная задача: на различных фальсификациях будоражить общество, не считаясь ни с кем и ни с чем и не неся никакой ответственности за последствия. Нечто похожее, как нам показалось, просматривается в деятельности так называемого Координационного совета общественных организаций по экологическому направлению, первое рабочее собрание которого состоялось 18 января. Десяток активистов под председательством Сергея Берлинского, по совместительству еще и зампредседателя клуба «Батулина», обозначили пять основных направлений своей работы, приоритетными из которых стали борьба против ХКЗ и «Термолайфа». Сам С. Берлинский, бывший артиллерист, в прошлом году впервые испытал на себе «ужасающее воздействие выбросов ХКЗ». «Девять минут я смог выдержать, а потом вынужден был спасаться на маршрутке из этой зоны экологического бедствия. Тогда-то я и решил вплотную заняться этой проблемой. С активистами из «Трудовой Харьковщины» мы собрали около 1000 подписей, из них половину на рынке ХТЗ (!). В основном поддержали нас женщины», — поделился опытом С. Берлинский.
Такая статистика подтолкнула новоявленных экологов к гениальному по своей простоте решению — создать женсоветы, которые станут авангардом в борьбе против ненавистного Коксового завода. Следующим шагом, по словам С. Берлинского, должно стать создание органов самообъединения населения (ОСН, не путать с ОСМД). «На базе вновь созданных ОСН мы будем добиваться проведения общего собрания жителей Октябрьского микрорайона, а в перспективе и Ленинского, где будут созданы инициативные группы, проведены общие собрания. На базе ОСН мы будем целенаправленно работать с депутатами всех уровней», — объяснил С. Берлинский и добавил, что организованная громада — это большая сила, тем более, если есть поддержка юристов. Официально юридическую поддержку совету оказывает организация «Сила и честь».
Причем никакими другими доводами, кроме мнения женщин с рынка, эти так называемые экологи не заморачиваются.
Но что примечательно. На столь важное собрание по созданию Координационного совета почему-то не были приглашены ни представители «заводов-нарушителей», ни профессиональные экологи. Но, тем не менее, специалисты Харьковского коксового завода все-таки пришли на столь претенциозное собрание. Так, заместитель главного инженера завода по охране окружающей среды Сергей Алексеевич Егоров призвал участников собрания, прежде чем верстать планы бурной деятельности, детально изучить саму суть конфликта, который он сам называет не иначе, как экологическое рейдерство.
Судебные иски Е. Решетько и запланированную деятельность вновь созданного совета ставят, по мнению С. Егорова, под угрозу не только работу производства, но и план экономического развития страны. «Наш Коксовый завод — необходимое звено в длинной технологической цепочке модернизации экономики страны. Но, похоже, основным заказчикам распространения ложной информации относительно ХКЗ, его предполагаемом воздействии на окружающую среду,
об инвесторах и руководителях и т. д., это не так интересно, как их личная выгода, — поделился своими соображениями С. Егоров. — Сегодня я снова повторюсь, что ХКЗ — современное предприятие, где успешно функционирует система менеджмента качества, внедряются энергосберегающие технологии. Внедрение новых технологий позволило не только стабилизировать работу предприятия, но и значительно снизить объемы производственных выбросов в окружающую среду и улучшить экологическую обстановку на предприятии и в регионе. Только выведение из предприятия химического производства позволило заводу уменьшить выбросы загрязняющих веществ в 20 раз. Затраты на модернизацию технологического и природоохранного оборудования завода составили более 133 млн. грн. В настоящее время завершается подготовка к строительству турбогенераторной установки, которая позволит уменьшить выбросы вредных веществ еще в 2 раза; разрабатывается проект строительства сероочистки». Также С. Егоров отметил, что завод соблюдает все нормативы в области экологии, о чем свидетельствуют результаты многочисленных проверок органами Минприроды, Минздрава и прокуратурой.