Харьков — город космической славы

23.09.2016 07:12   -
Автор:
19 сентября в музее планетария состоялась встреча представителей Молодежного совета при Харьковском городском голове с инженерами и конструкторами харьковских предприятий советских времен. Сегодня сложно даже поверить в то, что это именно они, эти люди, которые приблизили полет первого человека в космос, изменили ход истории, прославив Харьков навсегда.
Ветераны ракетостроения объединились в Общественный координационный комитет «Харьков ракетно-космический», который возглавляет настоящий энтузиаст Геннадий Михайлович Тупало, бывший заместитель главного инженера Харьковского завода электроаппаратуры, председатель Совета наставников завода. Этот комитет собрал ветеранов — тружеников предприятий космической отрасли Харькова: ГНПП «Объединение «Коммунар», ГП «ХПЗ им. Т. Г. Шевченко», ПАО «Хартрон», ГП «ХЗЭА», а также ветеранов космодромов, ХВВКИУ РВ им. Н. И. Крылова, научно-исследовательских институтов НИТИП и НИИРИ, сотрудников НАУ ХАИ, работников Харьковского планетария.
Среди почетных гостей этой встречи ветеранов со студенческой и научной молодежью Харькова был и полковник в отставке Юрий Алексеевич Гагарин, полный тезка Первого космонавта планеты. В 1961 году он, будучи молодым лейтенантом, участвовал в работах по подготовке исторического старта Юрия Гагарина.
Геннадий Тупало рассказал собравшимся о том, что 32 предприятия Харькова в свое время активно работали на космос и на ракетно-космическую оборону огромной страны. Напомнил, что с нашим городом по-разному связаны и 22 космонавта — кто-то родом с Харьковщины, кто-то учился, работал у нас. Точнее не 22, а 21, так как этот список традиционно открывают именем трагически погибшего Валентина Бондаренко.
Те, кто знаком с историей харьковского космоса, наверняка знают о том, что в первом — гагаринском — наборе отряда космонавтов был и наш земляк. Валентин Бондаренко мог стать космонавтом № 6, но он погиб 23 марта 1961 года, за три недели до полета Гагарина, перед самым завершением эксперимента в сурдокамере. Ему было всего 24 года. Похоронили его скромно на кладбище в районе Липовой Рощи, где он родился и провел молодые годы. Долгое время из-за режима секретности, окружавшего космонавтику, на обелиске над его могилой была надпись: «Светлой памяти от друзей летчиков». И только спустя 25 лет после его гибели к этой надписи было приписано окончание: «— космонавтов СССР».
В США на мысе Канаверал есть стела памяти всем землянам, погибшим при освоении космоса. Первой на этой стеле высечена фамилия харьковчанина Валентина Васильевича Бондаренко.
Истории человеческой жизни не оставили равнодушными никого из присутствующих. Рассказ о бывшем руководителе харьковского «Хартрона» Якове Ейновиче Айзенберге, ушедшем из жизни в 2004 году, заворожил слушателей. Это был не просто «украинский ученый, главный теоретик четырех поколений систем управления ракетно-космической техники», как пишут в современных справочниках. Он был специалистом, под руководством которого ракетно-космические комплексы — железо и двигатели — обеспечивались сверхточными программами — «мозгами». Они обеспечивали точность лета по заданной орбите на Земле. Таких фирм и ученых, руководящих ими, было три или четыре в мире (!) — в Хьюстоне, в Москве и в Харькове. Причем до последнего времени один из московских центров работал с системами управления полетов (в том числе и при запуске Международных космических станций), разработанными в нашем городе.
Еще немало поколений будут осознавать значимость харьковчан в космической истории.
Сохранением этой памяти и занимается Общественный координационный комитет «Харьков ракетно-космический» под руководством Геннадия Тупало. Ветераны хотят, чтобы наш город носил звание «Город космической славы». Уже несколько лет существует, теоретически пока что, проект создания архитектурно‑художественной композиции или комплекса «Харьков космический». На бумаге есть замечательные проекты по ул. 23 Августа. Вдоль аллеи (за памятником Солдату-освободителю до кинотеатра им. Довженко) предполагается установить несколько памятников, стел, панно с названиями харьковских космических предприятий, именами харьковчан, летавших в космос или работавших на его освоение. Центром композиции, по замыслу авторов, может стать макет гагаринской ракеты в натуральную величину — 38 метров металла, устремленного к звездам.
Проект этот рассматривался в свое время на уровне главного архитектора города, комиссий горсовета, городского головы. Но всем понятно, что в сегодняшней экономической (и не только) ситуации к его реализации никто даже не подступался, хотя были объявлены конкурс на его архитектурное решение, денежное вознаграждение.
Но вопрос, оказывается, не только в несвоевременности или финансовых затратах. Нам известно, что нет окончательного видения решения этого вопроса и у самих инициаторов. Оказывается, есть среди энтузиастов и такие, кто понимает, что комплекс на 23 Августа подорвет интерес к харьковскому планетарию. А экспозиция городского планетария входит в топ-5 лучших музеев по космонавтике в Украине. Сюда приезжают автобусные экскурсии из районов области, из городов Украины. Дельфинарий и планетарий — популярные места для школьных экскурсий, сведения о нашем планетарии есть во всех серьезных международных справочниках.
Как считает один из авторов всех экспозиций в планетарии Игорь Березюк, а почему бы, для дополнительного привлечения внимания к Харькову космическому, не установить макет гагаринской ракеты… напротив планетария? Как раз есть пустующий участок на склоне, чуть выше книжного рынка. Центр города — ракета была бы прекрасно видна со всей Клочковской, с Холодной Горы, с вокзала…
Эти идеи, мечты, но совсем не заоблачные. Для их реализации потребуется куда меньше средств, чем для осуществления тех самых космических разработок и проектов, благодаря которым Харьков по праву является самым космическим городом в Украине.