Харьков чтит и помнит! – газета «Харьковские известия»

22.08.2020 00:12   -
Автор:
ГЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ
Иностранные студенты, учившиеся в харьковских вузах в конце прошлого столетия, говорили, что Сумская и другие центральные улицы города напоминают им Париж, только без уличных музыкантов… Во многом это заслуга выдающегося харьковского архитектора Алексея Бекетова.
В 13 лет Алексей поступил в Харьковское реальное училище, которое давало среднее образование, и успешно окончил его через 7 лет. Параллельно он обучался живописи в единственной в империи частной школе рисования и живописи Марии Раевской-Ивановой.
Воодушевленный мечтами и имея солидную подготовку, он с легкостью в 1882 году поступил в Академию искусств в Санкт-Петербурге. Трудолюбие и стремление делать все красиво и оригинально вывело его в первые ряды студентов архитектурного отделения.
Бекетов учился у мастеров архитектурного искусства, профессоров, академиков Роберта Гёдике, Давида Грима, Александра Кракау и других. По его воспоминаниям, поначалу учиться было нелегко, приходилось много заниматься самостоятельно в академической библиотеке.
В 1889 году Алексей вернулся в Харьков, и в 1890 году женился на Анне Алчевской — одной из дочерей харьковского магната, банкира, благотворителя Алексея Алчевского и просветительницы Христины Алчевской.
Анна (годы жизни 1868—1931) стала единомышленницей мужа, к тому же у них было общее увлечение живописью. Окончив художественную школу Марии Раевской-Ивановой, она занималась преподавательской работой в воскресной школе для женщин, созданной ее матерью. В семье Алексея и Анны Бекетовых родилось четверо детей: Христина, Мария, Николай и Елена, ставших незаурядными личностями.
Молодой архитектор Алексей Бекетов готов был отдать все свои знания и способности, чтобы преобразить любимый город и внести в его облик еще больше красоты и гармонии.
В 1889 году пришла первая победа в конкурсе на проект Александровского коммерческого училища, который финансировало Купеческое общество. Алексей не только спроектировал здание, он, по примеру зодчих прежних времен, пожелал руководить строительством. Став неофициальным прорабом, он ощутил все тяготы и неприятности строительного процесса: нехватки денег, «выбивания» финансирования, отставания от графика работ и др. После такого нелегкого опыта Бекетов будет участвовать в управлении строительством почти всех своих проектов.
Через три года первое великолепное здание Бекетова в стиле итальянского Возрождения радовало глаз симметричной композицией, гармоничными пропорциями, изяществом четко обозначенных деталей и украшений, удобной и простой планировкой интерьеров. Сейчас в этом здании находится Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого.
По просьбе своего отца, семьи Алчевских и других харьковских просветителей он бесплатно проектирует здание Общественной библиотеки (ныне — научная библиотека имени В. Короленко), которую открыли в 1906 году.
Бекетов создал 116 различных проектов, из них 70 были посвящены Харькову, но только около 40 было реализовано. Перечень огромный: банки, железнодорожные вокзалы, театры, клубы, особняки, отели, церкви, библиотеки, школы, институты, другие учебные заведения, лаборатории, санатории, дачи, садовые павильоны, металлургический комбинат, жилье для рабочих заводов Алчевского и другое.
Заслужил уважение Алексей Бекетов не только как архитектор, но и как прекрасный педагог, любящий молодежь, добрый и достойный человек. С 1889 года он обучал студентов архитектуре в Харьковском технологическом институте. С преподаванием Бекетов был связан до конца своих дней, работая одновременно в Харьковском инженерно-строительном институте (сейчас — Харьковский национальный университет строительства и архитектуры) и в Харьковском институте коммунального хозяйства (ныне — Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А. Н. Бекетова).
В 1939 году ему без защиты диссертации было присвоено звание доктора архитектуры. В этом же году его избрали действительным членом Академии архитектуры СССР и присвоили звание Заслуженного деятеля искусств Украины.
Алексей Бекетов имел еще одно увлечение — живопись. Он создал более 200 пейзажей, зарисовок с натуры, этюдов, которые выставлял на различных вернисажах.
12 ЛЕТ СЧАСТЬЯ
Молодое поколение воспитано на шутках из телешоу и мало знакомо с судьбой и творчеством короля украинской «усмішки» — известного писателя-сатирика первой половины прошлого века Остапа Вишни. Настоящее имя сатирика — Павел Губенко. Тиражи его книг в советской Украине уступали только изданиям Ленина и Тараса Шевченко.
Он родился в 1889 году, а умер в 1956-м. Далеко не все харьковчане знают, что лучшие годы его трудной судьбы связаны с нашим городом.
Павел Губенко родом из Полтавской губернии, из хутора Чечва, что близ села Грунь Зенковецкого уезда. Его отец Михаил после шести лет службы в царской армии работал управляющим имением одного из помещиков.
Доходы семьи были небольшими, но позволили воспитать и дать образование всем семнадцати детям Михаила и Параски Губенко. Павел — второй ребенок, очень походил на мать, которая, по воспоминаниям односельчан, была «востра на язык», так и сыпала шутками и прибаутками.
Семье не давали покоя скрытые таланты маленького Павлика, о которых он писал позже с юмором: когда малышом, сидя на полу, размазывал рукой лужу, отец сказал, что быть сыну писателем.
Его трудовая биография началась в должности военного фельдшера в 168-м Миргородском пехотном полку. Некоторое время спустя он трудился в Киеве в отделении хирургии больницы Юго-Западной железной дороги. Но Павлу хотелось большего, в 1917 году он сдает экстерном экзамены за курс гимназии и его принимают на историко-филологический факультет университета в Киеве. Будущий сатирик тогда мечтал стать учителем.
Мечта не сбылась. На страну обрушились потрясения. В ноябре 1917 года в Киеве образовалось правительство Украинской Народной Республики, и Павел поступил в санитарно-медицинскую управу Министерства железных дорог УНР, вскоре в его подчинении находились все госпитали министерства. Несмотря на неспокойное время, в 1918 году Павел впервые напечатал памфлет в поддержку идей УНР в киевском журнале «Репьях», подписанный псевдонимом М. Михайлович.
Летом 1919 года он начал печатать свои юморески в газете «Українська Громада», которую издавала партия эсеров. Подписывал их нехитрым псевдонимом — Павел Грунский (от названия села Грунь). Скоро это имя стало известным в Каменце, юморески понравились читателям.
Он возвращается в Киев, где уже правили большевики. Ему удалось устроиться на должность редактора в издательстве «Книгоспілка», но как бывшего «петлюровца» и контрреволюционера его арестовывает ЧК: он попадает на дополнительное расследование в Харьков. Так трагически началось знакомство Павла Губенко с нашим городом. Военный трибунал осудил его на пребывание в застенках ВЧК «до полного завершения гражданской войны». Ему угрожала смертная казнь. Но Павлу помогли личные связи и то, что к этому времени он уже был известен. Его памфлеты с критикой некоторых петлюровских идей и действий Директории понравились наркому внутренних дел УССР Николаю Скрипнику, внедрявшему политику украинизации.
Особенно помог известный писатель Василь Эллан-Блакитный. По его протекции Павел был оставлен в Харькове. Как человек, знающий несколько иностранных языков, он получил работу переводчика в газете «Известия ВУЦИК». Атмосфера в редакции газеты с приходом Губенко сразу изменилась: ушло напряжение в отношениях, там, где появлялся Павел, звучали шутки и смех, коллектив сдружился.
В Харькове Павел пишет все больше и лучше. 22 июня 1921 года в газете «Крестьянская правда» был напечатан фельетон, подписанный псевдонимом Остап Вишня. А родился псевдоним так: Остап, сын Тараса Бульбы, как объяснял автор, был его любимым литературным героем, а вишни — единственным лакомством, доступном в изобилии в его хуторском детстве.
Псевдоним принес ему огромную всенародную славу и популярность. Вишню читали везде: в транспорте и дома, обсуждали и хохотали в компаниях и очередях, театрально пересказывали и снова смеялись. 20-е годы прошлого столетия были для него особенно плодотворными.
В 1930 году семья Вишни переехала в отдельную квартиру в новопостроенном кооперативном доме творческой интеллигенции «Слово». Это был дом № 5 по улице Красных писателей (сейчас дом № 9 по улице Культуры). Остапу Вишне досталась квартира № 22, Николаю Хвылевому — № 9, Лесю Курбасу — № 64.
30-е годы стали трагическими как для украинского народа, его лучших представителей, так и для семьи Остапа Вишни. Ушла в небытие «украинизация», а ее место заняла «идеологизация». Вишню перестают публиковать и печатать.
Начался разгром писательского «Пролитфронта», организатором которого вместе с Хвылевым и Кулишом был Остап Вишня.
26 декабря 1933 года вышла резолюция главы украинского ГПУ Всеволода Балицкого о том, что пребывание Остапа Вишни на свободе опасно для страны. Сатирика арестовывают. Его обвинили в том, что он состоял в антисоветской Украинской военной организации, и готовил покушение на секретаря ЦК КП (б)У Павла Постышева.
Услышав такие несуразные обвинения, Вишня поначалу отшучивался, но три месяца допросов и пыток сделали свое: он подписал признание и «назвал» своих товарищей по террористической деятельности. Инквизиторская «тройка» вынесла приговор — расстрелять. Но в марте 1934 года это наказание заменили десятью годами лагерей. Так между двумя арестами началась и закончилась жизнь сатирика в Харькове, которую он считал своими самыми счастливыми годами.
БУДЕМ ЖИТЬ!
Леонид Быков прожил в Первой столице более десяти лет, начал здесь свою артистическую карьеру, именно здесь стал знаменитым на весь бывший союз. Улица Леонида Быкова нанесена на обновленную карту Харькова в районе Старой Салтовки. Пожалуй, это один из тех эпизодов исторических переименований, который меньше всего вызывает вопросов и споров среди харьковчан.
Он родился в Донецкой области. Юные годы провел в Краматорске, во время войны был эвакуирован в Барнаул. Уже в эвакуации хотел поступить в летное училище. Бредил авиацией. Готов был приписать себе несколько лет, только бы поступить в летное. Но не вышло. После возвращения из эвакуации — еще одна попытка стать летчиком. Но снова неудачно. Хотя страсть к авиации у Быкова осталась на всю жизнь.
Позже эта любовь послужила толчком к созданию фильма «В бой идут одни старики», ставшим пиком карьеры режиссера и актера в кино.
Леонид увлекся актерством и театром. Даже поехал поступать в Киев. Там будущую звезду ждала неудача. Быков не стал отчаиваться, уехал в Харьков. Здесь ему наконец-то удалось реализовать свою мечту. Его зачисляют в театральный вуз, несмотря на маленький рост и «негероические» черты лица. Быков покорил приемную комиссию другими качествами — неуемной жизненной энергией, природной естественностью, заводным характером. В 1947 году он становится студентом театрального института. Так начался более чем десятилетний период жизни, который навсегда связал актера с Харьковом.
В 1951 году после завершения обучения Быков поступает на работу в театр им. Шевченко. Здесь он проведет девять лет своей жизни. Преподаватели отметили яркие актерские качества Леонида Быкова. Начало было положено благодаря Марьяну Крушельницкому (ученику Леся Курбаса). Актер легендарного «Березиля» пригласил юного Быкова в свой спектакль. Дальше — пошло как по накатанной. Пятидесятые годы стали для актера своеобразным разбегом: словно реактивный истребитель, он пошел на взлет. Большую роль сыграло в этом кино. Сначала его заметили на декаде украинской культуры в Москве. Стали приглашать на эпизодические роли.
К середине 50-х годов Леонид Быков стал одной из главных звезд советского кино. При этом он продолжал работать в театре Шевченко. Всего за свою карьеру артист сыграл в 26 фильмах, из них 10 пришлись на период его харьковской карьеры.
Именно кино привело к тому, что Быкову пришлось покинуть наш город. В конце 50-х годов он был нарасхват, его хотели видеть в своих картинах в главных ролях многие режиссеры в Москве и Ленинграде. Из-за этого Быков постоянно конфликтовал с руководством театра. В результате в 1960 году актер уезжает из Харькова навсегда. Сначала он перебрался в Ленинград, а последние годы жизни провел в Киеве. Но это уже совсем другая история.
В саду им. Шевченко, возле ККЗ «Украина» установлена скульптура актера, изображенного в образе персонажа Маэстро из легендарного фильма «В бой идут одни «старики». Оригинальный памятник появился в саду благодаря реализации проекта Харьковского городского головы Геннадия Кернеса «Семь известных харьковчан». Помимо Быкова, там установлены скульптуры художнику Илье Репину, театральному режиссеру Лесю Курбасу, певцу и киноактеру Марку Бернесу, академику Владимиру Вернадскому, а также актрисе Клавдии Шульженко, которая стоит возле рояля вместе с композитором Исааком Дунаевским.