БТИ или не БТИ? Вот в чем вопрос!

11.01.2013 09:31   -
Автор:

«Укргосреестр» — государственная регистрационная структура, которая теперь будет заниматься всеми процессами, связанными с регистрацией любого объекта недвижимости или земельного участка. Так уж повелось, что в большинстве своем любое новшество, нововведение, а уж тем более новый закон порождает у людей массу толков, опасений, вопросов. За комментариями и разъяснениями по поводу нового закона, вступившего на днях в силу, мы обратились к директору коммунального предприятия «Харьковское городское бюро технической инвентаризации» Николаю Дегтяреву.

Нотариус прав

— Николай Иванович, до недавнего времени любая недвижимость в Харькове, будь то квартира, дом, завод или бабушкин флигель, так или иначе была связана с работой вашего учреждения. Т. е. говорили «недвижимость», подразумевали практически БТИ. Что же сегодня? Неужели организация с более чем 80-летней историей, могучий харьковский архивариус теряет свою силу, свои полномочия?
— Попробую доступно и понятно объяснить ситуацию. Бюро технической инвентаризации (БТИ) в свое время было создано для осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости. Знаете, я всегда говорил, что БТИ — это «бухгалтерия недвижимости». Вот построили, скажем, какой-то объект, и за время эксплуатации его достраивали, перестраивали, что-то переоборудовали, т. е. проводили какие-то технические изменения. Это все отражалось в техническом паспорте. С другой стороны параллельно нами велся правовой учет — регистрация прав собственности на объект недвижимости. С 2003 года БТИ вносило эти данные в электронный реестр прав собственности на недвижимое имущество. Так вот сегодня эти функции разделены между нами и Государственной регистрационной службой «Укргосреестр», которая размещается в нашем городе по улице Короленко. Конкретно за БТИ остаются функции проведения технической инвентаризации (выдача и обновление техпаспортов), а также оценка имущества, определение технического состояния. Правовой учет возложен на регистраторов из Госреестра. Кроме того, перерегистрацию прав отныне самостоятельно может провести любой нотариус, как государственный, так и частный, который проверяет информацию в имеющихся реестрах и переносит ее в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. То есть, нотариусы будут регистрировать сделки по купле-продаже квартир, оформлять наследство, а государственные регистраторы будут регистрировать операции с новыми жилыми домами и земельными участками. Они будут выдавать свидетельства о праве собственности на недвижимость.


По сведениям СМИ, на содержание «Укргосреестра» только за полгода в минувшем году уже потрачено около 100 млн. гривень, а на содержание центрального аппарата в бюджете страны на этот год заложен 21 млн. грн.


— Как ранее сообщил прессе председатель Государственной регистрационной службы Украины Леонид Ефименко, старые реестры (ипотек, запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, налоговых залогов) будут функционировать до того времени, пока из них окончательно не будет перенесена вся информация в единый реестр. То есть без наработанной годами базы, созданной БТИ, полагаю, еще не скоро можно обойтись?
— Данный вопрос в настоящее время находится в стадии разработки, т. е. отрабатывается сам механизм формирования полной базы данных. Ведь в связи с этим возникает ряд вопросов, к примеру, регистрировать вторичную недвижимость в новом реестре нужно будет лишь тогда, когда ее хозяин вздумает провести сделку: продать, подарить, заложить квартиру и т. п.
С 1 января доступ к электронному реестру регистрации прав собственности для службы БТИ закрыт. Теперь доступ к этому реестру у нотариусов. Для оформления какой-либо сделки с недвижимостью нотариус вправе самостоятельно получить (распечатать) выписку из реестра. А после заключения сделки, заверив договор, он может сразу зарегистрировать нового собственника объекта. Раньше, повторюсь, это было в компетенции БТИ.
Сегодня БТИ готово предоставлять информацию о стоимости объектов, а также об их техническом состоянии и соответствии технической документации правовым документам. В этом должна быть заинтересованность всех участников сделки и, конечно, в первую очередь того, кто приобретает недвижимость. По сути, уплатив серьезные деньги, человек должен иметь гарантию чистоты документов, должен быть защищен от мошенников, дабы не приобрести кота в мешке. Ведь народные умельцы, к сожалению, так иногда увлекаются перепланировкой своего жилища, что забывают об элементарных правилах безопасности. И их не смущает, что над спальней соседа они обустраивают кухню с газовым оборудованием или туалет, или сносят несущую стену. В частном секторе возникает еще больше проблем — когда самовольное строительство или изменение границ земельного участка нарушает права соседа или совладельца, что приводит к спорам и судебным разбирательствам. И это, на самом деле, очень серьезная проблема, которую новый владелец дома может получить вместе с покупкой недвижимости. Т. е. может оказаться, что купил дом — купил проблему.
Все эти вопросы можно уточнить и проверить в БТИ, что позволит избежать проблем в дальнейшем.

Время и деньги

— Как изменятся теперь сроки выдачи и стоимость новых технических паспортов?
— Сроки выполнения заказов по определению стоимости объекта, предоставления технической информации на недвижимость с расчетом физического износа, составления технического паспорта — определяет сам заказчик — в соответствии с договором. Это занимает от 7 до 10 дней, а при срочном заказе — 1‑3 дня. Стоимость технического паспорта составляет от 25‑52 грн., инвентаризации — 2,5 грн. за 1 кв. м (при общей площади объекта — до 100 кв. м) и 1,5 грн. за 1 кв. м (при общей площади — свыше 100 кв. м).


 «Живем мы, знаете, как на вулкане…
Все может произойти… Кинутся тогда люди искать свои мебеля, а где они, мебеля? Вот они где! Здесь они!
В шкафу. А кто сохранил, кто уберег? Коробейников. …Все здесь, — сказал он, — весь Старгород! Вся мебель! У кого когда взято, кому когда выдано. А вот это — алфавитная книга — зеркало жизни!..» (Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев»).


Каждая папка — судьба

— Как отразился новый закон непосредственно на сотрудниках БТИ?
— К сожалению, нам пришлось оптимизировать численность персонала более чем на 90 работников в связи с тем, что объем работ уменьшился. На данный момент оптимизация еще не завершена. Замечу, что в нашей службе работали и работают специалисты высокого класса, ведь на инвентаризаторов нигде не учат, это все — свои, вырощенные профессионалы. Часть сотрудников, порядка 30 человек, перешли работать регистраторами в Укргосреестр. Но это лишь малая часть. Поэтому кадровый вопрос для меня — очень болезненный.
Единственное, хочется отметить, что наше коммунальное предприятие всегда являлось важной и неотъемлемой составляющей в структуре города.
— Николай Иванович, что даст, на ваш взгляд, такое разделение полномочий между двумя службами — БТИ и Госреестром?
— Признаюсь, мне сегодня непросто комментировать новый закон бесстрастно. Я проработал в БТИ более 40 лет. БТИ — это моя жизнь. Я начинал здесь техником, потом работал инженером… Прошел все звенья, хорошо знаю и люблю свою работу. Многие адреса буквально знаю наизусть, знаю их историю, что, где, когда было построено, перестроено, достроено. Мне иную папку в 500‑800 листов и изучать не надо. По первым строкам все могу сказать об объекте, его владельце и пр. БТИ — это, по сути, многие поколения харьковчан, это история нашего города, это судьбы и жизни. Каждая папка — не просто бумаги, а живые люди, семьи, взаимоотношения. Для меня не существовало различий между людьми, будь то одинокая бабушка или бизнесмен, — если человек нуждается в моей помощи, совете, я всегда готов принять, помочь каждому, кто приходит ко мне на прием.
Так вот, конечно, как в любом новом деле, в реформе БТИ возможны свои шероховатости, сложности, но будем надеяться на лучшее. Хотя, например, в России уже, так сказать, прошли этот путь реформирования БТИ. Но, как показал опыт, это не дало положительных результатов. После того, как «система» проработала два года, даже в правительственных кругах начали заявлять о том, регистрацию нужно возвращать обратно в БТИ, так больше порядка, как оказалось.
Насколько эффективна такая реструктуризация в Украине, покажет время. Пока рано делать какие-то выводы.


Номера телефонов технических отделов БТИ по районам Харькова
Дзержинский: +38 (057) 731-30-68, 731-28-02
Киевский: +38 (057) 731-40-86
Коминтерновский: +38 (057) 731-39-19, 771-05-25
Ленинский: +38 (057) 731-41-68
Московский: +38 (057) 731-51-28
Октябрьский: +38 (057) 731-53-95
Орджоникидзевский: +38 (057) 731-48-07
Фрунзенский: +38 (057) 731-61-21, 731-53-85
Червонозаводский: +38 (057) 731-52-93