Аптекарь — душевный лекарь

14.06.2013 09:30   -
Автор:

— Один из известных и умнейших людей прошлого века, немецкий мыслитель Фридрих Ницше однажды высказал довольно противоречивый афоризм: «Не пытайтесь лечить неизлечимое», — сказал он. — Звучит как будто убедительно, но это едва ли не самый лживый из всех опасных парадоксов, — писал впоследствии австрийский писатель Стефан Цвейг, — который он предоставил разрешать нам. «Я утверждаю, что истина в противоположном: как раз неизлечимое и надо пытаться лечить; более того — только на так называемых «неизлечимых» и проверяется искусство врача. Признавая больного неизлечимым, врач уклоняется от выполнения своего долга, он капитулирует до сражения.

Мне кажется, именно в этой философской дискуссии признанных мыслителей нашего недавнего времени и кроется ответ на вопрос, каково предназначение современной медицины — излечивать людей от «неизлечимых» болезней. Медицина с той поры сделала огромный шаг в борьбе с опасными болезнями. Конечно, есть еще много неразрешимых медицинских проблем. Но истинный врач всегда сражается за здоровье, за жизнь единственную и неповторимую.
Мне всегда импонируют, внушают уважение такие медики, и я всегда готова, как провизор, помогать им в этом благородном деле, прикладывать максимум усилий, чтоб помочь больным, борющимся за выздоровление, и дать шанс на выздоровление и полезным советом, и добрым словом, утратившим веру», — с такого умозаключения, а точнее — с определения профессиональной и жизненной позиции и начался наш разговор с моей собеседницей.
 Харьковская аптека № 271 – с давней историей. Она существует с 1977 года. Впоследствии на ее базе было создано коммунальное предприятие департамента охраны здоровья Харьковского городского совета «Межбольничная аптека № 271». С февраля этого года здесь новый руководитель. О том, как сегодня работает одно из крупнейших аптечных предприятий города, мы говорим с нынешним директором Ларисой Косой. Беседа проходила в офисе большого аптечного предприятия, что расположено на территории Харьковской городской клинической больницы скорой и неотложной медицинской помощи им. проф. А. И. Мещанинова, или проще — 4-й «неотложки».
— Лариса Ивановна, ваша аптека расположена в одном из самых известных и самых ответственных медицинских учреждений города, куда доставляют людей с самыми разными, порой очень непростыми диагнозами, всевозможными травмами, когда человеческая жизнь оказывается на опасной грани. Наверное, это обязывает ко многому, и фармацевты в этой аптеке должны быть особенными, быть готовыми к самым неожиданным ситуациям?
— Вы правы. Случается всякое. Энергетики положительной здесь не в избытке, такова уж специфика этого учреждения. Непросто все… Но я всегда говорю своим сотрудникам, как бы там ни было, всегда будьте внимательны, вежливы, тактичны, спокойны. К нам приходят с болью и мы не можем позволить себе равнодушие, несопереживание. Если человек переступил порог аптеки, он не может быть чужим, все его беды тоже наши и надо сделать все, чтобы помочь ему. Мы стараемся к каждому нашему посетителю найти индивидуальный подход. Ведь ситуации бывают действительно самые разные. Слезы, боль, эмоции — все здесь. Бывает, прибежит человек, накупит своему близкому или родственнику лекарств, а они так и не пригодились. Не успел… Поэтому в нашей работе очень важно внимание, особый подход.
— У вас большой коллектив сотрудников?
— Здесь в «неотложке» трудятся четырнадцать человек, включая административный персонал. Но у нас ведь по всему городу, при поликлиниках, больницах есть еще 15 аптечных пунктов. Всего же в коммунальном предприятии работают более 40 человек.
— Коллектив, как я понимаю, в основном, женский? Легко ли возглавлять «женское царство»?
— Отвечу вам словами героини из моего любимого советского кинофильма: «трудно с тремя, а когда трех научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения». И пол — тоже. Скажу без ложной скромности и лести — коллектив у меня просто замечательный. Знаете, когда в феврале я возглавила это коммунальное предприятие, то будто стала многодетной мамой. Все мои сотрудники — это моя большая семья, где есть самые разные возрасты, самые различные характеры и темпераменты. А значит и подходы к каждому должны быть разные. Я всегда готова помочь, выслушать, узнать, что кого волнует, какие есть сложности в работе, какие у кого предложения. Мой телефон не отключается никогда. Мои домашние, спасибо им за это, с пониманием относятся к таким обстоятельствам — работа для меня – одна из самых главных составляющих моей жизни. Я люблю свое дело, всех своих сотрудников и коллег и, надеюсь, что это взаимно. Думаю, все у нас получится и все будет хорошо. У меня есть команда, готовая работать на результат. Это главное. Четвертая «неотложка» — это мощнейший центр по оказанию медицинской помощи в городе и области. Мы со своей стороны обеспечиваем все отделения больницы лекарственными препаратами в полном объеме. Приведу лишь маленький пример, не сочтите за нескромность: главврач 4-й больницы Елена Александровна Ковалева сделала недавно комплимент моему коллективу, отметив, что из трех аптек, которые есть в «неотложке», наша самая лучшая: наши аптекари демонстрируют свой высокий профессионализм в повседневной работе, работают оперативно, грамотно, без ошибок. Ведь бывает срочная операция и больному необходимо срочно подготовить очень много и самых различных медицинских препаратов. Время порой идет на минуты и медлить нельзя.
А еще мне приятно слышать, когда говорят, что мы «домашняя аптека». Это — лучшая оценка нашего труда. Значит, здесь посетителям всегда рады, улыбаются, желают скорейшего выздоровления. Вроде бы простые вещи, но порой они так необходимы и ценны.
— Что отличает вашу аптеку от других? Каковы главные принципы работы вашего предприятия?
— Может и звучит несколько банально, но основные наши задачи: обеспечение населения качественными, доступными лекарственными препаратами. Выбор аптек, конечно, огромен, но я убеждена, что аптека — это не просто учреждение, где реализуют лекарства. Это место, в котором к клиенту нужно относиться особенно внимательно. Ведь в аптеку приходят уже с какой-то проблемой, поэтому нам, провизорам, просто необходимо сделать все, чтобы этот визит не стал для человека очередным препятствием и новой проблемой. Здесь уже решающую роль играет, безусловно, персонал — команда высококвалифицированных специалистов, готовых быстро помочь, понять, выслушать, посочувствовать, предложить, поискать варианты, поддержать. Стоит отметить, что наша аптека является базой для прохождения производственной практики студентами Харьковского национального фармуниверситета и Фармацевтического колледжа.
— Персонал молодой или есть провизоры и со стажем?
— 50 на 50, наверное. Мои девчонки — все хорошие специалисты. Есть у нас и те, кто стоял у самых истоков, открывал нашу аптеку уже в далеких семидесятых годах. Это Татьяна Николаевна Овсянникова, ветеран нашей аптеки. Более 20 лет здесь трудится и Виктория Дмитриевна Чумак. Впрочем, все наши и фармацевты, и провизоры большие молодцы. Очень приятно с ними работать.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен в первую очередь обладать современный аптекарь?
— Конечно, это должен быть профессионал своего дела, а еще быть коммуникабельным, терпеливым, мобильным, быть в курсе фармацевтических новинок. Любить свою работу. Это должно быть призванием.
— Лариса Ивановна, расскажите об участии вашей сети аптек в большом всеукраинском проекте по гипертонии, по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц, страдающих гипертонической болезнью.
— Когда нашему предприятию поступило распоряжение от директора Департамента охраны здоровья Харьковского горсовета Юрия Сороколата принять участие в одном из самых важных социальных проектов Президента Украины Виктора Януковича по снижению цен на лекарственные препараты для лиц, страдающих гипертонической болезнью, мы с пониманием включились в эту работу, несмотря на сложности и особенности организационного периода. Сегодня, смею утверждать, и врачи всех районных поликлиник и больниц Харькова, с кем мы работаем в тесной связи, и наши аптечные работники довольно успешно наладили эту работу и показывают достаточно хорошие результаты в реализации этого проекта. Безусловно, все это не без постоянной поддержки, сотрудничества со стороны наших коллег из Департамента здравоохранения горсовета, главврачей больниц и поликлиник. Мы с каждым из них находимся на постоянной связи чуть ли не круглосуточно. Если возникают какие-то вопросы, сложности у аптекарей, пациентов, к примеру, то стараемся максимально быстро, буквально в телефонном режиме, все решить. Пациенты не должны остаться без лекарства, для них это жизненно необходимо.
Хотелось бы выразить слова благодарности за поддержку Харьковскому голове Геннадию Кернесу, директору Департамента здравоохранения, куратору этого проекта в Харькове Юрию Сороколату, его заместителям Татьяне Бакаловой, Елене Головиной, Екатерине Колиушко. Без поддержки этих ответственных людей мы вряд ли бы сами справились. При их непосредственной поддержке в проекте задействованы такие коммунальные предприятия здравоохранения, как Харьковская городская больница №3, а также Харьковские городские поликлиники №№3, 5, 8, 9, 22.
— Вы с медиками работаете в очень тесной связи. Наверное, и их профессиональный праздник для вас особый день?
— Конечно, в ноябре у нас есть свой День фармацевта, но День медицинского работника не менее важен для нас. Мы одна команда — коллег, друзей, единомышленников. Всех нас объединяют клятва Гиппократа, белый халат медицинского работника, забота о здоровье человека. От всего нашего коллектива искренне поздравляю всех руководителей медицинской отрасли, врачей, медицинских сестер с их профессиональным праздником. Желаю им крепкого здоровья, терпения, семейного благополучия, успехов в нелегком, но благородном труде. Все мы идем на прием к врачу за здоровьем, надеемся на его помощь, доверяем ему, порой, саму жизнь. Это великая и глубоко гуманная профессия — дарить людям счастье жизни! Радости, добра и всего вам самого лучшего, коллеги!


Боль — это испытание, неотъемлемая часть человеческой жизни. К сожалению, сегодня любая болезнь становится еще и испытанием для наших кошельков. Количество аптек увеличивается, но количество больных при этом не уменьшается. Однако в то же время такое увеличение аптек создает конкуренцию на аптечном рынке, у потребителя появляется возможность выбора в фармацевтическом море предложений лекарственных средств не из тех, что есть, а из тех, что действительно могут помочь преодолеть недуг, возможность найти свою аптеку, своего провизора, который в нашей стране — часто и к счастью — сродни семейному лекарю.