В Минсоцполитики разъяснили новую систему выплаты льгот на ЖКУ

20.11.2019 15:00   -
Автор:
1. В ноябре мне пришла платежка с полным размером платежа, хотя я – льготник. Ранее у меня была прописана только часть платежа, в соответствии с размером льготы. Почему так?
С 1 октября 2019 года в Украине введена монетизация льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Теперь льготники могут получить средства в наличной или безналичной форме.
Начиная с ноября, украинцы получают квитанции за коммунальные услуги с полным размером платежа без учета льгот.
2. Какими будут суммы выплат льгот для льготников?
С 1 октября 2019 года внедрен новый механизм выплаты льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом порядок расчета льготы остается почти неизменным.
Размер льготы ежемесячно рассчитывает орган социальной защиты населения.
Сумму льготы будут рассчитывать, исходя из размера скидки, на которую льготник имеет право согласно закону. Также на нее будут влиять цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и государственные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
3. Как осуществлять оплату коммунальных услуг льготникам, начиная с ноября 2019-го?
Государство выплачивает средства за льготы каждому человеку отдельно – выдает наличными или перечисляет на счет Ощадбанка.
Выдача в наличной форме возможна только при условии, если льготник написал соответствующее заявление в орган соцзащиты до 15 октября 2019 года.
Льготник, получивший наличные, платит за потребленные коммунальные услуги полную сумму платежки.
Те льготники, которые не написали заявление на получение льготы наличными – имеют дело с безналичным расчетом.
4. Как осуществить оплату ЖКУ, если безналичная форма выплаты льготы?
Если у вас безналичная форма выплаты льгот, то часть платежей за вас осуществляет АО «Ощадбанк», а часть вы оплачиваете самостоятельно.
Перечисление средств Ощадбанком поставщикам услуг осуществляется в следующей последовательности: поставка тепловой энергии, поставка и распределение природного газа или поставки и распределение электрической энергии при наличии соответствующего вида индивидуального отопления, снабжение горячей водой, централизованное водоснабжение, централизованное водоотведение, снабжение и распределение электрической энергии, поставка и распределение природного газа, обращение с бытовыми отходами, услуги по управлению многоквартирным домом, взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета.
То есть сейчас Ощадбанк осуществляет перерасчет средств не по пропорциональному принципу (когда за каждую услугу проводился расчет в равных процентах от суммы льготы), а по приоритетному принципу – когда сначала производится оплата за тепло, газ, электроэнергию и тому подобное.
Если сумма льготы достаточная, то уплата всех услуг осуществляется на 100%. Остаток средств льготы будет перечислен на следующий месяц.
Если суммы льготы недостаточно, то оплачены будут только те услуги, на которые хватит средств. А про услуги, за которые нужно доплатить – Ощадбанк вышлет вам смс (с размерами доплаты по каждому виду услуги).
Также вы можете зайти в свой личный кабинет на сайте Ощадбанка, где отражается движение средств по вашим аккаунтам.
5. А если у меня нет мобильного телефона?
Вы можете дать органу соцзащиты контактный номер телефона любого лица, которое не является льготником и потом уведомит вас об этом смс-сообщении Ощадбанка.
Вы также можете самостоятельно производить расчеты.
6. Как я могу самостоятельно производить расчеты, если у меня нет мобильного телефона?
Вы можете получить в органе социальной защиты населения расчет размера льготы. Если тарифы на ЖКУ не меняются, то ежемесячный размер льготы в течение отопительного периода будет одинаковым.
То есть, зная размер своей льготы и приоритетный принцип оплаты Ощадбанка (см. вопрос №4), вы можете самостоятельно высчитать, сколько и какому предоставителю услуг должны заплатить.
7. Я слышал, что новый механизм позволяет сэкономить часть средств и оставить их себе. Как это возможно?
Это зависит от того, в какой форме вы получаете выплату льготы: в наличной или безналичной форме.
Если в наличной – после полного расчета с поставщиками услуг вы можете оставить сэкономленную наличность себе.
Если в безналичной – все сэкономленные средства вы можете получить только после завершения отопительного периода (ориентировочно с июня). Смс о сумме сэкономленных средств вам пришлет Ощадбанк. Если у вас есть счет в Ощадбанке, то эти средства автоматически будут зачислены на него. Если вы не имеете счета – то вы можете его открыть с июня по декабрь текущего года, и на него будут зачислены эти деньги.
8. Как получать средства льготникам, не имеющим открытого счета в Ощадбанке?
Если вы имеете в виду отсутствие банковского счета в любом из уполномоченных банков, в таком случае вы будете получать безналичную выплату льготы через Ощадбанк. Орган соцзащиты самостоятельно даст всю информацию Ощадбанку, который автоматически создает учетную запись получателя льгот, на который начисляются средства, и информирует льготника путем отправки смс-сообщений.
9. Если я не хочу работать с Ощадбанком, можно выбрать какой-то другой банк?
Сейчас Минсоцполитики работает с 38 уполномоченными банками. Для наличной формы выплаты льготник может выбрать любой из них, а также предоставление льготы через Укрпочту.
Чтобы получить соответствующий сервис, нужно подать заявление в орган соцзащиты (указав все банковские реквизиты). Такое заявление можно подавать дважды в год: до 15 октября (на отопительный период) и до 15 мая (на неотапливаемый).
Для безналичной формы выплат Ощадбанк является единственным вариантом на сегодня.
10. Можно ли в случае смерти льготника выплатить средства за последний месяц жизни по безналу?
Нельзя. Переход из наличной формы предоставления льгот на безналичную осуществляется только по заявлению льготника.
11. Если я оплатил коммуналку, не дождавшись смс от Ощадбанка?
Если речь идет о безналичной форме монетизации, то все сэкономленные вами средства вы сможете получить летом. Если возникнет ситуация, когда вы оплатили счета, не дождавшись смс от Ощадбанка, то на счетах возникнет переплата, которая будет отражена предоставителем услуг в квитанциях следующих периодов.
12. Что делать льготникам, которые не подали заявление на наличную монетизацию, а правление ОСМД не хочет подписывать соглашение с Ощадбанком?
Согласно нормам законодательства, если правление ОСМД не заключило договора с АО «Ощадбанк» для перечисления сумм льгот, оно не имеет права до 1 июня требовать оплаты услуг от льготников за соответствующие неотопительный и отопительный периоды.
АО «Ощадбанк» может осуществлять перевод средств на счета правления ОСМД (кроме выплат на управление многоквартирным домом) на основании договора.
Типовую форму договора определяет АО «Ощадбанк» по согласованию с Минсоцполитики.
То есть льготнику, если речь идет о безналичной форме, нужно дождаться лета и, получив остаток средств, рассчитаться с поставщиком услуг. Выплаты на управление многоквартирным домом льготник должен платить самостоятельно каждый месяц. А средства, предусмотренные на уплату этой услуги, перераспределяются между другими поставщиками услуг по приоритетному принципу.