Новый закон о семейных фермах

31.03.2015 09:06   -
Автор:

Четвертого марта в первом чтении был принят законопроект, призванный стимулировать деятельность семейных фермерских хозяйств. Отныне деятельность фермерского хозяйства будет возможна и в виде юридического лица, либо физического лица–предпринимателя.

Пояснительная записка закона утверждает, что в нынешних условиях этот закон принесет сплошные улучшения. Семейные фермы причислены к 4-й категории субъектов малого и среднего бизнеса для налогообложения, что даст возможность им пользоваться упрощенной системой налогообложения и льготами сельхозпроизводителей. Кроме того, фермеры смогут привлекать наемных сезонных рабочих, правда, в числе, не превышающем состав самого фермерского хозяйства. По мнению авторов закона, это сможет снизить зависимость фермерских хозяйств от посредников.

Пенсионеров и других мелких фермеров это новшество не касается – они, как и прежде, смогут спокойно торговать домашним молоком и мясом на местных рынках.

Каково же будет влияние нового закона на практике? Придется ли каждому фермеру, даже пенсионерам, подрабатывающим продажей молока и овощей вдоль трассы или на рынках, регистрироваться в качестве предпринимателя?

Как пояснил один из авторов законопроекта, народный депутат Вадим Ивченко, регистрация семейной фирмы – добровольное дело. Фермер спокойно может выйти на рынок самостоятельно и работать без посредника, скупающего у частных хозяйств товар, и перепродающего его мясо- и молокозаводам. Теперь же фермерское хозяйство сможет напрямую сотрудничать с обработчиками, тем самым лишив посредником возможности спекулировать. Поскольку ранее этого закона не было, консолидированный рынок сбыта, цены на котором были бы рыночно обоснованы, отсутствовал. С принятием закона шансы появления такого рынка повысились.

Пенсионеров и других мелких фермеров это новшество не касается – они, как и прежде, останутся “ОСГшниками” (особисте сільське господарство – личное сельское хозяйство) и смогут спокойно торговать домашним молоком и мясом на местных рынках.

Как утверждает депутат, закон вызвал неоднозначную трактовку из-за спорной формулировки о том, какие категории фермеров должны будут регистрироваться для осуществления фермерской деятельностью. На данный момент в редакции закона эти неточности уже исправлены.

Не менее важным аспектом нового закона является и повышение стандартов контроля качества, согласованное в тексте ассоциации Украины и ЕС. Если продукция фермеров, зарегистрировавшихся как ФЛП либо юрлица будет проходить санитарный контроль как положено, по европейским стандартам, то товар “ОСГшников” по-прежнему будет проходить либо посредственный контроль на рынке, либо никакого контроля вообще.

Польский опыт

В ключе этого законопроекта будет уместно рассмотреть опыт Польши, как наиболее близкого нам по духу и ментальности, и при этом европейского государства. Относительно небольшая Польша, занимающая 6 место по населению в Евросоюзе, при этом занимает первое место в ЕС по численности сельскохозяйственного населения и второе – по количеству фермерских хозяйств (после Румынии). По информации министерства сельского хозяйства и развития села Польши, занятые в сельском, охотничьем, лесном хозяйствах, в рыболовстве превышают средний показатель ЕС в 2,5 раза.

Одним из мощнейших толчков к развитию сельского хозяйства Польши стало ее вступление в Евросоюз в 2004 году. Годовой объем экспорта сельхозпродукции вырос почти в четыре раза – с 370 млн евро до 1,445 миллиарда. Кроме того, Польша вступила во Всемирную торговую организацию еще в 1995 году, в то время как Украина в 1994 лишь начала переговоры о членстве в ВТО, которые заняли 14 лет.

Причина подобного успеха Польши – совокупность множества факторов. Среди них – увеличение экспорта продукции с высокой добавочной стоимостью, приведение качества продукции к жестким европейским стандартам, повышение национальной конкурентоспособности. Как следствие, после принятия этих мер финансовое состояние польских фермеров и переработчиков продукции улучшилось.

Рассмотрим еще один фактор польского успеха. Основа сельского хозяйства Польши – небольшие хозяйства с наделами в 5-10 га земли. Такой размер обуславливается тем, что Польша чудом избежала советской коллективизации и, в отличии от остальных стран социалистического лагеря, польские крестьяне обрабатывали свои участки, а не участвовали в совхозах и колхозах. По информации сотрудников проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) “Развитие агрофинансирования в Украине”, лишь 9% польских сельских хозяйств обрабатывают угодья, превышающие по площади 100 гектар.

Средний размер польского сельхозугодья – 7 га. При этом основную часть сельскохозяйственной продукции страны производят юго-восточные воеводства, площадь угодий в которых меньше чем в среднем по стране – 3-4 га.

Еще одно польское ноу-хау – специализированные хозяйства. К примеру, одни сосредоточены на производстве молочных продуктов, другие – мяса либо овощей. Поляки считают, что узконаправленные фермы более эффективны.

Как утверждают эксперты Группы Всемирного банка IFC, большинство польских фермеров не ведут ни бухгалтерский, ни прочие отчеты – о прибыли и убытках, балансах. По польскому законодательству этим должны заниматься хозяйства, имеющие доход выше 1,2 млн. евро в год.

Несмотря на то, что Евросоюз настаивает на обязательном ведении бухгалтерской отчетности, польские фермеры не спешат подчиняться. Причина проста – деньги, которые придется тратить на наемного бухгалтера, могут составлять приличную долю всего дохода хозяйства. Конечно, фермер может и сам научиться вести учет, но для этого нужно пройти специальный курс, а это, соответственно, дополнительное время и деньги.

Украинские фермеры теперь находятся в более выгодном положении – они могут выбирать. Пенсионерку, торгующую по выходным молоком на рынке никто не заставит становится ФОПом, а фермер с десятком коров, в свою очередь, сможет сразу продавать свою продукцию молокозаводу, минуя перекупщиков.