Новые тарифы на газ и тепло: осилят ли их украинцы?

30.01.2015 07:08   -
Автор:
Что сегодня может позволить себе среднестатистический украинец, если 70 % семейного бюджета уходит на оплату ЖКХ? Для сравнения: жители Европы (Германии, например) тратят на «коммуналку» всего 9 % своей зарплаты.
«Наши потребности и так сведены к минимуму. Мы отказываем себе во всем, даже самом необходимом: полноценном питании, одежде, качественном лечении, бытовых услугах, не говоря уже об отдыхе и развлечениях», — говорит жительница Дзержинского района Ольга Митрофановна Судак. «Похоже, взят курс на вымирание. По-другому не скажешь, — возмущается харьковчанка Ирина Якименко. — Я живу на зарплату в 2 тысячи, треть которой уходит на проезд, еще часть занимают расходы на школу и детский сад (у меня двое детей). А квартплата вообще стала неподъемной!».
Для многих харьковчан единственным выходом в сложившейся ситуации стало оформление льготных преференций, однако получить их, согласно новым правилам, оказывается не так просто. Напомним, с 1 октября 2014 года был изменен Порядок назначения жилищных субсидий, предусматривающий введение новой социальной нормы жилья (уменьшены на одно лицо (с 21 до 13,65 кв. м) и увеличен на семью (с 10,5 до 35,22 кв. м), а также новых нормативов на потребление природного газа, централизованного водоснабжения, электрической энергии и т.  д.
В Кабмине считают, что подобное нововведение позволит гражданам оплачивать услуги согласно фактическим объемам потребления каждого вида услуг, а государству соответственно обеспечивать социальную поддержку на оплату реальных объемов потребления этих услуг.
Новая программа субсидий: кто найдет, кто потеряет
Более подробно об этом в ходе проходившего на днях в Харькове семинара «Тарифная реформа для достижения энергетической независимости Украины» рассказала заместитель Харьковского городского головы по вопросам охраны здоровья и социальной защите населения Светлана Горбунова-Рубан.
«На фоне роста цен, инфляции, замороженной минимальной заработной платы и множества других факторов есть серьезный риск потерять социальное спокойствие, — отметили она. — На чем пока еще держится общество, мы все прекрасно понимаем — на теневой занятости и теневой экономике. И наша основная задача сегодня – минимизировать происходящие негативные процессы и оказать посильную помощь людям, в частности социально незащищенным категориям населения».
Относительно новых подходов по социальному обеспечению, предложенных правительством. По словам С. Горбуновой-Рубан, они тоже не обеспечивают полного охвата именно тех семей, которые действительно нуждаются в помощи (проблема разделения на бедных и богатых стоит достаточно остро). А в претерпевших корректировки программах субсидий и компенсаций до конца еще не могут разобраться даже самые опытные специалисты. «Относительно самого расчета субсидий могу сказать, что это – колоссальная программа, где многие люди с низким доходом в общем-то выиграли, — отмечает С. Горбунова-Рубан. — То есть чем меньше доход, тем меньше обязательный платеж, тем больше субсидия. Если раньше одинокий пенсионер обязан был платить 10 % за свое жилье от своей пенсии, то сейчас 10 % начинается только с пенсии в размере 1600 грн. В то же время обновленный порядок расчета субсидий содержит множество спорных моментов.
Возьмем к примеру расчеты при учете счета обязательного процента и ежемясячного платежа на назначение субсидий. И он начинается с дохода на одного члена семьи в размере 500 грн. Сразу возникает вопрос о безработных. Если раньше мы считали фактический доход и требовали от каждого человека справку из центра занятости, то сейчас берем справку о составе семьи и учитываем всех членов семьи. В этой ситуации пострадали те домовладения, где люди прописаны и не живут, потому что раньше существовали комиссии, которые выезжали на места, и соседи подтверждали факт непроживания. У нас была возможность принять решение об оплате полной жилой площади при оформлении субсидии, при условии что там проживает инвалид или одинокий человек, не имеющий возможности избавиться от этой площади. Сейчас эти моменты исключены.
Что касается цены на газ и тепловой энергии в части предоставления субсидий. Первое — изменены социальные нормы, на которые начисляются субсидии, к сожалению, в сторону уменьшения. Так, если до 1 октября 2014 года субсидия начислялась на социальную норму 11 куб. м на 1 кв. м отопления площади, то сегодня она начисляется на 7,3 куб. м на 1 кв. м Следовательно, разница, которая будет оплачиваться в полном объеме, стала больше (богатые сейчас получили серьезный толчок на оплату излишней жилой площади). Любопытна социальная норма на приготовление еды на газовых плитах: до 1 октября она составляла 9,8 куб. м на одного человека, сейчас — 6 куб. м. То есть если в однокомнатной квартире проживают 3–4 человека и они одновременно на одной плите готовят одну кастрюлю борща, то для них уменьшилась социальная норма и увеличилась разница в полной оплате. Социальная норма для приготовления пищи и подогрева воды при наличии газовой плиты и при отсутствии горячего водоснабжения и газового водонагревания — была 18,3 куб. м и стала 9 куб. м (разница в 2 раза). И, наконец, социальная норма на приготовление еды и подогрев воды при наличии газового водонагревателя. Она составляла 23,6 куб. м на 1 человека, а стала — 18 куб. м. Словом, в каждом из пунктов есть свои нюансы. К тому же нам очень нелегко пришлось, с точки зрения специалистов, в управлениях труда и соцзащиты населения. Нагрузка на персонал увеличилась в разы, а вместе с ней появилась и текучесть кадров. Если учесть, что заработную плату людям не добавили, а добавились функции, связанные с регистрацией переселенцев, назначением компенсаций на проживание и т. д., то нагрузка на одного специалиста возросла в 2–2,5 раза. Нам ежегодно не хватает от 150 до 175 ставок на 10 управлений труда и социальной защиты (порядка 7–8 %).
Поэтому людям, которые еще не получили документы на субсидию, я бы посоветовала делать текущие платежи в любом доступном размере, чтобы не накапливать долги. Другого выхода пока нет: нынешние условия не позволяют нам в течение 10 дней выдать человеку начисленную субсидию. Однако все, кто подал документы и имеют право на субсидию, ее получат».
Всех — на счетчик
По словам Светланы Горбуновой-Рубан, первое, что можно посоветовать людям в данной ситуации, это установка газовых счетчиков, которые позволят добиться значительной экономии. «Кстати, в Харькове есть программа по бесплатной установке газовых счетчиков в частном секторе, где проживает большое количество льготных категорий (ветераны труда, войны, дети войны и пр.), и мы по ней работаем», — подчеркнула она.
Также вице‑мэр отметила, что, согласно законодательству, установку счетчиков должен обеспечивать поставщик услуги, однако сегодня стопроцентную оплату своих абонентов поставщик услуг «Харьковгаз» еще не довел. «Поэтому имеет место возможность платной установки. Насколько некорректно предлагать оплатить эту услугу — уже вопрос потребителя», — подчеркнула она.
Такой точки зрения придерживается и старший консультант по вопросам энергетики Международного Банка реконструкции и развития Борис Додонов. Он отметил, что в многоэтажках установить счетчики за городской счет крайне сложно. Поэтому МБРР планирует выделить для проведения модернизации системы теплоснабжения в Украине 300 млн. долл. Проект планируется реализовать в девяти городах страны.
«В сложившихся условиях энергетический сектор является источником серьезных проблем, среди которых девальвация гривни и дефицит бюджета. Правительством на 2015 год было предусмотрено в бюджете повышение тарифов на коммунальные услуги, поэтому основной задачей в настоящее время является необходимость обеспечить их доступность для граждан страны. В Харькове принципы достижения энергоэффективности аналогичные, как и по всей Украине. В жилых домах нужно устанавливать счетчики на газ и тепловые индивидуальные пункты. Каждый потребитель должен понимать, за что он платит. Благодаря этому удастся увеличить энергоэффективность теплоснабжения примерно на 20 %, а соответственно на такую же сумму уменьшится конечная стоимость услуг», — сказал он.