Чужие деньги. Кому в Украине достанется помощь МВФ

20.03.2015 11:44   -
Автор:

В Украину поступил первый транш программы расширенного финансирования МВФ. Из полученной суммы в $5 млрд на счетах Минфина теперь аккумулированы $2,5 млрд. Эти средства направят на погашение внешних долгов. Оставшиеся $2,5 млрд пополнили золотовалютные резервы НБУ, по итогам февраля оскудевшие до $5,6 млрд. Вместе с тем, чтобы снизить нагрузку на госбюджет в 2015–2017 годах, Украина пытается договориться с международными донорами о реструктуризации старых долгов.

Фокус выяснил, удастся ли Украине добиться послабления у зарубежных кредиторов и что потребуется для получения всей суммы — $17,5 млрд, предусмотренных программой МВФ.

Дорожная карта

В 2014–2015 годах украинская власть обнародовала не один документ с перечнем реформ. Среди них — коалиционное соглашение, программа правительства, президентская стратегия — 2020 и др. Но именно меморандум с МВФ содержит чёткий график изменений и так называемые структурные маяки, по которым в МВФ будут судить о выполнении плана.

После получения $5 млрд контрольная миссия фонда прибудет в Украину уже в середине июня 2015-го. Затем представители МВФ будут приезжать в Киев каждые три месяца. От их выводов будет зависеть судьба следующих траншей. Напомним: до конца года украинское правительство рассчитывает получить ещё $5 млрд.

Ряд требований МВФ Украине пришлось выполнить перед утверждением новой программы. Тогда парламентарии проголосовали за временное, на 1 год, снижение пенсий для работающих пенсионеров на 15%, повышение ренты для газодобывающих компаний с 20% до 70%, усиление ответственности для собственников и руководителей банков. Также с 1 апреля жители Украины увидят платёжки с новыми тарифами на газ и тепло (до 3600 грн/тыс. куб. за отопление в холодный период, 7178 грн/тыс. куб. за газ для “конфорки” и 625 грн/гКал за тепловую энергию). Привести тарифы к рыночному уровню Украина обязана к 1 апреля 2017 года, что сделает Нафтогаз безубыточным и снизит дефицит госбюджета Украины до приемлемых показателей. Поэтому апрельское повышение не будет последним.

Ресурсы МВФ скорее гарантируют кредиторам Украины возврат их средств, чем активизируют в стране устойчивый экономический рост

На ближайшие три месяца график реформ очень плотный — нужно принять законопроекты, направленные на предотвращение злоупотреблений банков с кредитованием связанных лиц (инсайдеров). С этой правовой базой Нацбанк возьмётся за очищение кредитных портфелей банков от инсайдерских кредитов, на что финучреждениям отведут три года. Тех, кто с задачей не справится, ждёт реструктуризация и вывод с рынка. Кроме этого, до приезда первой миссии МВФ Украине придётся создать Антикоррупционное бюро, разработать план модернизации Фискальной службы и принять законопроекты, направленные на реформирование Нафтогаза, госсектора, образования, здравоохранения и т. д. Главная цель — снижение расходов госбюджета и улучшение его наполнения, чему косвенным образом должны способствовать борьба с коррупцией и улучшение бизнес-климата.

“Проблемы накапливались десятилетиями, а меры, которые принимаются, дадут эффект в будущем, — рассуждает о реформах в банковской и энергетической сферах и. о. президента Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка. — Есть мнение, что их можно было бы провести быстрее и жёстче. Но нужно учитывать политическую и социальную чувствительность повышения тарифов во время экономического кризиса”. По мнению собеседника Фокуса, компенсацией за трудности, которыми сопровождаются реформы, станет спасение от полного коллапса банковской и энергетической систем и создание условий для нормального развития экономики. То есть, затянув пояса в 2015-м, население ближе к 2018 году получит стабильные рабочие места с достойным заработком и станет менее зависимым от поддержки государства.

Как не свернуть с пути

Выход из кризиса за 1,5–2 года — идеальный сценарий для Украины. Реализуется он, если средства МВФ направят на восстановление стабильного экономического роста. Одним из вариантов негативного сценария может стать проедание первых траншей и прекращение сотрудничества с МВФ из-за невыполнения условий программы. В этом случае одолженные деньги уйдут в песок и Украина вернётся в исходное состояние с законсервированной экономической отсталостью, дефицитом госбюджета и угрозой дефолта.

Александр Вальчишен об особенностях реструктуризации внешнего долга:

– С другой стороны, даже выполнение условий меморандума не даёт гарантии на успех. “Эффективность работы министерств, служб, управлений и отделов в районах, городах и сёлах — наиболее критический элемент реформ. Их судьба может находиться в руках не у президента, премьера, министров и депутатов, а у рядового налогового инспектора, судьи, прокурора, ветеринара, энергетика и т. п.”, — рассуждает Тарас Качка.

Следующий тревожный сценарий — социальный взрыв (“тарифный” Майдан и т. п.). “Недовольство населения последствиями нововведений заинтересованные силы (внутренние или внешние) могут направить на дестабилизацию социально-политической ситуации в стране”, — предупреждает начальник отдела рейтингов корпоративной сферы IBI-Rating Игорь Дикий. Поэтому, по мнению собеседника Фокуса, правительству необходимо объяснять гражданам свои действия и эффект, который ожидается в перспективе. Также сгладить шок должна упрощённая система субсидирования, если, конечно, она заработает эффективно.

Глава представительства МВФ в Украине Жером Ваше отмечал, что основным риском, о котором было заявлено перед членами совета директоров фонда, является риск интенсификации конфликта на востоке. Как отмечает Игорь Дикий, дальнейшая эскалация напряжённости затруднит достижение заложенных в программу макроэкономических показателей и ухудшит способность Украины обслуживать долги.

Операция “Реструктуризация”

В 2015 году Украина должна получить от МВФ около $10 млрд, что с учётом спорного долга за российский газ примерно соответствует задолженности в инвалюте, которую надо погасить до конца года. В таком контексте ресурсы МВФ скорее гарантируют кредиторам Украины получение запланированных на 2015 год выплат, чем активизируют в стране устойчивый экономический рост. Поэтому о реструктуризации внешних долгов в Украине заговорили с начала 2015 года. А одобренная программа МВФ предусматривает снижение госдолга до 70% ВВП к началу 2018 года, тогда как в 2015 году этот показатель превысит 90% ВВП.

“Валютный госдолг будет “подвинут”. То есть погашения перенесут таким образом, чтобы освободить период 2015– 2018 годов от выплат по государственному внешнему долгу”, — предполагает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. По его мнению, в этот период властям придётся сделать основной упор на развитие полноценного финансового рынка и внутренние заимствования.

Опрошенные Фокусом экономисты считают вероятность такой реструктуризации довольно высокой. Но, учитывая напряжённые отношения с Россией, под вопросом остаётся судьба выкупленных РФ евробондов на $3 млрд. Их погашение, которое намечено на конец года, отсрочить вряд ли удастся. Также некоторые риски могут нести детали реструктуризации. “Если рейтинговые агентства сочтут, что условия реструктуризации привели к потерям инвесторов в связи со списанием части долга или его пролонгацией с уменьшением процентной ставки, то Украина получит понижение рейтинга до дефолтного уровня D. В этом случае улучшение кредитных рейтингов до уровня, позволяющего Украине вернуться на международные рынки капитала, состоится нескоро, а обслуживание внешнего долга будет напрямую зависеть от сотрудничества с МВФ”, — предупреждает гендиректор рейтингового агентства UCRA Станислав Дубко. Правда, и в этом случае исключением остаётся возможность выпуска облигаций внешнего госзайма под гарантии США — такие бумаги получают рейтинг гаранта и поэтому дёшевы в обслуживании.

Источник: Фокус