Живой круг памяти

04.03.2016 07:12   -
Автор:
Евгений Теодорович Русабров был блистательным, афористичным и энциклопедически образованным, глубоким лектором на кафедре театроведения университета искусств, которую в свое время и окончил. За четверть века его студенты (актеры, режиссеры, теоретики, театральные публицисты и историки театра) пополнили собой театры всех уголков нашей страны и многих стран зарубежья. Его помнят. Установленную им высокую планку ответственности за совершенное в профессии стараются не опускать.
Русабров был одним из первых в нашем городе, удостоенным муниципальной премии им. Г. Квитки-Основьяненко в области театральной критики, руководил одноименной секцией при союзе театральных деятелей в Харьковской области, тем самым в 1990–2000 годы оказывая значительное влияние на театральную мысль города и страны. Последнему способствовала активная деятельность Евгения Русаброва в качестве члена жюри театральных фестивалей «Лялькова веселка» (Запорожье), «Різдвяні містерії» (Луцк), «Добрый театр» (Энергодар), «Січеславна» (Днепропетровск). Как своего рода идеолог и хроникер с конца 1980‑х по 2000‑е Е. Русабров стоял у истоков движения негосударственных театров в Харькове, будучи сооснователем фестивалей «Театрон» и «Курбалесія».
С 2004 по 2011 годы Евгений Теодорович возглавлял в университете искусств кафедру театра кукол, эпохально реформировав ее в кафедру мастерства актера и режиссуры театра анимации. Смелость научного обоснования и практическую актуальность этой реформы Русаброва признал даже известнейший во всем мире с 1960‑х годов историк и теоретик театра кукол как театра «третьего жанра» польский профессор Хенрик Юрковский. Суть реформы Е. Русаброва заключалась в том, чтобы рассматривать театр кукол как подвид более широкого понятия — театра анимации. Это же явление, в свою очередь, включает в себя, наравне с наиболее распространенным театром кукол, еще и такие подвиды, как театр теней, театр рук, театр предметов, театр тантамаресок и ростовых кукол. А объединяет всех их роль актера — оживление-одухотворение аниматором неживой материи в процессе создания художественного образа.
На гребне своей новаторской деятельности Е. Русабров стал одним из инициаторов и организаторов единственного в истории нашего города международного фестиваля театров кукол и других форм сценической анимации «Анима». Таких фестивалей всего состоялось три, а участниками их были лучшие коллективы из Украины, Западной Европы, стран Балтии, Азии и России.
Одной из сторон обширной деятельности Е. Русаброва была организация и проведение научных конференций. В частности, он 18 лет был постоянным участником и заложил традицию посещения лучшего спектакля года с последующим его обсуждением на крупнейших в Харькове международных Чтениях памяти филолога и театрального критика Л. Я. Лившица (1920–1965), проводимых национальным педагогическим университетом им. Г. Сковороды. Популяризируя свою теорию театра анимации, Е. Русабров выступал на многих международных конференциях и лабораториях, в том числе крупнейшей в пространстве СНГ профессиональной лаборатории режиссеров и художников театра кукол в Москве. Однако сфера его научных изысканий была куда шире любимого детища. Русабров всегда с одинаковой содержательностью и аналитичностью выступал на такие разные темы, как проблемы драматургии, история харьковских театров или же сложные авторские концепции театра романтика Г. Клейста и символиста Э.-Г. Крега; он с равной степенью заинтересованности мог рассуждать об истоках режиссерского театра в мире и Украине, пересечениях науки о театре и психологии или же о роли и месте театральной критики в исполненной драматизма культуре XX века.
Вследствие тяжелой болезни Е. Русабров ушел из жизни в 2013 году, но память о нем увековечена в фундаментальном издании «Евгений Теодорович Русабров. Творческое наследие и воспоминания современников» и мемориальной конференции кафедры театроведения. Также по инициативе председателя ячейки СТД Сергея Бычко в статут фестиваля «Курбалесія» в 2014 году внесено положение о премии им. Е. Русаброва для способных молодых театральных критиков.
По традиции конференции, посвященной Е. Русаброву, ее участникам показывается одна из лучших театральных работ текущего сезона и происходит творческая встреча с интересными людьми театра. Третья конференция была отмечена знаковым спектаклем — летом 2015 года в учебном театре кафедры мастерства актера и режиссуры театра анимации состоялась премьера спектакля «Алиса в стране чудес». Студентка 4 курса Яна Титаренко выбрала за основу постановки пьесу, написанную Е. Русабровым в 1996 году по заказу харьковского театра кукол. Тогда ее воплотил на харьковской сцене главный режиссер театра Евгений Гимельфарб, а центральную роль сыграла актриса широкого диапазона, выпускница первой для СССР кафедры театра кукол в Санкт-Петербурге Светлана Фесенко. Спустя двадцать лет студенческий спектакль Яны Титаренко вызвал одобрительную реакцию опытнейших актеров и режиссеров-кукольников нашего города, а также лестные отзывы театроведов. Сочетание пьесы Е. Русаброва и талантливо воплощенного небанального замысла молодой режиссуры заставило оргкомитет конференции отклониться от традиции «водить» гостей на спектакли только профессиональных театров.
Спектакль «Алиса в стране чудес» адресован, прежде всего, детям от пяти до десяти лет, но на конференции был с захватывающим интересом посмотрен как доктором искусствоведения, проректором по науке университета искусств Ириной Драч, так и недавними выпускниками кафедры театроведения и студенчеством с соседних кафедр. Художественное решение Я. Титаренко и сценографа-постановщика С. Шмыгаревой (художник-бутафор академического театра кукол им. В. Афанасьева) отличается донесением стиля английской сказки, которая, однако, постоянно взрывается из середины кэролловскими парадоксами. Например, взрослые зрители легко прочитали в сказке такую недетскую и остроумно обыгранную проблему, как раздвоение личности (Алисы в спектакле две, и они постоянно спорят), а также всерьез задумались в сцене безумного чаепития, которая обставлена режиссером элементами триллера (еще бы — герои-то, на минуточку, убивают время!). Что касается сцены королевского суда, то она в постановке учебного театра явно решена как одновременно смешной и жестокий театр «взрослого» абсурда, в который попадает Алиса «маленькая». Показательно, что сказка прочитана постановщиками в стиле тотального театра анимации, что напрямую соотносится с теорией Е. Русаброва. В художественной системе спектакля вольно сочетаются актерская игра в «живом плане», куклы «рука-шарик» и тантамарески (образ, созданный при помощи плоского изобразительного элемента и частей тела актера). Кроме того, «Алиса в стране чудес» — представление, организованное со знанием законов эксцентрики, буффонады и цирковых трюков. Участники спектакля — студенты 5 курса Ирина Яцюк, Александр Богданович и Юлия Шевченко, а также выпускник прошлого года Ярослав Подшивалов и студент 3 курса Станислав Алехин существуют на сцене в неразрывном ансамбле, значительная часть труда которого невидима для зрителя, но призвана произвести сказочно-фантастический, иллюзионный эффект, ведь спектакль решен в так называемом «черном кабинете». На встрече с участниками конференции руководитель курса, на котором был поставлен спектакль, доцент Светлана Фесенко особенно подчеркнула, что пьеса Е. Русаброва дала богатые игровые и анимационные возможности молодым актерам и режиссеру, а также — что посредством постановки «Алисы в стране чудес» созданное Евгением Русабровым произведение, его понимание природы метафорического и философского искусства театра анимации передались поколению, не знавшему его лично.
В этом году о своем участии в международной научно-практической конференции памяти видного театроведа объявили в первую очередь преподаватели и студенты национального университета искусств им. И. Котляревского, представители студенчества и центральной научной библиотеки национального университета им. В. Каразина и ученые из Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника. Также в качестве участников и гостей приняли участие в конференции представители драматического театра им. Т. Шевченко и театра кукол им. В. Афанасьева, а также специализированной музыкально-театральной библиотеки им. К. Станиславского. Особенностью этой конференции, проводимой вузом, является то, что ее формат позволяет объединять в качестве докладчиков инициативных выпускников Е. Т. Русаброва с обеих кафедр, на которых он преподавал. А значит, у этой традиционной конференции сложился живой круг памяти о ее герое.