Всегда обаятельная и женственная

25.11.2013 09:35   -
Автор:
Галина родилась за полтора года до начала войны. Своих родителей она практически не помнит. Девочке было всего три года, когда ее отец погиб на фронте. А мать умерла, страдая туберкулезом.
Девочка попала сначала в детский дом, но затем ее взяла на воспитание родная бабушка. Жили они в 9‑метровой полуподвальной комнатке в доме напротив магазина «Грибы-ягоды», где бабушка работала уборщицей и каждую копейку тратила на внучку. «Ты, главное, Галя, учись», — часто говорила она ей.
Вступительные экзамены во ВГИК абитуриентка сдала без сучка и задоринки.
Училась она в знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на звездном курсе вместе с Жанной Прохоренко, Сергеем Никоненко, Николаем Губенко, Лидией Федосеевой-Шукшиной.

Как и многие девчонки, Галя Польских в детстве мечтала стать актрисой. Ей казалось, что у всех артистов красивая жизнь… Мечта сбылась, но свою жизнь актриса построила сама, ведь актерская карьера оказалась непростым ремеслом, где без таланта никуда, которого, кстати, ей не занимать.


Здесь же, во ВГИКе, Галина нашла свою любовь. Она училась на первом курсе, а он — Фаик Гасанов — на третьем, на режиссуре. Галина Алексеевна вспоминает: «Умный, начитанный. Ухаживал очень красиво. Ночевал на лестнице в моем подъезде, чтобы утром ехать со мной в институт. А потом пришел к бабушке, попросил моей руки. Пока я спала, измерил потихоньку размер моего пальца, купил два обручальных кольца…».
Потом была скромная студенческая свадьба и свадебное путешествие в Ялту. Это была заветная мечта Галины, и для ее осуществления Фаик специально накопил денег.
«Он часто так делал, — вспоминает Галина Алексеевна, — подкопит, узнает, чего мне хочется, и купит. Однажды я ему сказала, что очень хочу красное пальто. Он на следующий день занял денег и купил! Умел сделать все красиво», — рассказывает актриса.

Начало пути

В своем первом фильме «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» молодая актриса снялась, еще будучи студенткой. Двадцатидвухлетняя Галина Польских, имевшая к тому времени полуторагодовалую дочку, ни комплекцией, ни темпераментом не походила на пятнадцатилетнюю героиню. Но что значит талант! Миллионы зрителей поверили в ее Таню.
Фильм высоко оценили и за рубежом — призы кинофестивалей в Венеции, Вене, Лондоне. На Венецианском кинофестивале Галине Польских довелось повстречаться с самим знаменитым кинорежиссером Федерико Феллини. Великий режиссер был в восторге от молодой актрисы. В конце приема он подарил ей свою фотографию с автографом и предложил сниматься в его следующем фильме. Это были не пустые слова. Феллини затем не раз слал телеграммы в Госкино с просьбой отпустить Галину на съемки, но наши чиновники отвечали, что «актриса занята» — в то время получить разрешение сниматься за рубежом, было практически нереально.
Тем временем Галина Польских снялась в замечательном фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Польских досталась в фильме небольшая, но очень заметная роль — Алены, продавщицы пластинок. Ее Алена олицетворяла идеал девушки 60‑х — женственная, чистая и чуть-чуть отстраненная.
После того как Г. Польских окончила ВГИК, она стала актрисой Театра-студии киноактера. Все было прекрасно — работа, счастливая семья.
Но в жизни актрисы произошла трагедия. Фаика Гасанова пригласили на съемки в Одессу, где супруг актрисы погиб в автомобильной катастрофе.
Г. Польских в это время снималась в фильме «Журналист» Сергея Герасимова. Тяжелейший удар! К тому же за десять дней до этого умерла ее бабушка. Галина осталась совершенно одна с четырехлетней дочкой. Но, собрав волю в кулак, она продолжала работать.
Кстати, роль Шурочки Окаемовой в «Журналисте» Сергей Герасимов писал специально под свою талантливую ученицу.
Много лет спустя Галина Алексеевна на вопрос: «Какие фильмы для вас наиболее дороги?» ответит: «Да все они, как пальчики на руках, дороги по-своему», а затем добавит: «Конечно же, «Дикая собака Динго». Первая роль всегда незабываема. Там такая любовь! В фильме «Журналист» роль для меня написал Герасимов. Сниматься у любимого педагога, да еще в только для тебя написанной роли — разве такое забывается?! И, конечно, фильм Данелия «Я шагаю по Москве». Роль небольшая, но удивительно светлая».

Актриса из жизни

В начале 70‑х Галина Польских была приглашена на роль Клавдии Никулиной в телесериал «Тени исчезают в полдень», имевший впоследствии грандиозный зрительский успех.
В последующие годы Галина Польских снималась много и регулярно, играла социально-бытовые роли, приближенные к ее характеру. Героини актрисы были любимы зрителями, но в какой-то степени похожи друг на друга, — один и тот же образ милой, женственной хозяйки семейного очага: Клавдия в мелодраме Гавриила Егиазарова «Портрет с дождем», Марина Петровна в лирической комедии Аллы Суриковой «Суета сует».
Одна из лучших работ актрисы Галина Аркадьевна в комедии «По семейным обстоятельствам». Здесь был и юмор, и острохарактерность, что делало ее героиню незабываемой. А в комедии Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» она сыграла совсем другой характер — такую сумасшедшую мать троих детей.
Среди работ 80‑х можно отметить: вдову Кайсу Кархутар, в которую влюбляется Юсси Ватанен в исполнении Вячеслава Невинного, в комедии Леонида Гайдая «За спичками»; Марусю, жену Василия, в лирической комедии Игоря Добролюбова «Белые росы»; Клавдию Матвеевну, мать Нины, в детском фильме «Витя Глушаков — друг апачей»; Зосю в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали»; Нину, сестру Павла, в криминальной мелодраме «Змеелов»; многодетную мать Мисс Томсон в комедии «Человек с бульвара Капуцинов».
Конечно, актриса должна играть разные роли, замкнутость на одном амплуа губит актера. Опять-таки разноплановый актер больше востребован. Было в биографии актрисы несколько картин, снятых в ГДР, — это в первые годы кинокарьеры, а позднее уже она принимала участие в американских проектах «История Аляски» и «Три дня в августе». Потом польский режиссер Анджей Пиотровский снял актрису в картине «Дорожные знаки». Галину Александровну часто интересовал вопрос, почему пригласили именно ее? Ведь кругом столько красивых актрис. Оказывается, ответ был прост: нужна была актриса из жизни.
С годами в репертуар актрисы пришли женщины мудрые, зрелые, немало повидавшие на своем веку, но сумевшие сохранить женственность и душевную чистоту. Именно такой образ Катерины Ивановны, женщины надежной и верной, старающейся обустроить свой дом, жить по-людски, Галина Польских создала в трилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски».
В этом фильме действительно заключена русская национальная идея: взращивать свой сад, защищать свою землю. Матвеев был тот человек, который искренне любил свою родину, свою землю. Для него важно было рассказать о том, что ему близко: о рабочих, о крестьянах, о жизни деревни, о настоящей любви и дружбе, о Человеке. И первая часть «Любить по-русски» была отражением этих его мыслей. Снималась она ужасно. В то время российское кино испытывало дефицит во всем, «Мосфильм» не предоставил практически ничего. Зарплаты у артистов почти не было, камера была старая, поломанная, оператор очень дешевый, потому что лучшие профессионалы ушли в коммерческие проекты. Съемки проходили под Обнинском, и там помогали простые люди: кто даст корову для съемок, кто принесет какие-то вещи, кто — одежду для актеров, кто пустит снимать в свой дом или на подворье.
Успех был невероятный. Вторую и третью серии Матвеев снимал уже по просьбе народа — народ же и собрал деньги. Галина Польских на протяжении всех съемок была и главной героиней Катериной Ивановной, и главным помощником режиссера.
Спасительным кругом в 90‑е годы и сегодня для многих хороших актеров стали также телесериалы. Галина Польских снялась в «Петербургских тайнах», «Клубничке», «Леди Босс» «Трое против всех», в «Моей прекрасной няне», в сериале «Ранетки».
Конечно, сериалы — это не всегда то, чего достойна большая актриса, но таковы реалии жизни. Когда же предлагают по-настоящему интересный материал, Галина Польских готова отказаться от любого выгодного «мыла». Так было и с «Доктором Живаго». В этой картине она сыграла сразу три роли: сестер Микулицыных. Одна — жена управляющего, другая — библиотекарь, а третья — монашенка, все в одном лице.
После смерти Фаика Гасанова Галина Польских вышла второй раз замуж за режиссера Александра Сурина, сына директора «Мосфильма». Но тот брак оказался неудачным и недолговечным. Единственное, что он принес Галине Александровне — это вторую дочку.
После развода она воспитывала дочерей сама. Актриса вспоминает: «Чтобы не потерять работу, везде с собой дочек возила. Русский народ у нас отзывчивый, добрый. Один посидит, другой, пока я снимаюсь».
А замуж Галина Александровна так больше и не вышла.
Актриса признается, что безумно любит своих дочерей и единственного внука: «Я не скажу, что я состоятельный человек, но живу нормально. Хотелось бы и особняк иметь, и машину шикарную, но зачем мечтать о невозможном? Я никому не завидую… Дочерей родила, дачу построила, сад посадила. Многие и этого не успевают совершить. Но планка высока, и всегда хочется чего-то большего».
Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА