Вот бы спеть, как он играет!..

06.11.2017 07:13   -
Автор:
Король аккомпанемента
Александр Чепалов, доктор искусствоведения, профессор
Александр Скляров, конечно, музыкальное дитя другого века, когда фортепиано на эстраде рифмовалось с именами Александра Цфасмана и других выдающихся джазовых и эстрадных пианистов. Это у Склярова в крови. Но недостижимая, казалось бы, легкость игры, темпераментные ритмы и невероятная по советским временам творческая свобода тогда были все же «подозрительными» из-за ощутимого западного влияния. Не будем забывать, что джаз в классовой борьбе, по мнению советских идеологов, был на стороне загнивающего Запада. Но сегодня этот солнечный стиль (со слезами на глазах, как у Дунаевского) — изящный, импровизационный и оптимистичный — великолепно звучит под пальцами одного из ведущих музыкантов Харькова Александра Склярова.
Профессиональный пианист с отличной школой (окончил в Харькове музыкальное училище и консерваторию, то бишь институт искусств), Скляров мог бы хорошо играть по нотам любую музыку. Но не зря ведь признавался в одном из интервью, что стремиться к уровню Рихтера или Гилельса бессмысленно — до них не дотянуться. А вот найти свой путь в музыке ему всегда хотелось. И ведь нашел! Любое исполнение вокального произведения, особенно популярного, легкого жанра украшает его аккомпанемент с россыпями пассажей, изобретательными подголосками. И вдохновляет любого певца на творческие дерзания, хотя от некоторых приходилось слышать: «Вот бы спеть, как он играет!»
Примеров таких дуэтов, уровня которого достиг Скляров как аккомпаниатор, много, и все значительные. Вот только некоторые из них. В академическом вокале — Елена Образцова и Важа Чачава, Евгений Нестеренко и Евгений Шендерович, в эстрадном жанре аккомпаниаторы Клавдии Шульженко — Давид Ашкенази и Борис Мандрус, замечательный концертмейстер Нани Брегвадзе Медея Гонглиашвили, нынешний партнер многих знаменитостей Левон Оганезов. С последним А. Склярова сближает еще природный юмор и ироническое отношение к любого рода пафосу, знание огромного количества анекдотических историй. А юмор — хороший признак грядущего долголетия!

Александр Давидович Скляров окончил Харьковское музыкальное училище в 1973 году, затем учился на фортепианном факультете Харьковского института искусств. После службы в армии начал преподавать фортепиано в Харьковской специализированной музыкальной школе-десятилетке, но вскоре перешел на работу в Харьковский институт культуры (ныне Академия культуры). Прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой, совмещая педагогическую и организационную работу с творческой (ведущий солист — концертмейстер Харьковской филармонии). С 1998 г. заслуженный деятель искусств Украины, профессор (2003). Награжден Почетным знаком Министерства культуры Украины. Участник многих значительных творческих проектов, а частности главный концертмейстер Международного конкурса эстрадной песни им. К. Шульженко. Выступает в ансамбле с ведущими солистами филармонии, оперного театра и театра музыкальной комедии, а также гастролирующими музыкантами. В 2017 году А. Д. Скляров отмечает не только семидесятилетие, но и 45-летие творческой деятельности.

Щедрый талант
Николай Стецюн, композитор, заслуженный деятель искусств Украины
Харьков издавна славен талантами во всех сферах: в науке, литературе, архитектуре, живописи и музыке. Среди имен прославленных музыкантов почетное место принадлежит пианисту Александру Склярову, чье исполнительское мастерство впечатляет, воодушевляет и надолго остается в памяти слушателей. В отличие от картин, скульптур и архитектурных творений, музыкальное искусство живо, пока звучит музыка. И вот в этот короткий промежуток ее звучания Александр Скляров своим ярким исполнительским мастерством заставляет нас обратить особое внимание на роль сопровождения певца: вокалист и аккомпаниатор выступают как одно целое, они неотделимы один от другого. В этом талант музыканта, секрет мастерства А. Склярова, который сочетается с ярким артистизмом и харизмой. Недаром многие певцы мечтают выступать с Александром Скляровым. Незабываемы концерты Веры Харитоновой, Андрея Тимошенко, Олега Дзюбы, Альбины Житеневой, Марии Стецюн, особенно когда за роялем Александр Скляров. В знак признания и уважения к таланту музыканта один из своих романсов «Под мостом Мирабо» я посвятил Александру Склярову.
Зрители идут «на Склярова»
Марина Чиженко, заслуженная артистка Украины
Александр Скляров обладает очень важным качеством для музыканта и концертмейстера — чуткостью слуха в ансамбле. Я всегда с удовольствием работаю с ним. Это музыкант, который живет на сцене и концертной эстраде: кроме того, что он великолепный пианист, он еще и прекрасный артист. Очень многие зрители наших концертов идут не только послушать вокальную музыку, но и «на Склярова», и это не удивительно — ведь Александр Давидович один из немногих концертмейстеров самого высокого уровня не только в Харькове, но и в нашей стране. Хотя известен далеко за ее пределами. Его профессионализм позволяет играть не просто без нот, но и в любой тональности, в зависимости от диапазона солиста или состояния его голоса в данный момент. И, что поразительно, делает он это мгновенно, без какой-то специальной подготовки, хотя многим профессиональным пианистам требуется значительное время для транспонирования произведения. Причем это касается произведений разных стилей и жанров: как музыки классиков, так и старинных романсов. Наш ансамбль, к моему большому удовольствию, сложился прекрасно. Мы — на одной волне и прекрасно дополняем друг друга, у нас никогда нет недопонимания, творческого дисбаланса. Дай Бог Александру Давидовичу здоровья и вдохновения еще на долгие и долгие годы. Я надеюсь, что мы продолжим сотрудничество с этим великолепным музыкантом.
Это огненный человек!
Мария Стецюн, певица, лауреат международных конкурсов
Александр Давидович Скляров — огненный человек, который постоянно находится в состоянии творческой пульсации. Он всегда с энтузиазмом откликается на новые интересные идеи и делает все для их воплощения. Скляров — человек без возраста; он мудр и молод одновременно. Умение быть вне времени — очень ценное качество для артиста. Человеческое и творческое его обаяние ощущается и в жизни и на сцене. Он обладает изысканным чувством юмора, что является показателем высочайшего интеллекта.
Скляров очень чувствителен к партнеру по сцене: чутко следует за солистом, потому что он не просто исполняет свою аккомпанирующую функцию, а создает произведение в ансамбле здесь и сейчас. Мы одержали победу в конкурсе имени Клавдии Шульженко. На конкурсе обычно запрещены аплодисменты и поклоны, но после нашего выступления начались овации, и нам пришлось выходить на поклон второй раз. И подобные победы, когда даже на конкурсе зрители и члены жюри ощущают себя свидетелями творческого созидания, возможны только в альянсе с профессионалами такого высокого уровня, как Александр Скляров.
Мастер с большой буквы
Олег Дзюба, народный артист Украины
Мы с Александром Давидовичем Скляровым работаем уже более 25 лет. Я даже затрудняюсь подсчитать, сколько концертов мы с ним сыграли. В Харькове, начиная с 90‑х годов, мы дали не одну сотню концертов. Наш ансамбль с самого начала был уникальным: мы первыми в Харькове начали делать концерты городского, бытового и старинного романса: пели сочинения Н. Зубова, Б. Прозоровского, П. Лещенко; сделали интереснейшую программу А. Вертинского. Вертинский пел под аккомпанемент знаменитого пианиста М. Брохеса, и нам хотелось, чтобы аккомпанемент был приблизительно таким же. Но нот фортепианного аккомпанемента в то время просто не было. И Александр Скляров, с пластинок, на слух «снимал» фортепианную партию, при этом добавляя что-то свое, создавая собственную интерпретацию каждой песни. Для исполнения такой сложной программы необходимо тонко чувствовать эпоху, иметь яркое воображение, актерские данные, прекрасное чувство стиля и музыкальный вкус. И Александр Скляров обладает всеми этими замечательными качествами. В концерте он выступает не только концертмейстером, но и соавтором, потому что он прекрасно понимает, что разная программа требует разного звука, разного подхода к исполнению. С ним очень легко работать на сцене. Ему не обязательно нужны ноты, а если кто-то их приносит, Александр Скляров все равно играет по-своему, более широко и интересно.
Сейчас многие работают, преследуя исключительно меркантильные цели. У Склярова же на первом месте всегда стоит творчество: он с интересом и радостью идет навстречу новым интересным идеям. И еще у него очень высокое чувство справедливости. Он не любит авантюристов, отметает тех, кто видит в искусстве только средство обогащения. Думаю, что только благородный человек может создавать настоящие шедевры. Александр Скляров — Мастер с большой буквы, настоящий профессор, прекрасный педагог. Он профессионал, который достоин самого высокого признания. Он настоящий Артист: не просто играет на рояле, а живет музыкой. Пусть же творческая жизнь продлевает ему годы!
Фото Юрия Щербинина и из ресурсов интернета