Волошинские юбилеи. Взгляд из Харькова

20.06.2014 08:18   -
Автор:
Но 2014 год для корпорации в этом смысле особенный — исполняется 10 лет ее активного сотрудничества с Домом поэта в Коктебеле. Сотрудники, они же единомышленники, корпорации хорошо помнят, как осенью 2004 года в Харькове в культурно-деловом центре «Рубаненко и партнеры» при поддержке областного управления культуры творческий клуб «Гостиная на Дворянской» и коктебельский Дом‑музей М. А. Волошина организовали выставку акварелей под названием «Весь жемчужный окоем…». Инициатива в организации выставки принадлежала харьковским поэтам — И. Евсе, А. Дмитриеву и С. Минакову. С их легкой руки корпорация взялась за партнерский издательский проект с Домом‑музеем М. А. Волошина по переизданию прижизненных книг и реконструкции сборников, которые были подготовлены к печати, но так и не вышли в свет при жизни автора. За прошедшие 10 лет совместными усилиями выпущено более десяти изданий, два из которых получили «Гран-при» на республиканском конкурсе в тогдашней АР Крым.
Неудивительно, что хозяева Гостиной супруги Людмила и Леонид Рубаненко, каждый год в день рождения поэта стараются посетить волошинские места. И если в прошлом году праздновать 100-летие Дома поэта они приезжали в Коктебель, то в этом отметить свой маленький, так сказать, корпоративный волошинский юбилей отправились на его родину в Киев.
— Конечно, мы не раз приезжали в Киев и прогуливались под окнами дома, где родился Максимилиан Волошин, и, конечно, выучили наизусть надпись на мемориальной доске этого дома, — рассказывает Людмила Васильевна. — Но побывать здесь именно в день рождения поэта, когда рядом столько его поклонников и твоих единомышленников, событие, я бы даже сказала состояние души, особенное. Сразу вспоминаешь все, что знал о поэте, и даже, как говорят в народе, немного подзабыл. Почитателям Волошина, конечно, известно, что по линии матери Кириенко-Волошиной он имеет украинские корни, а вот то, что он очень долго прожил с ней, очень любил и почитал, наверное, известно не всем. Как и дом, где родился в Киеве Волошин, многоэтажный, немаленький, по Бульвару Шевченко, 22‑24 был известен своей историей далеко не всем киевлянам, несмотря на то, что находится на одной из самых оживленных магистралей столицы, недалеко от железнодорожного вокзала. Кто знает, может быть, потому что нет в нем пока ни квартиры‑музея, ни хотя бы комнаты, а мемориальная доска, посвященная памяти поэта серебряного века с датой его рождения, появилась только лет 5 назад.
—Людмила Васильевна, как вы думаете, в чем сегодня, как спрашивали нас в школе учителя по литературе, состоит главное наследие Максимилиана Волошина?
—Я бы сказала так: сегодня оно состоит в том, что люди, которые прежде просто почитали творчество Волошина, стали приверженцами его свободолюбия, свободомыслия, его, скажем так, дружелюбной позиции по отношению к людям разных взглядов, разных вероисповеданий, разных национальностей — сегодня это очень важно! Сегодня это, как говорится, на злобу дня… Вы посмотрите: вот его позиция в предреволюционные годы, далее в 1914‑м, во время первой мировой войны, потом в 1917‑м, когда была первая русская революция, конечно, в послереволюционные времена, когда продолжалась затяжная гражданская война до 1924 года, — вот все это человек не просто не принимал, закрыв глаза и уши, вроде его это не касается, он исповедовал толерантность. Помню, мы когда-то даже конференцию в Коктебеле проводили на тему «Толерантность — жизненная позиция поэта». А когда почитатели творчества художника, в широком смысле слова, исповедуют те же взгляды, что и их предмет, или хотя бы стараются им следовать, естественно, когда-нибудь они поддержат и его жизненную позицию, сам же художник станет для них знаком, символом. Сегодня это мироощущение поэта, считаю, особенно созвучно нынешней Украине. И в этой связи хочется напомнить и то, что Волошин жил ведь не только в Киеве, а и в Петербурге, Париже, то есть, являлся человеком, который и сегодня, можно сказать, связывает российскую, европейскую, украинскую культуры в единый неразрывный узел.
—Маэстро, поэт, как известно, более всех остальных любил полевые цветы. Какие доминировали у его мемориальной доски в день памяти?
—Такие и доминировали — полевые васильки. Знаю абсолютно точно, что и на его могилу, и у памятника на набережной всегда возлагают букетики именно таких цветов. Кстати, по этому поводу с удовольствием могу поделиться еще вот какой информацией. Когда мы с Леонидом Ивановичем разместили на его страничке в сети фотографии мемориальной доски с васильками и поздравили себя и всех единомышленников с этим событием, к нам присоединилось около ста человек. За двое суток, как жизнь показала, очень много людей в Украине и за ее пределами дали понять, что им это интересно. Да, нас поддержали друзья из России, Харькова, Киева, Львова, Крыма, Одессы. И мы, честно говоря, очень обрадовались тому, что сегодня фамилия Волошин созвучна настроениям людей в разных регионах Украины, России, мира.
—Что-то мне подсказывает, простите, что с этим праздником вас связывает и что-то личное, чем вы, конечно, можете поделиться.
—Как сказал другой поэт, предчувствие вас не обмануло… День рождения Волошина, это праздник, который пришел в мою жизнь после соединения моей жизни с жизнью Леонида Рубаненко. На самом деле! Дело в том, что юношеские годы он прожил в городе Шебекино Белгородской области, куда его отец был направлен на работу директором школы, он у нас — сын сельских учителей, как принято было говорить в то время. А в Шебекино был химзавод, который имел базу отдыха в Коктебеле. И вот эта шебекинско-коктебельская база отдыха, на которую попадали летом молодые ребята, пропитала их поэтическим духом и привела в Дом Волошина. Кстати, тогда он еще даже не был музеем, потому что, собственно, Дому‑музею Максимилиана Волошина только 30 лет в этом году исполняется, когда он стал именно музейным учреждением. Правда, супруга поэта всегда пускала в Дом людей и до создания в нем музея, дом был очень посещаемый! Потом там еще Дом отдыха писателей рядом образовался, по сути, благодаря этому волошинскому Дому… В общем, так смолоду Леонид Иванович сотоварищи и заболел волошинской темой. А я в первый раз побывала там уже в 1993 году, когда мы поженились, но с этого времени в прямом смысле слова превратилась в такого же почитателя творчества Волошина. И если я его раньше знала как поэта, после узнала, что у него огромное художественное наследие. Мне как человеку, окончившему художественную школу, он вдвойне стал близким и интересным. Так, благодаря своему мужу я попала в мир Волошина, очень этим дорожу и люблю Дом поэта. Только несмотря на то, что Дом‑музей Волошина, который признан в мире как Дом поэта, находится в Коктебеле, есть и другой дом, где он родился. Этот дом находится в городе Киеве, и украинцы, Украина гордятся тем, что они являются родиной известного в мире человека, человека‑миротворца.