Виват, Кальман!

14.11.2012 10:13   -
Автор:

Праздничный концерт

Чарующие звуки оперетт этого композитора, без сомнения, никого не оставят равнодушным. Творчество театра музкомедии тесно связано с музыкой Имре Кальмана. В концерте прозвучат отрывки из наиболее известных его оперетт, таких как «Принцесса цирка», «Сильва», «Баядера», «Фиалка Монмартра», «Графиня Марица» и другие.
Над гала-концертом работали талантливые мастера музкомедии: главный художник Тарас Шигимага, главный балетмейстер, заслуженная артистка Украины Ирина Клепикова. Весь вечер за дирижерским пультом будет заслуженный деятель искусств Украины Ярослав Сорочук. Режиссер-постановщик концерта — главный режиссер театра Александр Драчев.
Во время праздничного концерта руководство театра будет чествовать выдающихся деятелей Харьковского академического театра музыкальной комедии Почетными, Золотыми и Серебряными знаками.


 Смех комедиографа
Бездарный комедиограф однажды попал на репетицию новой оперетты Кальмана, которой дирижировал сам композитор. Сидя в первом ряду, гость громко шутил и неожиданно засмеялся. Кальман повернулся и спокойно спросил его: «Почему вы, собственно говоря, смеетесь?
Ведь я же на ваших «комедиях» не смеюсь».

Король оперетты
Имре Кальман родился в городе Шиофок, на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна. Вскоре семья переехала в Будапешт, где отец обанкротился. Еще в школе мальчик сменил фамилию на Кальман. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, одновременно обучаясь в Музыкальной академии (ныне Музыкальная академия Ференца Листа), класс композиции Ганса Кеслера.
В 1904–1908 годах Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете «Пешти Напло».
В 1908 году композитор переехал в Вену, где были созданы лучшие его произведения — оперетты «Цыган- премьер» (1912), «Королева чардаша» (известна под названием «Сильва», 1915), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Фиалка Монмартра» (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно-танцевальной мелодикой — стилем вербункош, отличающимся эмоциональной мелодикой и ритмическим разнообразием.
В 1938 году, после захвата Австрии гитлеровской Германией, Кальман был вынужден эмигрировать сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии.


Мнение мэтра
Некий композитор однажды пригласил Имре Кальмана на премьеру своей оперетты. Наблюдая за своим прославленным гостем во время действия, автор заметил, что тот вздыхает и качает головой. После спектакля он подошел к мэтру и напрямую спросил: «Уважаемый маэстро, по вашей реакции я понял, что моя оперетта вам, скорее всего, не понравилась… Скажите прямо»!
«Видите ли, — грустно сказал Кальман, — о своих собственных сочинениях я привык выслушивать мнения других».


Помимо 20 оперетт, Кальман написал несколько произведений для оркестра (симфонические поэмы «Сатурналии» (1904) и «Эндре и Иоганна» (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.
В 1949 году после инсульта Кальман был частично парализован. После улучшения самочувствия, по настоянию близких, в 1951 году он переехал в Париж. 30 октября 1953 года Имре Кальман скончался. Согласно завещанию, он был похоронен в Вене на Центральном кладбище.
Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын и две дочери.

Как рождаются оперетты

Младшую сестру Кальмана однажды спросили: «Как ваш брат создает свои замечательные оперетты?». Девочка ответила так: «Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Каждый день они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесконечное множество сигар, рассказывают друг другу анекдоты и хохочут на весь дом, потом долго говорят о погоде, о девушках, о политике… При этом они все время спорят, ссорятся и кричат. Так продолжается день за днем в течение многих месяцев… И вдруг в один прекрасный день брат сообщает, что оперетта готова»…
Сам Кальман о своем творческом процессе как-то сказал: «То, что для написания и инструментовки оперетты мне приходится на протяжении многих месяцев работать по 16 часов в сутки — это мелочь, о которой не стоит говорить».