Великолепный Фюфю

31.07.2015 07:32   -
Автор:
Невероятное упорство и самоотверженность этого отважного клоуна, энергия, с которой он до конца дней отдавал себя профессии, на экране и на театральных подмостках, — пример высокого актерского достоинства и жизненной стойкости.
Начало
Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года во Франции, в местечке Курбевуа — пригороде Парижа. Его родители родом из испанской Севильи. Отец Луи Карлос Луи де Фюнес де Галарса имел юридическое образование, однако кардинально поменял сферу деятельности, как только перебрался во Францию. Он стал огранщиком алмазов. Мама Луи имела португальские и испанские корни. Пара переехала во Францию в 1904 году и сразу же зарегистрировала свои отношения. На родине им сыграть свадьбу не позволяли родственники — родители супругов были против женитьбы. Де Фюнес, прозванный в детстве Фюфю не только из-за фамилии, но и за весьма забавную внешность, унаследовал от своих родителей страсть к учебе, охотно изучал английский и испанский языки, а также занимался рисованием и музыкой. К слову, именно благодаря хобби Луи стал пианистом, он играл, в основном, джаз в «Пигале». Посетителей этого заведения завораживала игра де Фюнеса, они с удовольствием наблюдали за гримасами, которые корчил музыкант во время своей игры.
О жгучем желании актерствовать мальчик родителям не говорил — боялся, что запретят и думать о карьере лицедея. Молодые годы де Фюнес провел дурачась, строя рожи одноклассникам и пародируя учителей.
Вот только одна зарисовка на «школьную» тему. «…Мадемуазель Сованж, бесцветная сухая особа, срывается, как обычно, на двадцать пятой минуте урока: «Фюнес, вон из класса!» Крышка парты с грохотом откидывается, и маленький взъерошенный мальчуган испуганно тянет тоненьким голоском: «Но мадемуазель, я же не сделал ничего плохого…» В классе — взрыв хохота. В том, как герой сцены вытягивает шею и мелко трясет подбородком, каждый узнает ненавистную математичку. Луи проявляет поразительную неспособность к точным наукам. Он не умеет складывать дроби, не может отличить катет от гипотенузы и с большим трудом решает простейшее уравнение с одним неизвестным. Чтобы в глазах приятелей не выглядеть полным идиотом, Луи устраивает шоу из каждого своего похода к классной доске.
Жажду самовыражения Луи утолял и на студенческой театральной сцене. Шутил он и дома, и в магазине. Без юмора и клоунады юноша не мог прожить и дня.
В 1939 году по слабости здоровья де Фюнеса освобождают от армейской службы — при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь — здесь он развлекал солдат исполнением популярных песенок.
Сразу после окончания войны Луи де Фюнес начал пробовать себя на другом поприще — в кинематографе. К тому времени он уже посещал драматические курсы Рене Симона. И первая роль не заставила себя ждать. Уже в 1945 году Луи появился в фильме режиссера Жана Стели «Барбизонское искушение». Но дебют большой известности де Фюнесу не принес.
Личное
Он довольно рано женился. В 1936 году, в возрасте 22 лет, его супругой стала Жермен Луиза Элоди Карруайя. Женщина родила будущей знаменитости сына Дэниэля. И когда мальчик был совсем маленький, пара развелась. Случилось это в конце 1942 года.
И уже в следующем году артист женился вновь. Во время оккупации Парижа немецкими войсками Луи преподавал в музыкальной школе сольфеджио. Там он повстречал секретаршу Жанну Августину де Бартелеми де Мопассан. Девушка была внучатой племянницей знаменитого писателя Ги де Мопассана. Жанне молодой пианист тоже понравился, она ответила симпатией «маленькому человеку, который играл джаз как бог». Луи де Фюнес и Жанна Августина прожили 40 лет, они были вместе до самой смерти артиста в 1983 году. К слову, в браке появилось двое сыновей — Оливье и Патрик.
Всю оставшуюся жизнь ему пришлось разрываться на две семьи и скрывать от жены свое общение с первенцем, но, тем не менее, каждый раз, когда в жизни его сына происходили важные моменты: женитьба, рождение внуков, Луи был рядом, ведь еще в детстве он обещал самому себе никогда не бросать тех, кого полюбил.
Слава
Наступили 60‑е, а вместе с ними карьера актера-комика Луи де Фюнеса расцветает, как цветы, к которым он никогда не был равнодушен. Он продолжает сниматься в ролях второго плана («Вендетта», «Джентльмен из Эпсома» и др.), но зритель уже его замечает, любит и ждет от него новых ярких актерских ролей. Появляются и главные, заметные роли («Пик-пик»,«Взорвите банк»). В 1964 году де Фюнес впервые исполняет роль жандарма Людовика Крюшо в фильме «Жандарм из Сен-Тропе / Le gendarme de Saint-Tropez» — первой серии популярнейшего киносериала (состоящего из 6‑ти фильмов) про незадачливых полицейских, которые, кажется, кроме того, чтобы гонять нудистов с пляжа, ничего и не умеют, и, тем не менее, пусть через череду забавных неудач все же справляются с неприятностями и всегда выходят победителями.
После этого в карьере Луи де Фюнеса следуют хит за хитом. На экраны выходит «Фантомас» — первый из трилогии о борьбе комиссара Жюва с неуловимым преступником по кличке Фантомас — картина стала хитом кинопроката в СССР и навсегда заняла место в сердцах поклонников де Фюнеса, да и просто любителей хорошего приключенческого кино тех лет. Далее следуют успешные кинопроекты: «Разиня / Le Corniaud», «Жандарм в Нью-Йорке», продолжение приключений Фантомаса — «Фантомас разбушевался». Бенефисом Луи де Фюнеса можно назвать комедийную ленту «Ресторан господина Септима / Le Grand Restaurant» (1966), которая заслуживает высокой оценки именно благодаря мастерству и комедийным качествам самого актера.
В 1973 году Луи де Фюнес был удостоен высшей награды — ордена Почетного легиона — французской национальной награды, вручаемой за наивысшие достижения, в данном случае за гражданские заслуги.
Но, как всегда бывает, хорошие истории имеют обыкновение заканчиваться. К сожалению, здоровье Луи де Фюнеса с годами не улучшалось, пережив два инфаркта, актер несколько отошел от работы в кино. Он стал больше проводить времени в личном имении близ города Нант, тем более ему было чем заняться — Луи де Фюнес очень любил цветы и сам занимался их разведением в собственной оранжерее. Известно, что один из сортов оранжевых роз позднее был назван именем актера.
Тем не менее история кинотворчества популярнейшего комика французского кино на этом не заканчивается. В 1976 году актер соглашается на весьма заманчивое предложение Клода Зиди и возвращается к работе в кино с новым фильмом «Крылышко или ножка», затем следует «Склока», где дуэт де Фюнесу составляет популярная французская актриса Анни Жирардо, в 1978 году выходит еще одна комедия о жандармах — «Жандарм и инопланетяне». Луи де Фюнес продолжает работать и радовать своих поклонников новыми ролями, новыми героями: «Скупой»(1979), «Суп из капусты» (1981). «Жандарм и жандарметки», вышедший на экраны в 1982 году, стал самым последним фильмом, в котором снялся Луи де Фюнес.
Мировой дедушка
Величайший французский комик ХХ века на экране олицетворял истеричность, хитрость, вздорность и жадность. В жизни о Луи де Фюнесе ничего подобного сказать было нельзя. Сыновья от второго брака Патрик и Оливье (написавшие о нем книгу под названием «Не говорите обо мне слишком много, дети мои!») вспоминают об отце как о человеке порядочном и миролюбивом, с которым никогда не приходилось скучать.
Он обожал природу. Животные и растения приводили его в восторг, вызывая чуть ли не преклонение.
«90 гектаров нашего парка ему не казались излишеством, — вспоминал Оливье. — После рождения внучки Жюли он вознамерился расширить курятник и поставить клетки для кроликов, чтобы малышка играла с животными и ела экологически чистые яйца. Для нее он придумывал всякие истории, убеждая девочку, что кролики с ним разговаривают: «Большой рыжий кролик — это господин граф. Он просит, чтобы ты приготовила ему что-нибудь вкусненькое!»
Неизменно называя Жюли госпожой-графиней, он увлекал ее в свой выдуманный мир.
Что де Фюнес, похоже, разделял со своими героями, так это повышенную тревожность. А роль деда еще более усилила его бдительность. Он все время проверял, заперты ли двери и ставни, чисты ли соски малышей, безопасны ли розетки и радиаторы, запирал на висячие замки двери на лестнице. Номера телефонов пожарных, полиции, «Скорой помощи» были приклеены к каждому телефонному аппарату.
Инфаркт
В 1975 году де Фюнесу предложили роль южноамериканского диктатора в авантюрной комедии «Крокодил». Роль требовала физических нагрузок, актер на всякий случай пошел провериться к врачу. Тот сказал: «Да у вас сердце юноши!» И ровно через три дня после этого «обследования» у де Фюнеса случился инфаркт…
В больнице, когда он уже вроде бы пошел на поправку, внезапно случился второй. Дело было на Пасху, когда медперсонал разъехался по домам, и актера спасла сиделка, вовремя позвонившая домой лечащему врачу. Медики буквально вытащили де Фюнеса с того света, но посадили его на строжайшую диету и навсегда запретили сниматься в кино.
Однако артист сумел вернуться в кино и сыграть еще несколько ролей. В том числе роль своей мечты — Гарпагона в «Скупом» по Мольеру. Он стал сорежиссером этой картины. И выход ее совпал с вручением единственной награды, которую де Фюнес получил за всю жизнь, — почетного «Сезара» за достижения всей карьеры артиста.
Есть много проектов, которые он осуществить не смог. Так, например, он мечтал поработать с Романом Полански, и тот был не против — но, увы, не сложилось. Здоровье актера ухудшалось, на экране он выглядел ощутимо старше своего возраста.
27 января 1983 года на 69‑м году жизни артист умер от инсульта. Похоронили его на кладбище недалеко от места, где он провел последние годы, — замка Клермон на берегах реки Луары.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА