Василий Лановой: На судьбу не жалуюсь

15.01.2014 09:35   -
Автор:
Василий Семенович родом из семьи украинских крестьян. Родители — Лановые Семен Петрович и Агафья Ивановна были родом из села Стрымба Одесской области. Чтобы спастись от голода, родители переехали в Москву, где и родился будущий актер Василий Лановой. До переезда Лановые имели в своем хозяйстве большой огород и лошадей. О своей маме Агафье Ивановне Василий Семенович говорит: «…если понимать под интеллигентностью возможность предугадать, как твое слово отзовется на другом человеке, то мама была подлинным интеллигентом. Она была поразительно чуткой, меня это просто поражало. Замечательно они с папой пели хохлацкие песни, дивно пели». В Украине остались его бабушка и дедушка. Лановой часто приезжал к ним в гости.
Когда началась война, юному Васе было семь лет. И в это время он как раз был у бабушки с дедушкой, а родители остались в тылу и трудились на вредном химическом заводе.

Выбор профессии

После окончания войны Василий вернулся в Москву. Как-то раз молодой человек прогуливался со своим другом Владимиром Земляникиным по улицам столицы и наткнулись на афишу постановки драмкружка в ДК культуры им. Лихачева «Тома Сойера». Недолго думая, мальчишки сходили на этот спектакль. Эта постановка произвела на них огромное впечатление. После спектакля Вася и Володя побежали за кулисы и попросили, чтобы их тоже записали в драматический кружок, и были приняты.
Первый спектакль, в котором сыграл Лановой, назывался «Дорогие мои мальчишки». Свою первую серьезную роль Василий Семенович сыграл в спектакле «Аттестат зрелости». Этот спектакль занял первое место на смотре художественной самодеятельности, а Василий Лановой получил премию 500 рублей за исполнение главной роли.
Позже начинающий актер поступил в театральное училище им. Щукина.
Василий Семенович рассказывал: «Месяца за полтора до получения аттестата зрелости узнал, что в театральном училище им. Б. В. Щукина проводится просмотр абитуриентов. Всерьез о профессии актера я тогда еще не думал. Просто хотелось проверить себя. Всего комиссией было просмотрено около ста пятидесяти абитуриентов, а приняты только двое — я и Кюнга Игнатова». Радости у молодого человека на этот счет не было. Слишком легко он поступил в училище. И он решил поступать на факультет журналистики в МГУ, куда его, как медалиста, с радостью приняли. Проучившись менее месяца, получил вызов на пробы к фильму «Аттестат зрелости» и, поскольку он уже исполнял эту роль в спектакле драмкружка, был утвержден на роль Валентина Листовского. По завершении съемок вернулся на журфак, сдал экзамены за первый семестр, после чего ушел из МГУ в Щукинское училище на курс Цецилии Львовны Мансуровой.

Театр

После окончания «Щуки», Василий Семенович был трудоустроен в театр им. Вахтангова. Главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов долгое время не давал Лановому возможности раскрыться в достойной роли. Возможно, это своего рода воспитательный процесс. Актеру было очень нелегко. Василий Семенович страдал от неопределенности.
Как-то его пригласили работать в театр им. Моссовета, также поступило предложение из театра «Современник». Лановому нужно было определиться, остаться в своем театре или принять одно предложение из двух. Тогда он обратился к главному режиссеру театра Симонову и рассказал о выгодных предложениях трудоустройства. Симонов не отпустил Василия Ланового, и через пару месяцев актер играл главную роль в одном спектакле.
После была роль Калафа в спектакле «Принцесса Турандот». Сыграв эту роль, Василий Лановой словно родился заново. Позже были роли в спектаклях: «Конармия», «Антоний и Клеопатра», «Мария Тюдор», «Князь Андрей».

Кино

Блестяще начала складываться и кинематографическая карьера Ланового. В 1956 году, будучи студентом училища, сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин», которая принесла ему всенародную известность.
Сначала на роль в этой картине был утвержден Георгий Юматов. Но работа шла плохо, не удавалось Юматову сыграть так, как хотели режиссеры. В это время в соседнем павильоне шли съемки фильма «Триста лет тому…», где снимался Василий Лановой. Режиссеры сразу заметили этого высокого актера. Они предложили Василию примерить на себя роль Павла Корчагина. Лановой, услышав это, гордо ответил, что только он должен играть эту роль.
Актер Юматов затаил тогда обиду на Василия Ланового. Они не общались долгое время. Лишь на съемках фильма «Офицеры» артисты снова подружились. Актер одновременно снимался в кино и работал в театре. После на экраны вышел фильм «Алые паруса», где Лановой играл главную роль. Затем последовал «Палосатый рейс», где Василию Семеновичу досталась лишь маленькая, эпизодическая роль. Тем не менее зритель и в этой картине запомнил актера.
Дальше — больше. Он снялся в картине «Война и мир», «Анна Каренина», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Дни Трубиных», «Анна и командор», «Петровка, 38».
Но с середины 80‑х, в перестроечные годы, Василий Семенович стал все реже появляться на экране. Не лучше обстояли дела и в театре Вахтангова. Народный артист переживал творческий простой. Морально поддерживало преподавание в родном Щукинском училище, где актер избрал наиболее близкое и любимое для себя — художественное слово. Спасала и литература. Лановой продолжал делать авторские чтецкие программы, но теперь для себя — филармонии переживали кризис и не могли устраивать творческие встречи актеров со зрителями.
Ситуация изменилась в 1994 году, когда руководство театра Вахтангова в связи с шестидесятилетием актера предложило ему выбрать пьесу, в которой он хотел бы сыграть. Василий Семенович остановил свой выбор на «Милом лжеце» Килти. В паре с замечательной вахтанговской актрисой Юлией Борисовой в роли английской актрисы Патрик Кэмпбел Лановой и сейчас играет ироничного и умного Джорджа Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец». Следующей стала главная роль в постановке «Лев зимой» (1997). Через два года В. Лановой сыграл писателя Абеля Знорко, вовлеченного в тонкий психологический поединок в спектакле «Посвящение Еве» (1999). Также нельзя не отметить роль Астрова в спектакле «Дядя Ваня», поставленном в театре А. Калягина.
Среди ярких киноработ актера в 90‑е годы выделяются блистательно сыгранный Иван Берестов в экранизации пушкинской «Барышни-крестьянки» (1995), а также роль Александра I в фильме Игоря Таланкина «Незримый путешественник» (1998).
В настоящее время Василий Лановой тоже мало снимается в кино. Он уже сознательно отказывается от поступающих предложений. Например, в очередной работе в картине «Богдан Хмельницкий» Василий Семенович почувствовал, что не может стать проводником украинского национализма, сразу же потребовал остановить работу.
А одной из последних работ в кино актера стала роль кардинала Ришелье в фильме «Три мушкетера» Сергея Жигунова.
Но неизменной любовью артиста остается театр. Сегодня Василий Лановой служит в Московском академическом театре им. Вахтангова и заведует кафедрой художественного слова в театральном училище им. Щукина.

Личная жизнь

Василий Семенович Лановой был женат три раза. Первый раз он женился на Татьяне Самойловой, будучи студентом Щукинского училища.
Второй женой Ланового была актриса Тамара Зяблова, но счастье актера продлилось совсем недолго, супруга умерла.
Последней супругой Василия Семеновича стала актриса Ирина Купченко. Она младше своего мужа на 14 лет. У актеров было два сына: Александр и Сергей. Своих детей они назвали в честь советских классиков Пушкина и Есенина.
Но осенью прошлого года в семье народных артистов случилась трагедия. Погиб их младший 37-летний сын Сергей. Причиной смерти стал сердечный приступ, который, как говорят в близком окружении семьи, был спровоцирован злоупотреблением алкоголем.

«Я не могу жаловаться на судьбу. Она мне подарила прекрасные роли, замечательных режиссеров, партнеров-актеров. А какую литературу: «Анна Каренина», «Война и мир», «Любовь Яровая», «Алые паруса», «Иду на грозу», «Как закалялась сталь». Это невиданный подарок! Я снимался у Райзмана, Алова, Наумова, Танечки Лиозновой, Бондарчука. Снимался с Пляттом. Был дружен с Раневской. Чувствуете, какие имена!».

Слово актеру

Из интервью «Фактам» накануне юбилея.
О родных краях:
—Года два назад был в Стрымбе и в Кодыме. И этим летом собираюсь поехать, навестить родственников. До сих пор в Стрымбе сохранился дом моих дедушки и бабушки. Сейчас в нем живут учителя местной школы.
В этом селе меня, семилетнего, застала война, оставившая глубокий след в душе на все годы. 20 июня 1941 года я с двумя сестрами — десятилетней и четырехлетней — отправился из Москвы, где мы жили с родителями (они уехали из села в столицу в голодный неурожайный 1931 год), отдыхать на лето к дедушке и бабушке. В Стрымбу мы ездили каждый год. Мама отправила нас с проводником, а через пару недель должна была и сама приехать.
Но война перечеркнула все планы. Маму мы увидели лишь в конце апреля 1944 года. Все это время родители были в полном неведении, что с нами. А мы ничего не знали о маме с папой, которые работали на вредном химическом производстве, в результате чего стали инвалидами и с трудом передвигались.
Не забуду, как мама приехала за нами. Добиралась тяжело, с многочисленными пересадками. Солдаты переносили ее из состава в состав, как ребенка. Узнав о мамином приезде, я бежал через все село ей навстречу. Бежал так, как, наверное, никогда в жизни не бегал. И… не узнал ее. Увидев телегу, в которой сидела худющая женщина с огромными черными глазами, пробежал мимо. Вдруг слышу, как возница мне кричит: «Та це ж твоя мамка!».
* * *
О встрече со смертью:
—Это произошло на току. Немецкому солдату приглянулся мой ремень, и он хотел его у меня отобрать. Я уперся: «Не отдам!» Тогда он из автомата выдал над моей головой несколько очередей. Свои ощущения в тот момент не помню. В памяти осталось только, что снял ремень и отдал ему. После этого случая я стал заикаться. И заикался я длительное время. И вот в Москве мама повела меня к врачу. Доктор спросила: «Ваш сын украинские песни знает? Пусть поет их с утра до вечера!» В украинском языке, как известно, протяжные гласные. Заикание прошло.
* * *
О славе:
—Никакого такого ощущения не было, да и сейчас к славе я абсолютно равнодушен. Наше поколение не знало звездных болезней. Была работа, работа, работа… Очень напряженная. К примеру, время моих съемок в фильме о Павке Корчагине совпало с занятиями в училище, с репетициями «Горя от ума», где я исполнял роль Чацкого. Каждый день с девяти утра до полудня репетировали спектакль с педагогом. А к 13.00 я должен был успеть в аэропорт «Внуково», чтобы лететь на съемки фильма в Киев. В16.00 уже находился на съемочной площадке, где работа продолжалась до полуночи. Потом возвращался в Москву. Жил я не в центре и ехал не домой, а сразу в училище. Приезжал часов в пять утра. Меня пускали в гимнастический зал, где на матах, как убитый, спал два-три часа. А в девять снова был на репетиции спектакля.
В таком режиме жил около трех месяцев. Сейчас даже удивляюсь, как выдерживал. Наверное, потому что силы восстанавливаются в юности быстро.
* * *
Сальто на сцене:
—Сальто делаю на сцене до сих пор. А дома каждое утро начинаю с зарядки. Пробежками не занимаюсь — это вредно. Намного полезнее быстрая ходьба. Я не курю — бросил еще в 1963 году. В еде никогда себя не ограничивал и сейчас не ограничиваю. Наоборот, ем даже на ночь. А то, что худощав, спасибо родителям. Как говорится, хорошие гены… Любимое мое блюдо — мамалыга. Эта каша из кукурузы с чесноком спасла нас от голода во время оккупации. А всем напиткам предпочитаю кефир и минеральную воду.
* * *
О чем мечтает накануне 80-летия и как будет отмечать:
—О том, чтобы как можно дольше мозги оставались светлыми, разумными. Иногда очень больно смотреть на старых людей, у которых начинаются проблемы с памятью. Этого никак не хотелось бы…
Наш худрук Римас Туминас предлагал провести торжественный юбилейный вечер, но я наотрез отказался. Славословия, поздравительные адреса, телеграммы — мне это не по нутру. В мой день рождения сыграем спектакль «Посвящение Еве», который держится в репертуаре уже около 15 лет, — и пойдем пить водку.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА