Ван Гог: «Это лучшее, что я сделал»

07.09.2017 15:15   -
Автор:
31 января 1890 года, Теодор Ван Гог пишет брату Винсенту письмо с радостной новостью: у его жены Йоханны в тот день родился сын. Назвали его Винсент Виллем, в честь горячо любимого брата новоиспеченного отца. Винсент сразу берётся за кисть и начинает писать картину в подарок.
19 февраля Винсент Ван Гог пишет в письме сестре и матери, что он начал писать картину для племянника: “большие ветви цветущего миндаля на фоне голубого неба”. Он бы хотел, чтобы её повесили в спальне молодых родителей. Брату он пока об этом не сообщает – готовит сюрприз.
В это время, в феврале, в Провансе как раз начинает цвести миндаль. Миндаль зацветает одним из первых среди деревьев, почти на месяц раньше других. “Ты увидишь, с каким терпением написана эта картина, это лучшее, что я сделал”, – в этих строках Винсента сквозит гордость, – “написано спокойно и уверенными мазками.” У бутончиков и лепестков можно увидеть мазки красного цвета, здесь уместно добавить “еще”… скоро нестойкий красный пигмент исчезнет. Розовые цветы неуклонно превращаются в белые, красота ускользает, хоть и не с такой скоростью, как отцветающий миндаль.
Фон в картине играет не второстепенную роль, а такую же важную, как ветви с цветами. Это произошло из-за того, что художник решил писать фон уже после изображаемого. Аккуратно обводя каждый листочек и бутончик кисточкой с темно-голубой краской, Винсент уплощает изображение в духе его любимых японцев. Фрагментарность картины, нетрадиционное для европейского глаза приближение кроны дерева – также “японский взгляд” Ван Гога.
Цветущие сады очаровывали художника, восхищали его, побуждали взяться за кисть. Когда он за два года до этого приехал в Арль, под яркое небо юга, где все зацветает раньше, чем в Париже и тем более раньше, чем в Голландии, он создал серию пейзажей с цветущими садами. И вот ровно через два года он находится все еще на юге Франции, но уже совсем в другой ситуации. Наслаждаться природой теперь Винсент может во время прогулок по больничному саду в сопровождении надзирателя. Буйство садов осталось за толстыми стенами бывшего монастыря с зарешеченными окнами, а писать картины ему позволяют в периоды, когда отступают приступы душевной болезни.
29 марта Тео пишет брату, что маленький Винсент Виллем с интересом смотрит на работы дяди Винсента, “особенно на большие ветки миндаля над нашей кроватью”.
Подготовила Ольга Тараб