В молодости не наигрался…

14.04.2014 09:26   -
Автор:
Ефим Копелян родился 12 апреля 1912 года в семье, где все любили искусство. Отец и братья Ефима неплохо рисовали, впоследствии два его брата стали художниками. Сам Копелян был уверен, что тоже станет художником. Но если не художником, то архитектором-то уж точно.
После школы 17-летний юноша приехал в Ленинград и поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. Но первый же поход в БДТ круто изменил его судьбу: театральный мир заворожил юного Ефима. Архитектура была благополучно забыта, и Копелян подал документы в Театральную студию при Большом драматическом театре.
Удивительный факт: все годы учебы Ефим значился в списке неспособных студентов. Правда, к концу второго курса Копеляну дали последний шанс — он должен был сыграть в отрывке из пьесы Погодина «Мой друг». Однако на сцене вдруг забыл мотив песни, которую надо было спеть. Но он не растерялся и стал напевать первый пришедший в голову мотив — «Марсельезу». Экзаменационная комиссия была просто сражена наповал.

«Ефим Захарович обладал замечательным голосом, за который его даже прозвали Ефимом Закадровичем — он озвучивал многие картины, в том числе и иностранные. На дубляж его звали часто — он очень хорошо интонационно попадал в образы, созданные другими актерами. Но фильм «Семнадцать мгновений весны» в этом смысле стал звездным часом Копеляна. Мне кажется, что его голос — 50 процентов успеха картины, но это мое личное мнение», — вспоминала вдова актера Людмила Макарова.

Большой драматический театр

В 35‑м году Копелян благополучно окончил Театральную студию и сразу был приглашен работать в труппу Большого драматического театра. Мечта сбылась — Копелян на сцене! Пусть пока только в эпизодах и в массовках, но с кем! С легендарными артистами Большого драматического! Чего стоил только Николай Федорович Монахов, один из корифеев театра.
Когда-то начинающему артисту Копеляну великий Николай Монахов сказал: «Ну что ж, через 20 лет ты будешь актером». Эти слова стали пророческими. Ефим Захарович в своем родном театре играл достаточно много, но, правда, только второстепенные роли. По-настоящему уникальный талант Копеляна раскрылся в середине 50‑х годов, когда в БДТ пришел выдающийся режиссер Георгий Товстоногов. Возглавив театр, он безжалостно уволил очень многих — ему дали такое право. Но Копеляна не тронул, интуиция не обманула Товстоногова. Режиссер сумел рассмотреть и развить в Копеляне неповторимую манеру игры. По мнению театральных критиков, так выразительно молчать на сцене, как это делал Ефим Захарович, не умел никто. Копелян был органичен и естественен в каждой своей роли. Для того, чтобы создать нужный образ, Копеляну не нужно было внешне меняться.
В Ленинградском БДТ в те годы царила особая атмосфера. Театр для артиста был не просто местом работы, творчества. Он был самой жизнью. Коллеги почти не расставались. Репетиции, спектакли, гастроли, в свободное время ходили друг к другу в гости, и так было почти всегда.

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за текст за кадром в фильме «Семнадцать мгновений весны» (посмертно, 1976).


Любовь

…В 1937 году в Большой драматический театр пришла Людмила Макарова. Здесь она и встретилась с молодым артистом Копеляном. Юной Людочке он казался зрелым мужчиной. Была финская война, роман Людмилы и Ефима проходил на улице, в затемнении. В мае 1941 года они поженились. И тут грянула Великая Отечественная война. Артисты БДТ встретили это страшное известие на гастролях в Баку. Выступления тут же прекратились, театр срочно выехал в Ленинград. Ефим Захарович сразу пошел в ополчение. Людмилу пригласил Театр Балтийского флота. Встречались они изредка в Ленинграде.
Они были удивительной парой. Это был невероятный контраст: Копелян — сама сдержанность, и Макарова — буря эмоций. Людмила сильно ревновала мужа. Ефим Захарович любил подтрунивать над женой, но делал он это настолько добродушно, что она ему всегда все прощала.
Ефим Захарович неожиданно рано ушел из жизни. И семье без ее главы стало очень плохо. Особенно единственному сыну Копеляна и Макаровой — Кириллу. Без поддержки обожаемого отца ему оказалось не под силу пройти свой путь артиста. Наверное, самой большой ошибкой Кирилла был его приход в Большой драматический театр. Театр еще тогда был жив воспоминаниями об уникальном таланте отца, где продолжала покорять зрителей блистательная актриса — его мама Людмила Макарова. Все непросто сложилось у него в театре. Потом судьба его добила: неизвестные напали на Кирилла и жестоко избили. Врачи спасли его, но полностью вернуть здоровье не смогли. Кирилл стал инвалидом и до конца своих дней прожил с матерью. Он скончался в 2005 году, ему было чуть больше 50.
С тех пор Макарова осталась совершенно одна.

Кинематограф

Несмотря на то что Копелян был все же больше театральным актером, огромный след он безусловно оставил и в советском кино. Роли, сыгранные Копеляном в таких кинолентах, как «Танкер «Дербент» и «Опасные гастроли», «Неуловимые мстители», «Вечный зов» являются общепризнанными шедеврами. Однако кинематограф открыл талант Копеляна не сразу. Почти 30 лет ему пришлось сниматься лишь в эпизодах. Говорить о Копеляне как о новом имени в отечественном кинематографе стали после роли Саввы Морозова в картине «Николай Бауман». За эту роль Копеляну присвоили звание лауреата Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия за актерскую работу». Наконец-то и признание кинематографистов было завоевано! Но простой зритель прохладно отнесся к этой работе Копеляна и с нетерпением ждал продолжения «Неуловимых».
Новый всплеск зрительской популярности Ефима Копеляна пришелся на многосерийный фильм «Вечный зов». Динамичный сюжет, первоклассная режиссура, великолепный актерский ансамбль, полные драматизма судьбы главных героев сделали этот серила поистине народным. Во время его телепоказа наша огромная страна словно вымирала. А на экране блистали Басилашвили, Кокшенов, Роговцева, Семина, ну и, конечно, Копелян.
На счету Копеляна — более 80 фильмов. Он каждый год снимался в 5–6 картинах. При этом сам Копелян признавался, что не все сыгранные в кино роли доставляли ему удовольствие. Но вот в чем парадокс: всенародную любовь принесли роли, которыми артист был не совсем доволен. Кто сейчас помнит фильм «Преступление и наказание» 1956 года? Атаман Бурнаш остался в памяти зрителей. Свидригайлова же, сыгранного Копеляном с огромной душевной силой, широкая публика как-то не заметила.
Фильмы, в которых сыграл Копелян, еще можно сосчитать. А картины, где Ефим Захарович читает от автора или закадровый текст, или дублировал, перечислить невозможно. Их было очень и очень много. Глубокий выразительный голос Копеляна, мастерство убедительных интонаций и значительных пауз придавали фильму особую притягательность. А слабые киноленты порой вытягивались за счет копеляновского голоса почти всегда.

Семнадцать мгновений весны

Особенно ярко проявился талант Ефима Захаровича как чтеца в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Но и тут актер наступил на горло собственной песне. В фильме его нет, хотя Лиознова собиралась дать ему какую-то роль. Зато есть его неповторимый удивительный голос. И если Штирлиц Тихонова при всей своей респектабельности и проницательности немного зануда, то Копелян сводит это занудство на нет. Копелян — богатый внутренний мир Исаева-Штирлица, отточенная мысль режиссера Лиозновой. Штирлиц курит — Копелян говорит. Штирлиц пьет пиво — Копелян не тянется за кружкой, он говорит. Штирлиц едет к Борману — Копелян никуда не едет и не идет, он по-прежнему говорит взвешенно и спокойно, говорит, когда Штирлиц молчит, спит, бреется…
Коллеги уговаривали Татьяну Лиознову убрать из фильма слащавую сцену, где Штирлиц трогательно встречает 23 февраля картошкой. Режиссер не послушалась, оставила эпизод: «Голос Копеляна выручит». Так и вышло.
***
В последние годы Копелян стал чрезвычайно востребованным и в театре, и в кино. Предложения сыпались одно за другим. Ефим Захарович отзывался на все призывы. В кино снимался даже в заведомо провальных картинах. Его спрашивали: «Зачем? Ведь роль-то мизерная». Он неизменно отвечал: «В молодости не наигрался». На съемки приходилось выезжать в разные города. Бесконечные перелеты, разные часовые пояса. Много месяцев Копелян проводил в разъездах между Ленинградом и Москвой, он буквально жил в поезде «Красная стрела». Год за годом проходили в таком бешеном ритме.
6 марта 1975 года в санатории «Мельничный ручей» Ефим Захарович Копелян скончался. Случился сердечный приступ, второй инфаркт. Врачей рядом не оказалось, был предпраздничный день. Трагическую новость сразу же сообщили в театр. Для всех это была страшная трагедия.
В Санкт-Петербурге, на улице Бассейной, на стене дома № 47, висит мемориальная доска. На ней высечены простые слова: «В этом доме с 1962 по 1975 годы жил народный артист СССР Ефим Захарович Копелян». Казалось бы, скупые слова на холодном мраморе. Но их вполне достаточно, чтобы в памяти моментально возникли умные лучистые глаза, лихие закрученные усы и бархатный обволакивающий голос.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА