В Харькове открылась выставка работ писателя и художника Александра Мильштейна. ФОТО

29.03.2018 15:53   -
Автор:
Для тех, кто с ним не знаком, знакомим: Александр Мильштейн родился, учился, рос и жил в Харькове с 1963 по 1995 год. По образованию — математик (имеет диплом механико-математического факультета ХГУ), три года работал молодым специалистом в НИИ, где написал свои первые рассказы. Затем была попытка перейти в лабораторию ХГУ и заняться поисками квантовой концепции физических основ человеческого сознания. Но не сложилось… В настоящее время живет в Мюнхене. Мильштейн — автор цикла сборников прозы «Школа кибернетики», «Кодекс парашютиста», «Пятиполь», романов «Серпантин», «Пиноктико», «Контора Кука», «Параллельная акция» и многих других произведений. Кстати, эта выставка носит название его последнего романа — «Аналоговые машины» .
Любопытная деталь: если писательский талант Мильштейна проявился довольно рано, то художника в себе он открыл 5 лет назад. В основном, это были зарисовки, иллюстрации к своим книгам. Легко, свободно, незатейливо — мышью в компьютере. «Серьезным» художником Мильштейн ощутил себя в марте 2016 года в Мюнхенском институте языка и переводов ( SDI), где открылась его первая персональная выставка «Rays and Other Letters», вторая — в галерее «FOE156». Месяцем позже участвовал в фестивале «Книжный Арсенал», а в 2017 году картины Александра Мильштейна были представлены на передвижной польско-украинской выставке ART-WORK (демонстрировалась в киевском «Художественном Арсенале» и городской галерее Вроцлава).
Итак, выставка «Аналоговые машины». По словам автора, идея открыть ее в Харьковской муниципальной галерее возникла спонтанно. «В октябре я познакомился с директором галереи Татьяной Тумасян, которая и предложила мне организовать презентацию, – говорит Александр Мильштейн. – И вот я здесь, в родном городе, в окружении близких мне людей. Очень приятно, что среди посетителей, которые пришли сегодня на открытие выставки, присутствуют мои давние друзья, одноклассники, коллеги…».
На вопрос автору, какая из картин ему особенно по душе, Александр Мильштейн подводит нас к полотну, где солидного вида мужчина в очках позирует…аптекарю. «Это инверсия картины известного немецкого художника 19 столетия, яркого представителя стиля бидермайер (что переводится как простодушный, обывательский) Карла Шпицвега «Бедный поэт» ( сегодня выставлена в новой Пинакотеке), которую в родном городе Шпицвега Мюнхене часто критиковали. Но не в этом суть… Мне интересен сам Шпицвег своей незаурядностью и довольно интересной биографией. Выучившись на фармацевта, работал сначала помощником аптекаря, затем аптекарем, одновременно изучая живопись. Так вот в своей работе мне захотелось воссоздать интерьер аптеки, как бы поменяв художника и аптекаря местами. И хотя сама идея собственно проста, картину эту считаю почему-то своей любимой», – рассказал Александр Мильштейн.
В целом экспозиция «Аналоговые машины» включает более 50 графических картин с использованием весьма необычных техник. Особенно впечатляют работы, выполненные шариковой ручкой. Они самобытные, разноплановые и сюжетные, некоторые из них посвящены воспоминаниями о Харькове и харьковчанах, некоторые являются своеобразным «отзывом» на то или иное событие. Ну, а чтобы глубже понять их смысл, стоит, наверно, вначале прочесть одноименный роман (ведь задумывалась данная экспозиция именно как иллюстрации к новой книге). Кстати, с 31 марта по 1 апреля в Харькове пройдет международный литературный фестиваль современных литературных практик «Контекст», где будет презентована книга А.Мильштейна «Аналоговые машины».
Выставка же будет работать в Харьковской муниципальной галерее до 14 апреля.
Татьяна Адамович, «Харьковские известия»