«Театроник»: пять дней театрального праздника

20.11.2013 09:00   -
Автор:

Уже третий год подряд в рамках этого интересного форума на площадках Дома актера можно увидеть работы разных театральных коллективов. Несмотря на небольшой временный отрезок, «Театроник» значительно расширил свои границы, представив на суд зрителей спектакли из шести стран Европы. По уже сложившейся традиции открылся фестиваль выступлением харьковского «Театра 19» — постановкой спектакля «Ищу работу». Полюбившийся нашему зрителю спектакль был тепло встречен публикой. Режиссер театра Игорь Ладенко сообщил, что накануне один из артистов, Олег Дидык, во время спектакля серьезно травмировал ногу. Но благодаря мужественному решению артиста выступление на фестивале решили не отменять. На протяжении всего действия О. Дидык сидит на стуле, что, впрочем, абсолютно не сказалось на острых акцентах и яркой экспрессии, столь характерных для его актерского почерка. Общий смысловой и качественный уровень спектакля также нисколько не пострадал, и можно с уверенностью сказать, что фестиваль начался с вдохновенного и смелого аккорда.

Второй день фестиваля открыло выступление актрисы из Сербии Мирьяны Вукочич в спектакле «Мария Лебядкина», созданном по мотивам романов Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы». Истовая исповедь Марии Лебядкиной, которая пыталась разобраться в себе и в судьбе такой близкой ей другой героини русского классика — Сони Мармеладовой, поражала. Монолог актрисы органично сочетался с кадрами видео-проекции и завораживающей медитативностью псалмов. Публика так долго не отпускала М. Вукочич, что артистка даже вспомнила слова одного из самых любимых своих персонажей — Ирины Аркадиной, образ которой ей доводилось воплощать на сцене: «Как меня принимали в Харькове!». С таким же теплом и признательностью приняли харьковчане и сербский спектакль, хотя, думается, что полному раскрытию его достоинств и красот несколько мешал языковой барьер.

Овацией закончился и моноспектакль «Авдей Флюгарин» в исполнении актера Санкт-Петербургского государственного молодежного театра на Фонтанке Сергея Барковского. Основой действия о судьбе Фадея Булгарина, адресата чрезвычайно едких пушкинских эпиграмм, послужило эпистолярное наследие этого неоднозначного литератора и журналиста, отрывки из его критических и творческих работ. С. Барковский, известный харьковскому зрителю преимущественно по своим ярко характерным теле- и киноработам, в спектакле остается верен манере полного вживания в образ с выявлением скрытых мотивов и самых неприглядных черт героя. В сдержанном, минималистически оформленном пространстве действа с лихвой хватило места для безграничной иронии, гротескных зарисовок и, самое главное, для откровенного монолога о судьбе маленького человека с большими амбициями. «Харьковчане — удивительная публика, очень тонко чувствующая. Она реагировала настолько точно на все нюансы, что это один из самых замечательных для меня спектаклей», — отметил артист.

Мария Мадан в спектакле «Актриса» (Молодежный театр «С улицы Роз», Молдова) раскрыла перед нами нелегкую судьбу творческого человека. М. Мадан появляется на подмостках как неприметная уборщица в блеклом халате, с метлой, но миг — и вот уже она театральная дива, богемная примадонна, похитительница зрительских сердец. А еще через мгновение актриса уже в маске колоритной еврейской свекрови или незадачливого сослуживца. От волнения и сильного эмоционального напряжения в середине действия артистка почувствовала себя плохо, и действие пришлось прервать на несколько минут, после чего она не только доиграла спектакль, но и исполнила в финале еще одну песню.

Сюрреалистическая история женщины, отказывающейся от бытовых условностей в попытках обрести гармонию, составляет основу спектакля «Женщина, которая не хотела спуститься на землю». Представительница Израиля Габриэлла Нойхаус раскрывала непростую тему посредством пластических зарисовок. В первом эпизоде актриса обыгрывала знакомые каждому предметы быта — то повисая на вешалке, то взбираясь на торшер, то балансируя на щетке, она пыталась всеми мыслимыми и немыслимыми способами не наступить на грешную землю. С нескрываемым восторгом следили зрители за отчаянными и виртуозными акробатическими манипуляциями Габриэллы. Следующие эпизоды открыли чудеса баланса на пластиковых бутылках с водой. Разнообразие толкований и мнений об увиденном поражает ничуть не менее, чем сам спектакль; для кого-то героиня Нойхаус — подавляемая бытом домохозяйка, для кого-то — романтичная мечтательница. Но абсолютно всех покорило мастерство актрисы.

Спектакль «Шамандура» Театра Вина «Старая Варна» не оставил равнодушным никого из присутствующих. Обаятельный и харизматичный артист Георги Велчовски сумел покорить сердца харьковчан ироничными текстами на болгарском языке. Его и режиссера театра Ламбрина Сотирова можно с уверенностью назвать самыми открытыми и непосредственными гостями «Театроника». Эти замечательные качества во всем своем великолепии раскрылись в «Шамандуре». Георги надевает поверх своих джинсов красные шорты, а поверх пуловера — желтую майку, и вот он — спасатель на раскаленном южном побережье. Предельно простая и понятная мера театральной условности позволяет артисту вступать в диалог со зрителем, провоцировать публику на живые реакции, сопереживание.

Пьеса М. Вишнека в интерпретации Театра «Русская сцена» (Берлин, Германия) раскрыла мир иллюзий, грез и символов, где двое людей могут обрести счастье. Спектакль «СаксофонIST» — это необыкновенная история, рассказанная медведем-пандой, у которого была подружка во Франкфурте… Андре Мошой и Ксения Кохлер балансируют на грани мелодрамы и сюрреалистической сказки для взрослых, разыгрывая историю двух влюбленных, которые проводят девять ночей в отрезанной от окружающего мира квартире. В финале гости подарили харьковчанам столь необходимую в глубокую осень порцию витаминов — сочные яблоки, брошенные в зал Андре и Ксенией, которые были пойманы самыми проворными зрителями.

В последний день фестиваля состоялся «круглый стол», в нем, помимо организаторов, принимали участие актеры и режиссеры приглашенных театров. Георги Велчовски и Ламбрин Сотиров рассказали о развитии театрального дела во Франции и Болгарии. Инна Соколова-Гордон — художественный руководитель и режиссер берлинского театра «Русская сцена» поведала о работе своего коллектива. Также организаторам дали несколько советов по привлечению зрителя на фестивальные спектакли. Высказывалось предположение о том, что приведение фестиваля к европейскому формату, а это проявилось в уменьшении количества харьковских театров-участников, спровоцировало отток молодежной зрительской аудитории. С этим едва ли можно согласиться: более вероятной причиной кажется как раз то, что их было слишком много на предыдущих фестивалях.

В завершение «Театроника» на малой сцене Дома актера выступил киевский Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхема с постановкой Авигдора Фрейдлиса «Жестокие животные» по мотивам рассказов Ф. Кривина. Истории о непростых человеческих взаимоотношениях актеры Алексей и Юлия Кубины рассказали нам через аллегорические образы животных.

«Театроник»-2013 завершился, но уже есть предпосылки к тому, что и следующий фестиваль будет ярким и незабываемым. Как отметила Галина Панибратец, уже формируется программа на 2015 год. И те театры, которые не смогли приехать в этом году из-за финансовых причин (например, из Великобритании, США и Грузии), посетят Харьков в следующий раз. Несмотря на недолгое время существования «Театроника», для харьковчан он стал настоящим событием, и театралы с нетерпением ожидают новых спектаклей-открытий.