Свой среди своих

07.07.2014 08:36   -
Автор:
Маленького Константина Райкина родители всегда таскали за собой «в рюкзаке за плечами». В гостинице «Москва», где у семьи был постоянный номер, Костю оставляли на попечение бабушки. В этом номере Райкины прожили немного-немало — 25 лет. В Ленинграде, правда, были три комнаты в большой квартире в доме на Греческом проспекте, но там, кроме Райкиных, обитало еще шесть жильцов.
Воспитанием маленького Кости также занималась нянечка — безграмотная татарка.
«Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной мысли», — вспоминает Константин Райкин.
Как бы то ни было, а «звание» «Сына Райкина» — почетное и в то же время очень обременительное — во многом воспитало его.

 Добро пожаловать в «Щуку»

Испытать судьбу Константин решил внезапно, и, когда родители уехали на гастроли в Чехословакию, в перерыве между вступительными экзаменами в Ленинградский университет (куда будущий актер намеревался поступить) он примчался в Москву в Щукинское театральное училище. Конкурс при поступлении в то время был просто огромный, и, чтобы прорваться, надо было придумать что-то особенное. А главное — чтобы экзаменаторы не прервали: «Стоп! Спасибо». И абитуриент Райкин буквально ошеломил всех: в безумном, клиповом темпе то декламировал, то танцевал, то изображал животных. И его сразу же с первого тура перевели на третий. Но он все же заявился и на второй тур и, что называется, взял приемную комиссию измором. Потом легко сдал все образовательные предметы и был зачислен в знаменитую «Щуку».
Многие тогда поступление Константина Райкина восприняли скептически: мол, поступил благодаря знаменитой фамилии. Однако уже на первом курсе он опроверг это мнение. По словам народного артиста СССР, профессора Владимира Этуша — одного из педагогов-наставников Константина Райкина, он был необыкновенно талантливым студентом, отличался удивительной дисциплинированностью и работоспособностью. Не прийти на репетицию, опоздать было для студента Райкина немыслимым. Его хватало на все: на работу с ролью, на костюмы, грим, декорации. Театр для него уже тогда не ограничивался игрой на сцене, он знал и умел в нем многое.
«Единственный способ для меня наслаждаться жизнью — работать каждый день до часа, до двух ночи. У тебя же нет выходных, когда ты влюблен: ты же не берешь отгулов у любимой девушки», — говорил в одном из своих интервью актер.

Умение быть режиссером

Окончив училище, Константин получил приглашение Галины Волчек в театр «Современник». Начинать было непросто: многие долго воспринимали его как сына великого отца. Перед ним стояла сложнейшая задача: под грузом фамилии обрести свою дорогу, независимость и, конечно же, признание. В «Современнике» Константин Райкин проработал 10 лет, сыграв за это время множество ролей и больших, и малых в спектаклях: «Валентин и Валентина», «Из записок Лопатина», «Балалайкин и Ко».
А после был Государственный театр миниатюр, который позже переименовали в Московский театр «Сатирикон», под руководством Аркадия Райкина.
Но, как и полагается, со временем художественное руководство театром перешло к сыну Аркадия Исааковича. Перед Константином встала сложнейшая задача: ему предстояло найти новое лицо для театра, долгие годы бывшего театром одного великого актера — Аркадия Райкина.
Но Райкин‑младший нашел формулу успеха.
«Режиссура — наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно. И все! Остальные рассуждения от лукавого», — говорил он.

Проживая иную жизнь

Но работой в театре актер не ограничивался.
Он дебютировал в кино совсем маленькой ролью в школьном фильме «Завтра, третьего апреля…». А свою первую большую роль — Пелле Константин сыграл в телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Затем была небольшая роль судового кока в военной картине «Командир счастливой «Щуки».
Известность же к актеру пришла после выхода первого советского вестерна (или, как говорили, «истерна») «Свой среди чужих, чужой среди своих» режиссера Никиты Михалкова. По сценарию героя Райкина звали Кадыркун, и был он казахом. Но затем на худсовете было принято решение изменить его персонажу национальность на татарина, а заодно поменять и имя. Так появился татарин Каюм. В работе над ролью Константину очень пригодились его детские наблюдения за своей нянечкой-татаркой. Выражения «кажный шакал», «какай бай» и другие он заимствовал из ее словарного запаса. Кроме того, актер сам, без дублера, выполнял все трюки.
Большой зрительский успех сопутствовал актеру после заглавной роли в музыкальной комедии режиссера Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо». Актер буквально сжился со своим веселым, смелым и храбрым героем Труффальдино. А какое партнерство — сама обаятельная Наталья Гундарева своей блестящей игрой оттеняла талант Райкина.
Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в философской сказке-фильме «Тень, или, может быть, все обойдется» Михаила Козакова по пьесе Евгения Шварца, где актер блестяще исполнил сразу две роли — Ученого и его Тени.
«Чем актер отличается от неактера? Выйдут десять человек, и один будет размахивать руками, делать кучу движений, говорить — посмотришь на него секунду, как он сотрясает воздух, отвлечешься, вернешься к еде. А актер — выйдет, он ничего не скажет, но что-то в нем заставит тебя за ним следить, отложить вилку, нож, и будешь смотреть только на него. Природное излучение странного вида. Дополнительная какая-то энергия. Актер — это же человек, которому мало жизни собственной, ему надо прожить еще иную жизнь», — говорит Константин Аркадьевич.

Формула успеха

Константин Аркадьевич Райкин — артист с большой буквы, чья преданность театру граничит с фанатизмом. Диапазон его творчества необыкновенно широк: он уверенно существует и в комедии, и в драме, и в трагедии, и в гротеске. Каждый его выход на сцену — это триумф актерского искусства, мощного, глубокого, захватывающего своей энергией.
За годы руководства «Сатириконом» Райкину удалось создать, по сути, новый театр, впитавший лучшие черты своего предшественника и превратившийся в первоклассный репертуарный ансамблевый театр, пользующийся неизменным успехом у российских и зарубежных зрителей. «Сатирикон» вышел в лидеры зрительских симпатий, все спектакли идут при неизменном аншлаге, что во многом объясняется их зрелищностью, яркостью постановок.
Но работа не помешала актеру в личной жизни. Константин Райкин женат на актрисе «Сатирикона» Елене Бутенко. У него взрослая дочь Полина, также актриса.
Константин Райкин крестился в православии. Считает себя человеком по сути русским — по культуре, языку, менталитету. Как он сам говорит: «боится остаться… без учета. Там. Потом. Боится не значиться в списках». При этом не прочь «побаловаться» водочкой и русскими пельмешками.
В людях Константин Аркадьевич больше всего ценит доброту и не любит рабство. Живет по формуле, определяющей, впрочем, всю его жизнь — везет тому, кто этого заслуживает.
Подготовила Анна АЛЕКСАНДРОВА