Студенческий театр: чудо на пятом этаже

15.04.2015 07:25   -
Автор:
Трудно было выбрать более сложную пьесу, за которой стоит 120-летняя история классических сценических воплощений. Сложность состоит в том, что молодым актерам приходится играть людей разных поколений. Иными словами, перевоплощаться дважды: и в другого человека, и в представителя другого поколения. Тут и на самом деле может спасти только режиссер, наделенный мудростью и знанием жизни. Есть еще один резерв — это талант, которому подвластно все.
Но как поставить «Чайку» без чайки, без озера, без его зеленых берегов, без луны над водой, без лунной дорожки?! Кому это по плечу? В распоряжении студенческого театра была только сцена с черным задником и несколько мебельных мелочей. Оставалось — нагружать слово. Играть так, чтобы зритель не догадался о том, что здесь что-то не так, чего-то не хватает, а принял все за чистую монету.
Самая трудная роль досталась студенту Максиму Панченко — ему пришлось изображать шестидесятилетнего старика Сорина — действительного статского советника, который двадцать восемь лет прослужил в судебном ведомстве, а теперь считает свою жизнь прожитою напрасно. В своем имении он — король без королевства, собственник без собственности. Пенсию у него отбирает управляющий — якобы на развитие хозяйства, но плодов от этого развития никто не видел.
Есть намек на то, что управляющий — мошенник, но в роли Шамраева, которого играет студент Алексей Бражник, такие черты в характере не подчеркнуты. Перед нами простодушный отставной поручик, добросовестно ведущий хозяйство и даже не подозревающий, что его жена Полина (Снежана Корчова) — уже давно любовница доктора Дорна.
Доктор — любимый образ в творчестве Чехова. В «Чайке» Дорн — это единственный герой, который хвалит представление Кости Треплева (по очереди исполняют студенты Федор Бахмутченко и Олег Маковейчук).
В пьесе он никого не лечит, понимая, что болезни имеют естественное происхождение и одолевают человека из-за его образа жизни. Роль Дорна играл Андрей Ванеев. Он всячески стремился показать жизненную мудрость врача, его дистанционную обособленность от ситуаций в доме Сорина.
Режиссер прекрасно понял чеховскую идею: в пьесе собраны жаждущие любви неудовлетворенные русские женщины, тогда как мужчины стремятся всячески избежать их чувств, как лишней обузы.
Сюжет Маши (ее играла Алина Олицкая) и Медведенко (в исполнении Максима Авксентьева) — это подсветка главной коллизии произведения. Маша решила бороться с любовью к Косте через женитьбу с учителем Медведенко. Но оказалось, что такая борьба обречена на поражение.
Именно Костя представлен как главный герой произведения. Именно он превращает комедию в трагедию. Его самоубийство — это финал пьесы, которая разворачивалась до этого момента как комедия или хотя бы частично ею была, о чем свидетельствовал смех в зале после некоторых реплик. Его самоубийство превратило бытовую историю в высокую трагедию.
Самым трудным для него было противопоставить свое состояние в будничной ситуации без Нины и внутреннее озарение в ее присутствии. Для этого нужен опыт влюбленности и разлуки с любимой. Актер эти качества обнаружил.
Нину играла студентка Лина Губская. Нина — это образ простодушной девушки, даже девочки, которую манит слава и которая не понимает, что за нею стоят страдания, горький и трагедийный жизненный опыт.
Нина и Костя — это два романтика, оказавшихся под тяжестью непреодолимых обстоятельств.
Есть в пьесе и два героя, которые воплощают человеческое равнодушие, самовлюбленность, жестокость к ближайшему семейному окружению. Первый — это Аркадина (студентка Людмила Кохан), мать Кости, сестра Сорина. Бесстыдный до наивности, всепоглощающий эгоизм — содержание ее характера. Другой «убийца» Кости — Тригорин, многосоставный образ которого убедительно выстроил Александр Кривошеев.
Это пьеса о людях, которые не состоялись, — каждый из них находит внутренние мотивы считать себя несчастным.
Первыми премьеру новой «Чайки» увидели студенты Харьковского музыкального училища им. Б. М. Лятошинского. Юная аудитория сдала экзамен по восприятию сложной театральной пьесы на «отлично». Потому что настоящее искусство — это всегда чудо. И все присутствующие были пленены эти чудом.