Со щитом князя Игоря: тогда и сейчас

16.10.2015 07:50   -
Автор:
Кто такой Игорь в опере Бородина? Правитель не сусальный, словно икона, а сильный духом и характером живой человек, со своим реализованным правом на ошибку, гордый властелин, осознавший свою вину перед народом как личную боль и покаявшийся в ней. Таким, очень современным, целостным в своей противоречивости, его воплощает в спектакле народный артист Украины Николай Коваль. Тема распрей, сепаратистских междуусобиц, циничной вседозволенности, которые всегда расшатывают престол в тяжелые для державы времена, прочитывается в линии князя Галицкого (яркая актерская удача лауреата международных конкурсов Сергея Замыцкого). Персонажи традиционно острохарактерные — Скула и Ерошка, созданные по закону контрастной разрядки героики и лирики исторической оперы, — солисты Игорь Корнатовский, Константин Улыбин, — и те «зазвучали» с недвусмысленным подтекстом: перебежчики, трусы и дезертиры. Даже чисто функциональная в опере тема «плененной девушки», которую дебатируют в хоровых ансамблях и сценах солистов на протяжении всего первого акта «Князя Игоря», приобрела сегодня международно известный контекст; а как сильно отзывается в душе современными ассоциациями исполненный боли вскрик-стон Ярославны: «Так это правда, что князь в плену?» и раздумья самого князя о желанной свободе, об отмщении позора плена — в гениальной арии!
Ведущая солистка театра, лауреат международных конкурсов Алла Мишакова несет в себе все необходимые для образа верной, многотерпеливой жены князя черты. Голос свежий, сильный, проникновенный способен передать и бурю гнева в сцене с Галицким, и предощущение беды — в эпизоде с боярами. Вообще, сцена, где Ярославна, в зарницах разгорающегося пламени пожара, принимает из рук старейшин меч и под аккомпанемент набата возглавляет ополчение, оставляет кульминационное впечатление. В спектакле так важна тема верности и ожидания, способности женщин взвалить на себя всю ответственность за жизнь «в тылу», пока мужья на передовой. Ах, как «заиграла» сегодня сцена проводов женами княжеской дружины с центрального «майдана» возле храма! На протяжении всей оперы сценограф, заслуженный художник Украины Надежда Швец, развивает эти темы: Женщины-берегини, Храма, символов Веры… Долго и пристально вглядывается в нас с интермедийного занавеса средневековый лик Христа, пока звучит увертюра к опере. Свои обьятия — благословенье раскрывает нам фреска Богоматерь-Оранта в покоях Ярославны… Послание театра ясно — как тогда, так и сейчас украинцы побеждали беду не только оружием, но и силой убеждений, веры, духовности.
На противоположном полюсе от Ярославны в опере — дочь половецкого князя Кончаковна. Обладательница богатого обертонами, «матового» и обволакивающего меццо-сопрано Алла Позняк вызвала в этой партии восхищение публики и долгие овации. Хотя свою Кончаковну певица представляла в престижном статусе солистки Национальной оперы Украины, прежде всего следует подчеркнуть, что Позняк — выпускница харьковской консерватории (где ее мастерами были Т. Веске и Д. Гендельман). Алла Позняк в дуэте с одним из лучших теноров театра, лауреатом международных конкурсов Алексеем Сребницким (Владимир Игоревич), составили убедительную вторую пару главных героев оперной постановки.
В нынешней редакции спектакля дирижера — заслуженного деятеля искусств Украины Виталия Куценко — опера идет в трех (вместо четырех, как в оригинале) актах. И ее сердцем, безусловно, является половецкий акт. Тут достигает пика внутренний конфликт Игоря — Николай Коваль держит слушателей в неослабном напряжении благодаря как глубоко прочувствованному исполнению арии Игоря, так и идейному поединку с ханом Кончаком, в котором князь одерживает высокую нравственную победу. И в сцене с Кончаком (обладатель уникального баса Владимир Гращенко), и с хрещеным половцем Овлуром (вокально чисто и с пониманием режиссерской задачи проинтерпретированный Евгением Гаврисем) Игорь Николая Коваля по сути существует во внутреннем диалоге со своей совестью, и его колебания, его психологические оценки составляют в системе всего спектакля не меньшую ценность, чем эффектные и всеми зрителями любимые «Половецкие пляски». Хотя, конечно же, этот балетный дивертисмент в постановке народного артиста Украины Сергея Сергеева, одновременно эмоционально усиленный мощным звучанием хора (хормейстер — постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Черникин), впечатляет, подобно фейерверку, и вознаграждает зрителей, воспринимающих «ожившую фреску истории», сильнейшим энергетическим зарядом!
* * *
Знаменательно, что и в 1914, в канун Первой мировой, «Князь Игорь» был в репертуаре харьковской антрепризы. И в 1923, уже на сцене «Держопери», когда новой постановкой оперы дирижировал будущий народный артист СССР Арий Пазовский, «…Игорь» так же находил отклик в душах зрителей. Предшествующий нынешнему «Князь…» в харьковском оперном появился — тоже не случайно — в послевоенном 1949-м, и как полномочный представитель украинского академического искусства побывал на гастролях даже в далеком Архангельске. Центральные партии оперы в середине пришлого века исполняли фронтовики, получившие на войне ранения, народный артист СССР Евгений Червонюк и заслуженный артист Украины Ярослав Иванов. Полагаю, их личный боевой опыт колоссально наполнял сценический образ жизненной правдой.
Прием современного спектакля «Князь Игорь» у зрителей не оставляет сомнений в том, что сценическое искусство украинских мастеров способно побеждать, аналогично тому, как побеждает артиллерия на театре военных действий. Приятно и важно, что на фестивальном показе «Князя…» в зале было множество старшеклассников с учителями и дети среднего школьного возраста с родителями. Мне кажется, это хороший знак. Самоуважение, стремление к познанию молодежью своих корней становится в Украине модной тенденцией.
Лично у меня оперный спектакль, отсылающий нас к тысячелетней славной истории государственности Украины, вызвал в этот вечер гордость и четкое понимание государственно-центричной культурной политики ХНАТОБа, руководство которого приняло решение именно этим спектаклем завершить оперную часть фестиваля трех юбилеев «СхідОпера».