Рэй Брэдбери по‑харьковски в Днепропетровске, или Почему профессор был босым

04.12.2015 07:34   -
Автор:
«Театральная сессия» — известный и престижный в Украине фестиваль молодежных театров — как любительских, так и профессиональных студенческих. О значимости этого фестиваля говорит и его долгая жизнь, и достаточно широкая география участников (в этом году приехали коллективы из Днепропетровска, Краматорска, Черкасс, Измаила, Полтавы, Киева и, конечно, Харькова), и наличие отборочного тура по видеоматериалам (из достаточно большого количества заявок отобрали всего 13). Учредитель фестиваля — Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара (ДНУ), а его бессменный художественный руководитель — заслуженный работник культуры Украины, художественный руководитель Дворца студентов ДНУ, режиссер народного театра-студии «Маски» (при ДНУ) Игорь Трахт, который считает театр «одной из форм религии».
Харьковский коллектив «Вариант» сложился на театральном факультете Университета искусств спонтанно в начале 2015 года. Студенты III курса режиссерского отделения получили задание от профессора Игоря Бориса сделать театральную постановку в модернистском стиле. Можно было выбрать любого автора, любую пьесу, актеров найти самостоятельно, и, главное, уговорить играть именно у тебя, поскольку режиссеров на курсе неколько, и каждый свою пьесу ставит (причем оценка за постановку ставится только режиссеру, актеры репетируют в свое свободное время и преподавателями никак не оцениваются).
Тимофей Бинюков воспринял это задание не просто как учебное, а как Возможность: возможность рассказать людям о том, что его на данный момент волнует больше всего. «Что такое власть? Откуда она берется, почему люди достаточно легко подчиняются силе, какой бы абсурдной и враждебной она ни была по отношению к ним? Есть ли у человека и человечества возможности освободиться от такой власти, каковы механизмы этого освобождения?» — задавался вопросами Тимофей и… читал романы-антиутопии («Мы» Е. Замятина, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери), смотрел интеллектуальное кино («Репетицию оркестра» Ф. Феллини, «Повелителя мух» Х. Хука — экранизацию по одноименному роману У. Голдинга, «Возвращение» А. Звягинцева), писал свою повесть «Аббатство» — образ-символ всей истории человеческого рода как истории зарождения власти и вечной борьбы за нее (повесть, несомненно, интересна и, надеюсь, найдет своего читателя).
Для спектакля молодой режиссер выбрал Р. Брэдбери по двум причинам: роман удобен для постановки с минимальными декорациями, в нем очень отчетливо, наглядно и убедительно показан один из важнейших способов бездумного и безоговорочного подчинения людей — отупление сознания с помощью вытеснения из общества высокой культуры культурой массовой, наилучше внедряемой телевизором.
«451 градус по Фаренгейту» неоднократно был и экранизирован, и театрализован. Впервые экранизирован в 1966 г. французским режиссером Ф. Триффо; в 1984 г. в рамках телеальманаха «Этот фантастический мир» был снят телеспектакль «Знак Саламандры» (со знаменитым Юрием Яковлевым), с 2007 г. в Санкт-петербургском театре «Ювента» идет «Симфония огня», а в московском театре «Et cetera» — спектакль Адольфа Шапиро (известного режиссера, театрального педагога и профессора 1939 г. рождения, выпускника Харьковского театрального института). Казалось, у режиссера-дебютанта были все основания хоть немного опереться на опыт маститых предшественников. Даже педагоги советовали — в качестве обучения взять за основу спектакль земляка Шапиро. Но Тимофей все отсмотрел, изучил и…отложил в сторону. Во-первых, любая копия всегда будет хуже оригинала; во-вторых, все спектакли иллюстрировали книгу, а Тимофею хотелось другого — хотелось показать квинтэссенцию смысла книги, укрупнив его символами. Театральная постановка харьковчан была построена на совмещении пластической драмы и драматического спектакля и была понятна только тем, кто читал книгу. На мой вопрос, не отталкивает ли он зрителя, не читавшего Брэдбери, Тимофей ответил: «А нам всем нужно читать, и много читать, иначе мы превратимся в массовидных героев романа, получавших информацию из непечатных средств массовой пропаганды и на слух — от начальника».
Постановка пронизана символикой… «Скажи, пожалуйста, у тебя все герои босые и только Клариса (девушка 17 лет, так трогательно сыгранная Мариной Макогоненко, единственно психически здоровый человек в художественном мире романа, но в аномальном обществе объявленная душевнобольной) в туфельках. Почему?» — спросила я Тима, с которым в процессе интервью успела подружиться. «Обувь в данном случае символизирует культуру. Клариса живет в семье, где тайно читают книги и помнят времена до террора массовой культуры. Поэтому она в туфельках». «Странно, а почему же тогда в твоем спектакле Профессор (актер Андрей Кононенко) босой, ведь именно он является хранителем Культуры, ведь именно он разъясняет Гаю (актер Алексей Петриченко) Библию и именно с его помощью Гай перерождается из карательного инструмента власти в борца за свободу и возвращение людям человеческого достоинства», — недоуменно спросила я. «А он наказан, строго сказал Тимофей, за трусость и бездеятельность. Он полностью подчинился власти и ждет, когда она падет сама собой. А так не бывает, надо бороться…». «А может, за то, что он Гая просвещал, можно его все же обуть, — робко попросила я за Профессора (скорее из корпоративных соображений). — Я подумаю, — нахмурился Тим, ну разве что… в тапочки».
На вопрос о Главном в жизни Тимофей ответил сразу: «Главное — это, чтобы люди чувствовали себя людьми, и я своим искусством буду все для этого делать, буду будить Человека в человеке». Фраза показалась знакомой. И я вспомнила. На своих первых выборах в 2003 г. ректор ХНУИ им. И. П. Котляревского Татьяна Веркина сказала: «Если я стану ректором, то сделаю все для того, чтобы каждый из нас почувствовал себя здесь Человеком». Совпадение? Не думаю… В университете искусств этот посыл претворен в жизнь, а студенты несут его дальше. Тимофей Бинюков — один из них.