Репинских «запорожцев» можно увидеть только в Харькове

02.08.2013 09:01   -
Автор:
Но то новое, что рассказала недавно его директор Валентина Мызгина, заставит немедленно посетить экспозиции музея не только горожан, но и городское начальство!..
– Должна сказать, — говорит Валентина Васильевна, — что весна и лето для сотрудников Харьковского художественного музея оказались чрезвычайно насыщенными, какой там мертвый сезон! Причем самая активная выставочная деятельность музея, кажется, именно сейчас. Мы, как никогда, в этом году оказались востребованными для больших всеукраинских проектов, для обменных выставок, просто приглашений в разные музеи не только Украины, но и России. Недавно мы вернули свои произведения Репина из Киевского национального музея. Там была большая выставка, посвященная творчеству Ильи Ефимовича, ну и, конечно, наш музей, обладающий одной из самых лучших коллекций в Украине, просто не мог на ней не быть. Разумеется, кроме «Запорожцев…», которые пишут письмо турецкому султану. Эта картина пока еще не выездная, она не перемещается в другие города и в другие музеи в силу своей сохранности, потому что Репин писал ее несколько лет и, что греха таить, нарушал, конечно, временами технологию: на высохший красочный слой он накладывал свежий, а этот свежий если не отрывал, то по крайней мере ослаблял сцепление между красочным слоем и холстом. Поэтому, после того как картина вернулась к нам из Третьяковской галереи, она все время находится под особым вниманием и контролем. Ей нужна очень серьезная, очень сложная технологически реставрация, о чем мы сейчас и ведем переговоры с Финляндией. Финны, в принципе, готовы, используя новые технологии, произвести реставрацию этого произведения, как готовы и к тому, чтобы сделать выставку одной картины. Но нам для начала нужно понять суть этих новых технологий, насколько они приемлемы для нашей картины, поэтому процесс переговорный довольно долгий и сложный.
– Разве подлинник в Харькове, а не в Петербурге, в Русском музее?! Или их…?!!
– Дело в том, что «Запорожцев…» — подлинников два. Один, действительно, в Петербурге. А второй был приобретен Павлом Третьяковым для своей галереи. Но в 1932 году, после смерти Репина, здесь, на родине художника – Харьковщине, было решено создать репинский музей. Тогда из Третьяковской галереи на родину мастера и передали «Запорожцев…». Во время войны картина была эвакуирована, но после долгих мытарств в эвакуации произведения из нашего музея оказались в одном здании с произведениями из Третьяковской галереи — в Новосибирском оперном театре. А когда коллекции возвращались из Сибири на освобожденные территории, третьяковцы вместе со своими взяли и эту картину, на реставрацию, и до 1954 года никак не хотели возвращать. Шла даже определенная тяжба… В конце концов картина все-таки вернулась сюда, к нам в музей. С той поры она у нас — дома.
– Валентина Васильевна, так к вам в музей должны табунами бежать!
– Именно! Табунами! Тем более что Павел Михайлович особенно ценил именно эту работу, а не петербургскую, говоря, что там… в общем, изображена какая-то торжественная казачья верхушка, а здесь — народ. Здесь смех, шатание хохочущей толпы запорожцев. Ну, и колористически немножко по-другому сделано, некоторые персонажи изменены. То есть это нельзя назвать авторским повторением, это как бы возвращение к прежней теме. Хотя был период, когда обе картины находились у мастера в мастерской: работа над одной уже завершалась, а над другой — началась. В общем, с той поры эта картина у нас в музее, и мы ее никуда, ни на какую выставку не отдаем, несмотря на слезные челобитные, иной раз получаемые из какого-нибудь города или министерства, на предмет согласия ее экспонировать. К счастью, нам пока удается отстаивать свою позицию, мотивируя необходимостью соответствовать всем нужным условиям сохранности этого полотна. Даже, договорившись с Финляндией, мы картину будем реставрировать здесь, в Харькове, для того, чтобы и наши реставраторы, и реставраторы Национального научно-исследовательского реставрационного центра тоже могли наблюдать этот процесс и принимать в нем участие. Иначе и быть не может, это исторически серьезный и важный шаг, к нему надо очень серьезно подойти.
– А что вы предлагали музеям других городов?
– Луганский областной художественный музей попросил у нас выставку «Українська муза зарубiжжя». Выставка интересна тем, что в ней представлены произведения художников, имеющих происхождение украинское, но живущих в разных концах земного шара. В нее входят произведения, подаренные музею художниками из Америки, Канады, Германии, Франции, России, конечно. Эти вещи появились у нас не вдруг, появлению предшествовала длительная переписка, завязавшаяся дружба. Так было с Юрием Шевелевым, царство ему небесное, который создал товарищество «Друзья Харькова», а они способствовали тому, что наши эмигранты передавали нам сюда свои произведения. Луганчане были очень довольны этой выставкой. Но один из самых шумных и даже хлопотных проектов — наша выставка произведений художника Сергея Васильковского в Национальном музее им. Шептицкого во Львове и выставка произведений Ивана Труша из львовского музея Шептицкого у нас. Без спонсоров, которые помогли осуществить эту довольно сложную перевозку двух больших, объемных выставок, издать альбомы, посвященные двум художникам, мы бы, конечно, не справились. И скажу с удовольствием, что во Львове, который сейчас стал одним из туристических центров, на нашу выставку народ, как говорится, валом валит, потому что для Западной Украины Васильковский — огромное открытие. Обе обменные выставки продлятся до конца августа. Далее — мы приняли участие в двух выставках реставраторов. Это очень интересные выставки, в которых представляются работы, когда они еще в фотографиях, то есть полная руина, как мы говорим. Например, у нас в музее есть такие вещи, которые сохранились из довоенной коллекции — обгоревшие, искореженные и т.  д. Дело в том, что здание музея тогда было на улице Бассейной, ныне Петровского. Когда фашисты отступали, оставляя город, они подожгли здание на всех этажах, и от него остался только остов. Вот в руинах этого здания наши предшественники и нашли обгоревшие произведения скульптуры, фарфор, изделия из бронзы. Кстати, в этом году результатом работы над реставрацией произведений стала возможной организация еще двух выставок, одной — в Национальном музее Шевченко в Киеве «Минуле, врятоване для майбутнього», второй — в государственном историко-культурном заповеднике в Славянске — «Сохраненное культурное наследие». То есть и в Киев, и в Славянск мы представили свои работы. Но и это еще не все. В Национальный музей западно‑европейского искусства им. Ханенко мы отправили великолепную выставку офортов художника Ходовецкого. У нас очень большая его коллекция, и в этот музей мы отправили более 250 произведений художника. С ними у нас тоже обмен: они привезли нам выставку китайского классического искусства под названием «Цветы и птицы», это более тридцати свитков классической китайской живописи, два кимоно, немного вееров, других предметов прикладного искусства. К этой коллекции мы решили немного прибавить и своих экспонатов из Пархомовского художественного музея им. Лунева, тем более, что это наш отдел. Очень красивая выставка получилась — китайское искусство, развивающееся столетиями, несущее в себе ощущение времен и высочайшей культуры, ее особых традиций.
– Валентина Васильевна, а в славнозвисном «Мистецьком арсенале» вы ничего не экспонируете?
– Да, в этот музейно-выставочный комплекс в Киеве мы передали около 70 произведений из нашей коллекции, которая будет входить в общую выставку со всей Украины под названием «Велике i величне».
– Маэстро, скоро репинский праздник, что на этот раз покажете в чугуевском музее Репина?
– Выставку Николая Глущенко — произведения одного из интересных наших мастеров.
– Это все — глобальные музейные обмены, а у вас всегда были свои, небольшие, но очаровательные харьковские выставки. Какие сейчас?
– Да. Во-первых, прекрасная выставка Григория Гусака, его ювелирные вещи, резьба по дереву. Во-вторых, не менее интересная выставка фотографий большой группы современных художников, влюбленных в мир, в жизнь, создающих реалистические фотографии, но умеющих поймать в состоянии природы то особое настроение, которое соответствуют настроению самого художника. В-третьих, открыта небезынтересная выставка Виктора Погорелова и выставка фотографий из российского консульства. А во втором здании — большая масштабная юбилейная выставка Виктора Ковтуна, представленная интересной живописью, которая показывает, как художник растет и эволюционирует. А еще мы участвуем в выставке, что в галерее АВЭК открылась, она посвящена другу человека — собаке, мы туда дали тоже довольно большую часть наших произведений. В общем, движение необыкновенное, выставок много, жизнь в музее бурлит, и то, что наши выставки, наши произведения видят в других городах, это, конечно, очень здорово. Потому что пока музей наш задыхается от нехватки площадей.
– А будет ли какая-нибудь выставка к празднику 23 Августа?
– Конечно. Будет выставка нескольких художников-ветеранов войны, они у нас все юбиляры, к тому же все — интересные мастера. Но — мы мирные люди, поэтому хочется, чтобы харьковчане и гости города думали в этот день не только о войне, но и, вспоминая прошлое, гордились им. В праздничный день мы откроем выставку совершенно уникального и практически забытого художника — Евдокима Волошинова. Уже готов альбом его произведений.
– Об этом художнике опять заговорили, наверное, в связи с юбилеем?
– Думаю, не совсем. Он родился то ли в 1823‑м, то ли в 1824 году, к сожалению, точную дату рождения не удалось установить, несмотря на то, что мы и в Областном архиве, и в архиве ЗАГСа, и в Государственном архиве Санкт-Петербурга, и в архиве Академии художеств, где учился Волошинов, искали. Но многие страницы биографии мастера нам все-таки удалось выяснить, и что еще важно, удалось получить произведения Евдокима Волошинова из Сумского областного музея им. Онацкого и из Лебединского городского художественного музея им. Руднева. Очень трудно почему-то было у них получить эти произведения, но мы убедили наших коллег в том, что сделаем им бесплатную реставрацию этих работ. Так реставраторы нашего музея, реставраторы харьковского филиала Киевского национального научно-исследовательского реставрационного центра, кафедра реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской академии дизайна и искусств сейчас работают над реставрацией произведений художника Волошинова. Думаю, для харьковчан эта выставка будет открытием. Евдоким Игнатьевич писал натюрморты не с какими-то изысканными изделиями из серебра, хрустальными бокалами и невиданными цветами — это овощи и фрукты наших полей и огородов, но это настолько здорово и интересно! Да, он делал домашние, как говорится, натюрморты, большие и малые по размеру, но их обязательно надо видеть, потому что это художник, имеющий хорошую академическую школу. Просто он, видимо, был удивительно мягким человеком, поэтому его произведения не аристократическими получались, а наполненными соками земли. А где он родился, тоже неизвестно, но известно, что его отец вел в Харькове торговлю и что он сам жил здесь, преподавал рисование и черчение в Мариинской женской гимназии, Институте благородных девиц, еще нескольких частных гимназиях. Кроме того, был и одним из первых харьковских фотографов! Похоронен здесь же, на Кирилло-Мефодиевском кладбище.