Разгляди во мне композитора

19.11.2014 07:41   -
Автор:
Официальное название занятия «Работа над художественным образом в классе композиции» выглядело довольно скучно и малообещающе. Да и немногочисленное число собравшихся особого оптимизма не вселяло. Но такой настрой был ровно до того момента, пока в зале не появился профессор вуза, народный артист Украины Владимир Птушкин, чьи уроки, как известно, способны растормошить даже самых нерадивых «учеников».
НезаШТАМПованное видение
А повод пообщаться со своими коллегами (как уже состоявшимися так и будущими) выдался весьма серьезный. Дело в том, что на сегодняшний день, в музыкальных школах отсутствуют какие-либо системные подходы в обучении предмета композиции. С одной стороны, это, может и неплохо (какие в творчестве стандарты?), с другой — ведет к пассивности и застою. «В свое время мною была разработана программа для музыкальных школ по классу композиции, но очень и очень условная. Что нужно сочинить и пройти в школе? Что нужно спеть в музыкальном училище? Четких ответов до сих пор нет, потому что все дети разные. И вот они приходят в училище, все из себя способные, все сплошь лауреаты, но сочинить элементарной мелодии, увы, не могут! И это очень печально, прежде всего, для нас — педагогов. Отдавая ребенка в музыкальную школу, родители хотят, чтобы его научили играть на инструменте, остальное, мол, дело второстепенное. Понятно, что быть композитором дано не каждому. Тем не менее на 200 учеников обязательно приходится два-три настоящих дарования. Вот за них-то и нужно бороться! К тому же, композиция предмет факультативный, по выбору, а значит дает определенную свободу, позволяет ребенку проявить фантазию, раскрыться и т. д. Сейчас уровень детей в музыкальных школах не тот, что раньше, они не хотят работать, им неинтересно. И наша задача им в этом помочь, разглядеть в ребенке творческий потенциал. Гнаться за штампами, количеством — пустая затея, главным ориентиром должно быть качество». Он отметил, что среди его выпускников достаточно состоявшихся музыкантов, получивших признание не только в Украине, но и за рубежом.
И станет мир живым
По словам В. Птушкина, одной из главных составляющих программы класса композиции должен быть анализ музыки. «Лично для меня лучшим учебником были ноты, — говорит маэстро. — Музыка рождается не на пустом месте, сочинительство сложный процесс, здесь задействованы наши мысли, чувства, переживания, и начинающий композитор должен понимать, что он делает, из каких вкраплений и под воздействием чего (поэзии ли, живописи) соткан тот или иной художественный образ. С помощью каких элементов достигается желаемый результат? Что воплотили мы в музыку? Словом, мы должны как бы оживить окружающий нас мир».
Владимир Птушкин на примерах собственных произведений, а также известных украинских, французских, русских композиторов продемонстрировал присутствующим свою теорию. В ходе семинара звучали произведения Жанны Колодуб, Валентины Сильвестровой, представителей польской музыкальной культуры, которые пишут детскую музыку. Кстати, на счету самого В. Птушкина также немало песен для детей, за что его называют «украинским Шаинским». Как пример — музыка к пьесам «Сказки Пушкина», «Огромный малыш Гулливер» (написана в соавторстве с М. Энтиным) и др. Кроме того, присутствующим также были представлены песни вокально-хорового цикла «В Стране Вообразилии».
Итогом встречи стало предложение с весны следующего года организовать на базе школ эстетического воспитания открытые уроки, куда будут приглашаться не только студенты 4‑5 курсов университета искусств, а также наиболее успешные учащиеся музыкальных школ, начинающие педагоги. Бывший выпускник, а ныне профессор кафедры композиции университета искусств Сергей Турнеев отметил, что подобная идея должна быть обязательно реализована. «В композиторской практике всегда приветствуется обмен мнениями, поскольку это свежий взгляд, взаимное обогащение. Поэтому мы непременно постараемся превратить подобный вариант сотрудничества в продолжительную системную программу. Надеюсь, Харьковский областной учебно‑методический центр повышения квалификации нас в этом поддержит».
Владимир Птушкин родился в 1949 году в Луганске. Окончил Харковский институт искусств в 1972 году — фортепианный факультет (класс доц. Р. Попковой), в 1973 году — композиторский (класс проф. Д. Клебанова). С 1972 по 2002 работал музыкальным руководителем Харьковского академического драматического театра им. А. С. Пушкина, с 1992 года занимается педагогической деятельностью в Харьковском национальном университете искусств им. И. П. Котляревского. Сегодня В. Птушкин занимает должность профессора кафедры композиции и инструментовки и специального фортепиано. Народный артист Украини, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат множества международных конкурсов и премий.