Последний аристократ кино

10.06.2015 07:13   -
Автор:
Режиссеры видели в нем прирожденного исполнителя ролей изысканных и утонченных персонажей. И это неудивительно: Игорь Дмитриев был петербуржцем голубых кровей, праправнуком фрейлины императрицы Марии Федоровны. Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» начинается сценой в салоне Анны Шерер — это та самая фрейлина.
Известность актер получил после исполнения роли в фильме «Тихий Дон» режиссера Сергея Герасимова. А потом были «Собака на сене», «Летучая мышь», «Звезда пленительного счастья», «Приключения принца Флоризеля».
Детство
Игорь Борисович Дмитриев родился в Ленинграде, 29 мая 1927 года. Он воспитывался матерью, дедушками и бабушками. Отца, по его словам, он помнит плохо, поскольку родители разошлись вскоре после его рождения. Правда, Игорь в детстве частенько бывал у родителей отца — своих бабушки и дедушки. И вот с ними-то у мальчика сложились замечательные, близкие отношения.
Мама Игоря, Елена Ильинична, была балериной, работала в мюзик‑холле у знаменитого Касьяна Голейзовского, а также в балете Свердловска и цирке — выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы». Цирк стал для Игоря одним из самых ярких впечатлений детства.
Другим серьезным увлечением стал театр. К маме часто приходили в гости подруги, которые обсуждали последние новости подмостков. Мальчику было все это очень интересно, и в отсутствие мамы он обожал напяливать какие-то несусветные наряды и представлять себя то Гамлетом, то леди Макбет.
В семь лет Игорь начал выступать в школьной самодеятельности и в Ансамбле песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский. Тогда мальчик впервые и заявил, что, когда вырастет, станет актером.
А вскоре состоялся и дебют юного Игоря Дмитриева в кино. Его первой ролью был польский гимназист в картине В. Файнберга «Голос Тараса». Так в 12 лет Дмитриев впервые услышал на съемочной площадке команду «Мотор!».
Его семью не обошли стороной страшные 1930‑е годы. Был арестован отчим Н. М. Баулин, который работал горным инженером в экспедициях «Алтайредмета». Вскоре забрали и маму. К счастью, она просидела только несколько месяцев, а отчим из лагерей не вернулся.
С началом Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Пермскую область, в поселок Нижняя Курья. Там был клуб речников, куда мальчик ходил с другими ребятами, читал стихи, пел, танцевал. В 1943 году Игорь узнал, что при Пермском драматическом театре открывается театральная студия, и отправился на прослушивание. На экзамене он читал сцены из лермонтовского «Маскарада» и за Арбенина, и за Нину. Приемная комиссия огласила приговор: «Арбенин из тебя никакой, зато Нина — сама чистота и невинность. За Нину принимаем!»
Учеба
В сентябре 1944 года Игорь, взяв овчинный тулуп и плетеную корзинку с вещами, отправился в Москву — поступать в театральный институт.
Игорь подал заявления сразу в четыре вуза: в ГИТИС, во ВГИК, в театральные училища имени Б. Щукина и М. Щепкина… В два из четырех прошел по конкурсу, но поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. Курс был маленький — всего 9 студентов. Но среди них были Марина Ковалева, Евгений Жаров и Михаил Пуговкин.
В студии Игорь Борисович не только получил образование, но и научился культуре общения. Ведь там был предмет под названием «манеры», который преподавала Елизавета Волконская.
Игорь Дмитриев вспоминал о годах учебы: «Я застал Художественный театр в самом расцвете: на сцене блистали Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, Тарханов. Мы очень подружились с Михаилом Пуговкиным, с которым обитали в одной комнате в общежитии. Нам с Мишей страшно повезло: обычно в комнатках ютилось по двенадцать человек, а мы жили вдвоем. Впрочем, нашу обитель и комнатой-то назвать было нельзя — крошечный закуток без окна и двери, кроме того, одной из стен служила стенка шкафчика, в который столяры вешали спецодежду: в здании, помимо нескольких комнат для иногородних студентов, размещались декорационные мастерские. Жили мы, как все студенты, голодно и весело».
В 1948 году Игорь Дмитриев окончил Школу-студию МХАТа и поступил в труппу Ленинградского драматического театра. Первой его ролью стал матрос Гошев в пьесе «В открытом море».

О своих предках Игорь Борисович рассказывал так: «Как-то летом в родовом имении Шерер встретились Адам Христианович, сын Анны Павловны, и дворовая девушка Авдотья. История умалчивает, где именно это случилось: в поле средь ромашек, в скирде сена под луной или у речки — на эту тему можно лишь фантазировать, но через положенное время родился мальчик. Дворовая девка получила вольную с одним условием: родившийся младенец останется в семье Шерер. Так решила Анна Павловна, и Авдотья, глотая слезы, согласилась, понимая, что отдает дитя в хорошие руки. Вот таким образом мои корни и уходят в салон Анны Шерер…»
Бабушка Игоря Дмитриева — Александра Адольфовна Шерер была потомком этого незаконнорожденного ребенка. Она вышла замуж за Петра Артамоновича Дмитриева, служившего в царской кавалерии.

Тихий Дон
В 1958 году случилась судьбоносная встреча: кинорежиссер Сергей Герасимов пригласил Дмитриева на роль Листницкого в картину «Тихий Дон».
Знаменитый режиссер каждый вечер собирал актеров за столом и вместе с труппой просматривал и отбирал дубли, наглядно объясняя каждому его ошибки или, наоборот, хваля за удачи. Вот так он разбирал игру Дмитриева: «Игорь, вот ты вошел к Аксинье в комнату. Она катает белье перед глаженьем, а слева от нее на столе стоит тарелка с оладьями. Ты зашел — и сразу смотришь на оладьи! Голодный, что ли? У Аксиньи же голое плечо — первый взгляд должен падать на плечо!»
Однако, несмотря на весьма удачное начало кинокарьеры, впоследствии Дмитриеву доставались в основном роли белых офицеров — этому способствовала его внешность.
Актер шутил: «Белых, сыгранных мною в кино, так много, что, наверное, хватило бы, чтобы сформировать целый офицерский батальон».
В театральных кругах он стал считаться «актером‑европейцем», в котором острый, насмешливый и ироничный ум сочетается со склонностью к трагическим страстям и сентиментально-романтическим чувствам.
Любовь
Со своей будущей женой Ларисой Игорь Дмитриев был знаком еще с детства. Они учились в одном классе, и Игорь часто бывал в их доме на канале Грибоедова. Война разметала их по разным городам, а вновь встретились они уже в Москве. Лариса тогда училась в полиграфическом, а Игорь — в Школе-студии МХАТ.
Позже, уже после окончания учебы, им довелось вместе отдыхать в Дагомысе. Игорь Борисович вспоминает: «Как-то днем идем мы с Ларисой мимо тира, и я предложил ей пострелять. Она в шутку спрашивает: «А какой приз я получу, если выбью десять очков из десяти?» Я тут же ляпнул: «Женюсь на тебе!» И что вы думаете? Лариса ни разу не промазала, пришлось жениться!»
Вместе они прожили тридцать лет. У них родился сын Алексей. Впоследствии он окончил отделение восточных языков Ленинградского университета и теперь работает в американской технической компании. У него есть две дочери-близняшки.
Лариса умерла в конце 90‑х. «Эту потерю я остро ощущаю до сих пор, с годами тоска и боль не утихают, а только растут. Сожалею, что уже никогда не смогу сказать, как я ей за все благодарен…»
Кино
В 1967‑м Игорь Дмитриев был уволен из театра. Произошло это так: от друзей, которые занимали высокие посты в Компартии Италии, он неожиданно получил приглашение. В то время загранпоездки были в диковинку, и он с радостью воспользовался им.
Перед отъездом Дмитриев написал директору театра заявление, что на неделю задержится, напомнив, что у него есть дублер. Но директор не пошел ему навстречу и уволил актера, «чтобы другим неповадно было нарушать дисциплину».
Лишившись места в театре, он вскоре был приглашен директором «Ленфильма» Ильей Николаевичем Киселевым в Студию киноактера.
Однако разлука со сценой обернулась тяжелым нервным потрясением. Игорь Борисович вспоминал: «Это было невыносимо, и вскоре я создал свой собственный моноспектакль «Маскарад», в котором играл все роли — и Арбенина, и Нину, и баронессу Штраль, и Звездича. Весь реквизит — белые перчатки, веер, маска Неизвестного — помещался в маленьком чемоданчике. Роль мебели исполняло старинное кресло красного дерева, которое я непременно таскал с собой на представление».
Однако эти годы оказались продуктивными для кино. Актером было сыграно много запоминающихся ролей, в числе которых инспектор в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, полковник Джеральдин в «Приключениях принца Флоризеля», князь Витгенштейн в картине «Ференц Лист», граф Федерико в музыкальной комедии «Собака на сене», Хацедоний в историческом фильме «Ярославна, королева Франции», Маркиз Де Торси в фильме «Стакан воды», Франк в фильме-оперетте «Летучая мышь».
Ему довелось работать с выдающимися кинорежиссерами Григорием Козинцевым, Александром Ивановым, Виктором Трегубовичем, Яном Фридом, Леонидом Быковым, Владимиром Фетиным, Геннадием Полокой, Эмилем Лотяну… Снимаясь порой на трех киностудиях страны одновременно и летая из Москвы в Минск, а оттуда в Ташкент, в перерывах он еще успевал принять участие в гала-концерте Студии киноактера, приступить к репетициям на Ленинградском телевидении, записать передачу на радио, дать шефский концерт, побывать на творческой встрече.
Наконец в 1984 году главный режиссер Ленинградского академического театра комедии Юрий Аксенов пригласил Игоря Борисовича на роль Чинзанова в пьесе Сергея Михалкова «Все могут короли».
* * *
В последние годы Игорь Дмитриев появлялся на экране крайне редко. Тем не менее зрители увидели его в популярных сериалах «Романовы. Венценосная семья» (барон Фредерикс) и «Бедная Настя» (Оболенский). Вечером 25 января 2008 года состояние актера внезапно ухудшилось. Приехавшая бригада «скорой» констатировала повторный инсульт. Знаменитого артиста отвезли во 2-ю городскую больницу, где за его жизнь боролись лучшие медики клиники. Но в 23 часа 55 минут сердце Игоря Борисовича остановилось…
«У нас полно тех, кто может сыграть бандитов, но теперь совсем не осталось тех, кто может играть аристократов», — произнес у его гроба режиссер Евгений Татарский. А Олег Басилашвили отметил, что еще очень долго место Игоря Дмитриева никто не сможет занять.
Актер был похоронен на Серафимовском кладбище в Петербурге.