Оставаться собой

08.12.2014 07:42   -
Автор:
Нина Русланова родилась 5 декабря 1945 года. Актриса выросла в детском доме в тяжелое послевоенное время и даже фамилию получила с «потолка».
«Ей было месяца два от роду, когда ее, почти замерзшую, нашли на полустанке украинского города Богодухова и определили в харьковский детский дом. Время послевоенное, тяжелое, голодное, но маме оно не только этим запомнилось, а тем, как ее недолюбливали другие дети. Виной — слишком белый цвет кожи и голубые глаза. А началось все с того, что одна «умная» воспитательница как-то задумчиво произнесла: «Светленькая какая… Немка, что ли?». Дети подхватили. «Фашистка!» — кричали ей в лицо. Мама никогда не жаловалась — до сих пор ябедничество терпеть не может. Полагалась всегда на себя, научилась давать обидчику в ухо или словом отбривать.
Маме было пять, когда она осознала, что отличается от других детей не только белокурыми волосами. У всех, кроме нее, были дни рождения, которые дружно отмечались в конце каждого месяца. А маме, видимо, просто-напросто забыли «назначить». Пришлось ей, крохе — вот ведь железный характер — поставить взрослым ультиматум. «Не буду больше, — говорит, — на кухне убирать!» Принесли перекидной календарь, она полистала и, выбрав отмеченное красным число — 5 декабря, День сталинской Конституции, — ткнула пальчиком.
Фамилию свою она тоже сама выбрала. На каком-то празднике, может быть, по поводу той же сталинской Конституции, мама так хорошо пела и плясала, что кто-то сказал: «Артистка! Прям Русланова!» В то время на Лидию Русланову молились, настолько она была популярна. Вот мама и заявила: «Тогда я — Русланова!».
…Возвращаться к своим детским воспоминаниям мама не любит, как и бывать в детских домах с благотворительными целями, например, — не выдерживает. Мне по работе приходилось ездить в детские дома, колонии для малолетних преступников. Как-то раз мама присоединилась ко мне. Увидев там детей, она разрыдалась и еле успокоилась», — рассказывала в одном из интервью дочь актрисы Олеся Рудакова. До своего совершеннолетия Нина сменила пять детских домов, и в каждом у нее были и друзья, и враги. Вот только домашнего тепла нигде не было.
После 8‑го класса девушка стала осваивать специальность штукатура‑маляра — детдомовцам ведь не задают вопросов: «Кем ты мечтаешь стать?». Окончив строительное училище, Нина Русланова устроилась работать штукатуром. Жила в общежитии, бегала в вечернюю школу — обычная жизнь советских людей. Но однажды Нина решила изменить свою судьбу и уехала в Харьков, где поступила в театральный институт. С этого все и началось.
В артистки
В театральном институте Нина Русланова проучилась два года. Вот как о том времени вспоминает ее педагог Нина Логвинова: «Она первое время была очень неприметной девочкой, не блистала в учебе, не выделялась талантами — как-то терялась среди своих сокурсников. Хриплый голос и сильный, упрямый характер — вот и все ее отличительные черты на первых порах Любопытный факт. На третьем курсе Нина сломала ногу. Но даже на костылях девушка упорно посещала занятия, а для удобства загипсованную ногу укладывала прямо на парту».
Упорство и уверенность — основные черты характера Руслановой. Она всегда понимала, что ей нужно от жизни. Узнав, что в Театральном училище им. Щукина недобор мальчиков, Нина помчалась в столицу. В приемной комиссии она заявила: «Прослушайте меня как мальчика, я согласна играть мужские роли». Ее прослушали и приняли.
Ее взяли учиться на курс знаменитой театральной актрисы и педагога Веры Константиновны Львовой, где вместе с Ниной учились Леонид Филатов, Александр Кайдановский, Иван Дыховичный.
В 1969 году Нина Русланова окончила училище и была принята в труппу Театра им. Евг. Вахтангова, где проработала до 1985 года, играла ведущие роли классического и современного репертуара. В 1985–1988 гг. она была актрисой Театра им. Вл. Маяковского. В 1987 году Нину Русланову приглашают в Московский драматический театр им. Рубена Симонова, в котором она прослужила много лет. С начала 2000‑х Нина Русланова играла в антрепризных спектаклях.

Самое трудное в актерской профессии, как считает Русланова, — оставаться собой, кого бы ни приходилось играть. Возможно, поэтому все ее героини столь же прямолинейны и так же крепко стоят на ногах, как она сама. Изредка они резкие, может быть, слегка скандальные, но всегда справедливые. На вопрос: «К кому вы обращаетесь за помощью в трудную минуту?» — Русланова как-то ответила кратко: «К Богу, только верю я в него не публично, а внутри себя».


Кино
Уже на втором курсе Кира Муратова пригласила Русланову на главную роль в фильме «Короткие встречи». Немалая заслуга в успехе фильма принадлежала и Нине Ивановне, сыгравшей с редким для дебютантки профессионализмом. В этой первой работе проявилась склонность актрисы к драматическим характерам.
Кинематограф полюбил ее сразу и бесповоротно. Впервые о ней как об известной актрисе заговорили в начале 70‑х. Широкую популярность принесла роль «председательши» колхоза Марьи Вороновой в многосерийном телефильме «Тени исчезают в полдень».
Когда ее стали узнавать в лицо, случались интересные истории. Как-то, опаздывая на спектакль, актриса поймала такси. Разговорчивый водитель спросил: «Вы смотрите «Тени»? Там есть такая женщина, такая женщина… За такой на край света пошел бы!» — «Это что ж за женщина, — встрепенулась Русланова, — я всех, кто там снимался, знаю». И он называет ее героиню. Это было приятно, и актриса не удержалась: мол, это я и есть. Водитель посмотрел на нее через зеркальце и произнес: «Ты на себя в зеркало-то посмотри! Да как ты можешь… А ну-ка вылазь из машины, вертихвостка!» — и стал прижиматься к обочине.
К счастью, Русланова не стала актрисой одной роли. В первую очередь — благодаря широкому актерскому диапазону. Умение тонко чувствовать юмор актриса продемонстрировала в комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем», где сыграла Альбину Петровну, хозяйку, сдающую комнаты курортникам. В один прекрасный день она узнает, что страдает дальтонизмом — какой удар для женщины, мечтающей об автомобиле!
А в знаменитой ленте Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» Русланова изобразила провинциальную актрису Наталью Адашову, шикарную женщину, обладающую изысканными манерами и элегантной внешностью.
Ей всегда везло на режиссеров — она снималась у Киры Муратовой, Алексея Германа, Аллы Суриковой, Сергея Соловьева, Вадима Абдрашитова. И в каждом фильме рождались незабываемые образы. Особенно актриса любит работать с Муратовой: «Мне всегда прекрасно работается с Кирой Муратовой!
Она — гений! А с гением всегда легко работать! Потому что он ясен, он точно ставит задачу, он знает, что требует от актера и про что хочет снимать! Поэтому с Кирой легко».
В фильме Муратовой «Настройщик» Нина Русланова сыграла Любу — обеспеченную вдову, страстно мечтающую выйти замуж. Эта роль очень отличается от других ролей Руслановой — женщин, как правило, сильных и отнюдь не сентиментальных. Прекрасная работа была отмечена премиями «Ника» и «Золотой орел» в номинации «Лучшая роль второго плана».
Переломный момент
В жизни Руслановой были периоды, когда она была готова оставить актерскую профессию. Например, время, когда она покинула Театр Вахтангова. Пожалуй, это был один из самых сложных периодов в ее судьбе. Она думала тогда: «Все, финал. Больше я не могу быть артисткой, нужно снова менять судьбу». Но тут режиссер Игорь Масленников предложил ей роль в «Зимней вишне», и эта работа возвратила ее к жизни.
Нина Ивановна тепло вспоминает сложившийся на съемках коллектив: «Мы втроем здорово дополняли друг друга. Работа пошла гладко, как по маслу. И на изумление тепло картину приняли зрители, так тепло, что пришлось снимать продолжение, а позже еще одно. Критики, конечно, разнесли ленту в пух и прах. Особенно осыпали нелестными эпитетами последний кинофильм, где все мы стали такими крутыми и успешными. Сказка. Но сказки тоже необходимы, чтобы радоваться».
В «Зимней вишне-3» героиня Нины Руслановой лихо разъезжает на автомобиле, изображая, как это часто с ней случалось, сильную женщину, полностью сумевшую адаптироваться к реалиям нового времени. Забавно то, что сама артистка водить машину абсолютно не способна, и автомобиль героини приходилось таскать на буксире.
Личное
Хотя Русланова никогда не рассказывала о своих романах, коллеги шептались, что отец ее дочери — Геннадий Рудаков, который в сложные 90‑е годы занимался бизнесом, не выдержал крутого нрава актрисы и ушел из семьи.
Нина Ивановна вскоре познакомилась с ассистентом оператора с «Ленфильма» Равкатом Габитовым, с которым почти двадцать лет прожила в гражданском браке. Но позже пара распалась.
Про своих мужчин актриса вспоминать не любит. Наверное, столь сильной и самостоятельной женщине было непросто найти верного спутника. Скорее всего, личная жизнь Нины Руслановой сложилась не совсем так, как мечтала она в юности. Детей хотела иметь много, а родила только одну дочку. Но как не раз говорила Нина Ивановна — дочь ее единственный и надежный друг, самая большая радость в жизни.
Несколько лет назад Олеся сделала Нину Ивановну бабушкой, так что народная любимица с удовольствием нянчит маленького внука. «Вся моя личная жизнь — это моя семья: дочка, внук», — говорит она.
В 2010 году замечательную актрису сразил инсульт. Как часто бывает, беда пришла неожиданно. Нина Ивановна собиралась на гастроли с антрепризой «Замужние невесты», а оказалась на больничной койке. Тяжелый недуг практически лишил ее возможности ходить и разговаривать. Однако актрисе удалось восстановиться, и главной опорой для нее стала дочь Олеся.
Помимо любимой дочки, ей помогла выздороветь любовь к природе и пребывание на даче. На свежем воздухе организм быстро окреп.
Когда в Москве торжественно вручали премию «Ника», Русланова, номинированная на эту награду, явилась лично. Пришла она и на премьеру фильма «Китайская бабушка», в котором она сыграла одну из главных ролей.
Режиссер картины и его ассистенты после премьеры признались, что Нина Ивановна на съемках чувствовала себя не очень хорошо, но преображалась до неузнаваемости, когда включался мотор. Любимая работа всегда помогала ей преодолевать любые недуги.
«Общение с внуком, выход на съемочную площадку и возможность побыть одной — вот три составляющие моего счастья», — говорит актриса.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА