О культурном обмене, культурных ценностях и культурном шоке

03.12.2012 09:39   -
Автор:

Творческая поездка удалась: историки и искусствоведы, экскурсоводы и культурологи обменялись с коллегами опытом, получили массу удовольствия и… культурный шок! Об этом мы беседуем с заведующей научно‑методическим отделом Харьковского исторического музея Аллой Панченко.

— У нас в области на данный момент 34 коммунальных музея, где начиная с 2004 года проводятся семинары, — рассказала она. — Сначала они были чисто теоретическими, потому что в 1900 – 2000 годы в музеи пришли очень много директоров молодых, неопытных, и на каком-то этапе наш методотдел и управление культуры решили, что самой лучшей формой учебы будет ознакомление сотрудников с опытом работы других музеев. Начали мы с того, что поехали на высоту маршала Конева, где только построили новый музей с аудио-, видеооборудованием, которого в других музеях еще не было, за этим — в Сковородиновку, где тоже уже была новая экспозиция современная, далее — побывали в Чугуеве, потом выехали в Полтаву, затем — в Днепропетровск, ну а в этом году решили съездить к соседям в Белгород. Я созвонилась с тамошними коллегами, предложила свое видение проведения семинара. А семинар, надо сказать, у нас проходит не просто так, что мы приезжаем и смотрим другие музеи, я всегда прошу организовать все таким образом, чтобы мы смогли ознакомиться с разными видами работы музеев. В Днепропетровском музее нам, например, показали интерактивные мероприятия, потому что там очень развита работа с посетителями. Ну а профессиональные новшества соседей нас интересовали всегда.

Вначале мы планировали посетить пять музеев: историко-краеведческий, музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление», художественный музей, литературный и музей народного быта. Но, к сожалению, так получилось, что нас очень долго продержали на таможне — 3 часа вместо предполагаемого часа. Мы на 2 часа опоздали и не успели посмотреть музей народного быта.
—А почему так? Вы же ехали по делу, в документах это значилось, более того — из них явствовало, что командированная делегация представляет собой часть самых что ни на есть культурных слоев соседней области?
—У меня есть предполагаемый ответ на этот вопрос. Но все-таки позвольте мне не отвечать на него.
—Конечно… Но зато коллеги вас, наверное, так встретили!..
—Да! Встретили нас очень приветливо наши коллеги. Кстати, когда мы поняли, что не успеваем, из литературного музея в историко-краеведческий, где мы тогда находились, приехала заведующая и сказала, что они с сотрудниками не закроют музей, пока мы к ним не приедем. А первым мы посмотрели Белгородский историко-краеведческий музей, увидели их экспозицию, новую выставку, посвященную 200-летию Бородинской битвы, и поняли, что в ходе этой поездки мы… получили культурный шок!..
—Вот это да! Вы же туда за опытом и новшествами поехали…
—Примеры этого мы там и увидели… Понимаете, в принципе, это наши соседи, они недалеко от нас расположены, и Белгород не более богатый город, чем Харьков, но все здания музеев, которые мы увидели, — это отличные здания, три из них построены специально для музеев. Четвертый — литературный — находится в одном из немногих сохранившихся особняков города. Поскольку Белгород очень пострадал в годы войны, в нем было разрушено около 90 % центральной части и зданий осталось немного, — все же одно из них отдали литературному музею.
—И это вас ввело в состояние шока?
—Нет. Это было только начало. Хотя, поверьте, то, что я упомянула первым, — очень важно для работы музея, вообще для организации музейного дела. Здесь же я увидела то, что в Украине не видела нигде: это информационные киоски как помощь посетителю получить информацию в новом современном виде. И не только информацию об экспозиции, но и исторические справки — там можно посмотреть многое.
—Представляю, как вас впечатлил музей-диорама, новый, известный если не всему СНГ, то уж нашим сопредельным государствам наверняка.
—Да, следующим музеем был музей-диорама. Конечно, впечатляет сама диорама, во-первых, потому, что, построенная, кстати, в 1900‑е годы, когда, как вы понимаете, было очень тяжело не только Украине, но и России, но, несмотря на это, там построили грандиозное, бесподобное здание диорамы и экспозиции для этой диорамы. Саму экспозицию делали ленин-градские художники, а представители ленинградской школы, — она по-прежнему называется ленин-градская — на сегодня лучшие проектировщики стран СНГ для создания музейных экспозиций. Эта диорама также оснащена новейшими видами техники: мультимедийным оборудованием, информационными киосками и т. д. Здесь нам рассказали о том, как она создавалась, как с ней работают.
* * *
Следующее, что нас не оставило равнодушным, очень активное сотрудничество между всеми российскими музеями. В то время, когда мы были в музее-диораме, там была необыкновенная выставка — «Музей, музей!..» называлась: музеи различных российских городов привезли свои экспонаты на тему войны и выставили их в музее-диораме. У нас такое сотрудничество совершенно неразвито, очень большие проблемы с перевозкой экспонатов в другой город. У них же это на постоянной основе действует: оформляются договоры с другими музеями, и выставки постоянно меняются, за счет чего музеи имеют приток посетителей, потому что в свои музеи можно раз прийти, два, три, а когда постоянно присутствуют выставки из других музеев, сами понимаете, экскурсантов больше.
—А как вам показался Белгородский художественный музей?
—Ну, описать это невозможно, это можно только посмотреть! Очень красивое здание музея построено в 2007 году. Не знаю, мрамор там или под мрамор, но настолько красивым здание выглядит внешне! Входишь и — сейчас часто сравнивают слова «музей» и «храм» — действительно, словно в храм попадаешь, в храм искусств. Опять же музейное оборудование, не просто новое, а новейшее. Первое, что мы там по-смотрели, — это выставку Тверского художественного музея. Сам Белгородский художественный музей очень молодой, основан в 90‑е годы прошлого века, и, как вы понимаете, коллекции пока там богатой нет. По сравнению с нашими все коллекции белгородских музеев намного беднее на самом деле. В Харькове и художественный музей, и литературный, и наш исторический имеют намного более богатые коллекции, но отношение к тамошним совершенно иное: это и выставочная площадь огромная, и современнейшие оборудование, освещение.
* * *
Следующая составляющая шока — сумма, которая выделяется на закупки. За первое полугодие 2012 года Белгородскому художественному музею государством выделено 2 миллиона рублей на закупки. У нас ни одному музею во всей Харьковской области денег на закупки не выделяется вообще: ни одной гривни, ни одной копейки! У них же, повторюсь, плюс к закупкам сотрудничество между музеями, то есть постоянный обмен выставками. Вот имея такую коллекцию, в общем-то, не очень богатую, где присутствуют полотна в основном современных художников, они, тем не менее, могут знакомить белгородцев и гостей города с коллекциями лучших музеев России, потому что отовсюду к ним по очереди привозят картины и устраиваются все новые выставки. Так, кстати, и мы смогли увидеть в Белгороде выставку картин мастеров ХVIII – XIX веков из экспозиции Тверского художественного музея.
* * *
Последнее, что мы посетили, — литературный музей. Здесь на нас самое большое впечатление произвело оборудование. В Белгороде литературный музей не очень большой: три зала — ХVIII, XIX, XX века, и каждый зал оформлен в стиле, соответствующем эпохе. Но все оборудование продумано и сделано так, что, с одной стороны, оно как бы современное, очень функциональное, с другой — оформлено в стиле эпох. Это настолько впечатляет!.. Наверное, еще и потому, что у нас ни в одном музее ничего подобного просто нет.
—А традиционный «круглый стол»?
—Конечно. В нем принимали участие директор Белгородского историко-краеведческого музея, главный хранитель, заведующий научно-просветительским отделом. Мы обменялись опытом, рассказали о своей работе, не скрывали собственных впечатлений от увиденного, и поскольку наша делегация была представлена в основном директорами районных краеведческих музеев, то, конечно, возник вопрос, мол, все увиденные достижения — в городе, а как же у вас в районах? И нам ответили, что из тридцати двух музеев Белгородской области только один требует ремонта. Во всех остальных прошел капитальный ремонт, созданы новые экспозиции с современным оборудованием. Кроме того, во всех музеях то, о чем у нас говорится уже много лет, — единая электронная форма учета — у них уже разработанная программа. Областные музеи купили эту программу за 100 тысяч рублей (это не такая уж заоблачная сумма, если бы мы имели такие деньги, мы бы ее тоже могли приобрести), а районным музеям государство подарило эту программу. И теперь у них единая программа электронного учета фондов.
Мы обсудили еще один важный вопрос, он у нас в области все время на повестке дня и состоит в следующем: школьникам, я не имею в виду харьковчан, но школьникам сельских и районных центров не тайна, что платить за билеты очень тяжело, поскольку все-таки многие люди, там живущие, не имеют работы. Так вот в Белгородской области это решено очень просто: школьники и студенты посещают музеи бесплатно, им выдаются соответствующие билеты. Но потом сумма, которую они потратили на посещение музеев, музеям компенсируется. Поэтому, естественно, намного больше людей посещают музеи и бесплатно, и за деньги. А многие наши районные музеи вынуждены в отношении льготников работать бесплатно, не имея возможности заработать хоть какую-то копеечку на канцтовары или простенькое оборудование, в итоге — не могут самостоятельно улучшить свою материальную базу.
—Теперь вопрос не только как почитателю прекрасного и как специалисту: как вы думаете, почему у нас такое недофинансирование музеев? Кстати, это касается только харьковских или всех украинских? Может быть, харьковским недодают потому, как вы сами сказали, что здешние коллекции богаче? Мол, на своем богатстве они и так проживут, а помогать надо малоимущим. Я права или нет?
—Совершенно не правы. Дело в том, что, я наблюдаю, в Российской Федерации поняли значение музеев для своего народа. На самом деле музей – это же уникальное учреждение, наверное, нет больше на нынешнем этапе ни одного заведения, которое имеет такое воздействие на воспитание национального самосознания. Потому что на самом деле можно сто раз услышать, сто раз посмотреть по телевизору, но когда ты приходишь в музей и своими глазами видишь то, что создано 100, 500, 1000 лет назад руками человеческими или давным-давно принадлежало кому-нибудь из них, это имеет особенное значение. Музейный предмет имеет особое эмоциональное воздействие на человека, значит, и усвоение материала совершенно другое, на другом уровне. В России это поняли: музеи там занимают очень важное место, началось их финансирование. Та же система электронного учета — одно дело в книге все писать, другое — в электронной базе хранить: это и учитывается быстрее, и контролируется надежнее, и понимается, ведь сейчас уровень коммуникаций такой, что в информационное поле любой человек может войти и посмотреть достояния Эрмитажа или Лувра. …А когда люди приходят в наши музеи — Золочевский или Шевченковский — и видят стенды, обклеенные ватманом, то о каком эмоциональном воздействии они могут говорить?
—Абсолютно не о каком!
—Это притом, что в этих музеях и других районных очень неплохие коллекции, в них история края и соответственно рассказы о тех людях, которые там жили: известных художниках, медиках, музыкантах, поэтах, писателях — Харьковщина ведь очень многим дала путевку в жизнь. Не говоря уж об исторических фактах Великой Отечественной войны: более 250 Героев Советского Союза дала именно Харьковщина. Но люди приходят, и что они могут посмотреть?! В России давно поняли, что это необходимо и без вложения денег ничего на самом деле не будет. А у нас, к сожалению, этого пока еще не понимают.
—То есть это не потому, что корни семьи Путиных из Белгорода, просто в России относятся к музейному делу по-другому, а не именно к этой области. А то некоторые утверждают, дескать…
—Нет-нет. У нас в государстве в разных областях тоже все по-разному. Если вы приедете в соседнюю Полтаву, то увидите, как там своим краеведческим музеем гордятся.
—Ага, значит, основная запятая в харьковском отношении к музеям?
—Нет, вы понимаете, наверное, и в Украине в этом смысле где-то так же, как в России, но в каких-то областях любят музеи больше, в каких-то — меньше.
—А то, что в России между городами культурно‑музейно‑художественные связи налажены лучше, это тоже, по-вашему, заслуга государства или самих музеев? Известно, что большая часть художественной коллекции из Дома поэта в Чугуев и обратно в Коктебель, а потом — репинская из Чугуева в Крым и обратно попала благодаря частным стараниям, то есть любви меценатов к искусству. Причем я сейчас привожу в пример только один случай, а их по Харькову и области за прошедшие лет десять было не так уж мало.
—Да, но по сравнению с тем, как это происходит у соседей, это настолько редко. И мы вывозили кое-что в Симферополь и Киев, но это, как я вижу, бывает раз в три или четыре года, когда какой-нибудь музей с чьей-нибудь помощью и по договоренности обменивается коллекциями. А когда у людей есть договоры о сотрудничестве с разными музеями как творческие планы, это совсем другое. Что такое поменяться коллекциями?! Это оплата транспорта, охраны, страховки, потому что коллекции никто не повезет незастрахованными, — это очень большие ценности.