На сцену ХНАТОБа/«Схід OPERA» возвращается балет «Конек-Горбунок». ФОТО

23.11.2020 10:34   -
Автор:
Последний раз юные зрители и их родители на сцене оперного театра видели этот балет в 2014 году. Дирижер театра Павел Багинский, заслуженная артистка Украины Антонина Васильева-Радиевская, заслуженный художник Украины Надежда Швец восстановили постановку.
Сказка о приключениях Ивана и его волшебного друга Горбунка — это легкий динамичный сюжет, простой и дружелюбный юмор, который развеселит каждого зрителя, независимо от возраста.
Балет по этому произведению имеет интересную историю. Сначала сказка привлекла внимание французского балетмейстера Артура Сен-Леона, который хотел создать колоритный балет на русскую тематику. Итальянец Цезарь Пуни написал для него музыку. Премьера постановки состоялась на сцене Мариинского театра в 1864 году, и петербуржцы восприняли ее положительно. Однако в Москве спектакль с треском провалилась.
В начале XX века хореограф Александр Горский решил восстановить этот балет в Большом театре. Он усовершенствовал хореографию и вместе с коллегами добавил к партитуре произведения популярные композиции разных авторов. В результате музыка балета превратилась в попурри.
Через полвека драматург Павел Маляревский и балетмейстер Василий Вайнонен разработали либретто. Партитуру к спектаклю создал молодой аспирант Московской консерватории Родион Щедрин. Свою работу он посвятил первой красавицы Большого театра Майи Плисецкой. Впоследствии балерина стала его женой. В интервью журналистам Родион неоднократно отмечал, что благодаря этой работе он и сам поймал настоящую Жар-Птицу.
В 2008 году спектакль появился на сцене Харьковского театра оперы и балета. Его балетмейстером-постановщиком стал народный артист Украины Виктор Литвинов. Кстати, именно постановкой этого балета на сцене Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества он начал свою карьеру в 1985 году.
«Эта сказка, волшебная и света, учит детей добру. Она вызывает различные эмоции, заставляет смеяться и мечтать. В эти мрачные времена нам всем не хватает немного тепла и магии, и в нашем балете они есть», — поделилась своими впечатлениями от работы над спектаклем заслуженная артистка Украины Антонина Васильева-Радиевская.
«Любители классического театра обычно с недоверием относятся ко всему, условно говоря, современному, а, как известно, Родион Константинович Щедрин — наш современник. Однако его музыка очень мелодичная и легкая для восприятия, она ни на что не похожа. Музыкальная составляющая спектакля соединяет самобытную язык композитора, легкость и новаторские идеи. Он нашел необычные и очень интересные музыкальные решения: фантастический голос имитируется с помощью звуков синтезатора, а скрипки «притворяются» балалайками. Несмотря на такие смелые решения, музыкантам было легко войти в материал, ведь Щедрин очень тонко и глубоко прописал все детали выполнения», — рассказал дирижер-постановщик новой версии спектакля Павел Багинский.
Над художественным оформлением постановки работали главный художник театра, заслуженный художник Украины Надежда Швец, а также художники театра Ирина Степнова и Денис Ковалев.
Учитывая то, что театр работает в условиях адаптивного карантина, продолжительность спектакля будет меньше, чем в предыдущей версии. Это позволит даже совсем юным театралам получить от нее удовольствие.