«Мать-Латвия»

10.10.2014 07:25   -
Автор:
Будущая актриса, которую назвали Алида, родилась 21 августа 1929 года в деревне под Тукумсом в Латвии. Мать — полька, отец — из прибалтийских немцев.
Отец умер за четыре месяца до ее рождения. Однажды беременная мать пошла за водой к колодцу. Набрав воду, она отошла в сторону, и в это время навес над колодцем сорвался вниз. Анна позвала из дома мужа. Тот попытался в одиночку поднять навес и надорвался. Через несколько дней он скончался. Ему было 19 лет.
Через несколько лет после его смерти, Анна вновь вышла замуж. Однако новый супруг оказался грубым и пьющим. Прожив с ним несколько месяцев, мать Алиды не выдержала и с грудным ребенком ушла куда глаза глядят. Какое-то время они скитались по разным углам. Анна батрачила у зажиточных крестьян, а Алида целыми днями была предоставлена самой себе. Игрушек у нее не было, и она мастерила себе кукол из цветов. В 10 лет мама отдала Алиду в пастушки и долгих пять лет ее лучшими подругами были коровы.
Став школьницей, девочка сначала хотела выучиться «на юриста»: «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых». Но все же ее больше увлекал мир театра и кино — там были волшебство, красота, торжествовала справедливость.

В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем «Мать-Латвия».

Мечты сбываются
Несмотря на то что мать была против, Алида поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное — Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. «Он воспитывал в нас артистическую самостоятельность, умение мыслить на сцене», — вспоминала позже Артмане.
Примадонны театра придирчиво разглядывали девятнадцатилетнюю Вию: «Что за актриса? Ни груди нет, ни задницы. Нет профиля!» А еще говорили, что за душой у нее нет страданий, что она «чистый лист». Никто и не подозревал, что она уже успела испытать на себе унижения сиротства, бедности и голода.
В 1949 году Вия окончила студию и была принята в труппу Художественного академического театра им. Я. Райниса (с 1989 театр Дайлес). В начале актерского пути она зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Играла Джульетту в «Ромео и Джульетте», Елизавету в «Елизавете Английской», создавала образы лирических героинь. Вия очень хотела играть роли современниц. Это ей удалось в кино…
Успех
Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым. Потом была роль в этапном фильме для литовского кинематографа — «Никто не хотел умирать» в 1966 году. В 1966 году у Артмане была еще одна удачная роль в любовной драме «Эдгар и Кристина».
В 1978 году режиссер Янис Стрейч поставил телевизионный фильм «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главную роль актрисы, примы театра Джулии Ламберт, мастерски исполнила Вия Артмане. Благодаря этой картине актриса вновь оказалась на пике популярности. Вия Артмане рассказывала: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но, прежде всего Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».
С середины 1980‑х годов Артмане реже появлялась на экранах. В 1987 году Вия Артмане исполнила главную роль Аглаи Андреевны в фильме «Человек свиты», которую сама актриса считала одной из лучших в своей кинобиографии. В начале 1990‑х годов вышли два фильма режиссера Валерия Тодоровского: «Катафалк», где актриса блестяще сыграла главную роль Андреевны и была номинирована на «Нику», а в 1991 году — «Любовь», где Артмане комедийными красками наполнила небольшую роль бабушки. Однако актриса продолжала активно работать в театре.
…В 2002 году актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино. «Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию, — рассказывала она в одном из интервью. — Отыграла после этого еще несколько сезонов в театре и ушла. Это было необходимо: зритель любит здоровых актеров. Теперь я просто живу, слежу за тем, что происходит вокруг, и радуюсь за молодых».

Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит.
Вия Артмане

Жизнь семейная
В отличие от театральной, семейная жизнь Артмане была не очень счастливой.
С будущим мужем, красавцем и ловеласом Артуром Димитерсом, Вия познакомилась в театре. Актриса вспоминала, что была полностью поглощена работой и поначалу не обращала внимания на известного коллегу. Димитерс, кстати, на тот момент уже был женат, но эта незначительная деталь не мешала ему караулить Вию у служебного входа после спектакля и писать записочки с признаниями в любви. Артмане долго держала оборону, но через пару месяцев сдалась и в конце концов вышла замуж за Димитерса. Но вскоре пожалела об этом…
Послесвадебная романтика длилась не больше двух недель. Потом начались будни, и молодая жена стала открывать новые черты в характере мужа. Многие ей совсем не понравились.
«Артур был очень ревнивым человеком, — говорила Вия Артмане. — Устраивал скандалы по любому пустяку! Сначала мне это нравилось, а потом надоело до смерти».
Супруги скандалили так, что дрожали стекла. Нередко в порыве ярости Димитерс называл жену «шлюхой коммунистов», за то, что в свое время Артмане состояла в коммунистической партии.
Как и любая женщина, актриса думала, что ребенок укрепит их брак, поэтому родила мужу сына Каспара. Но, говорят, появление наследника не произвело особого впечатления на Димитерса. Заботы о малыше Вия целиком взяла на себя. При этом она успевала играть в театре и сниматься в кино. А после выхода фильма «Театр» началось такое безумие, которое не снилось всем голливудским звездам, вместе взятым. Письма приходили ей пачками со всей страны, мужчины готовы были все бросить к ее ногам. А она, знаменитая Вия Артмане, боялась. Но не за себя, а за мужа. Актриса не знала, как на эту истерию вокруг отреагирует супруг…
Она помнила, как болезненно муж переживал успех, который обрушился на нее после фильма «Родная кровь». Ее героиня Соня пришлась по душе многим женщинам — простая, искренняя, но сумевшая сохранить веру в любовь. А что же муж? Он закатил Артмане страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Евгением Матвеевым.
Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране. О своем сумасшедшем романе с ним Вия Францевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, Артмане призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.
«Мне было нелегко сделать этот шаг, — позже говорила Артмане. — Но я не могла больше скрывать правду от дочери. Сначала она тяжело переживала, но потом поняла меня и простила».
И если за дочь великая актриса не тревожилась, то сын Каспар доставлял ей немало хлопот. Еще в юности он начал пить, бродяжничал, водился с подозрительными личностями. Потом из дома стали пропадать деньги, драгоценности. Это было дело рук Каспара. Артмане успокаивала себя тем, что мальчик просто ищет свою дорогу в жизни. Эту самую дорогу сын кинозвезды нашел только к тридцати годам, попортив своей знаменитой матери немало крови…
В 1993 году, после распада СССР, актриса лишилась квартиры. Дом в центре Риги, в котором она прожила более 40 лет, вернули потомку бывшего владельца. Переехать в Москву, несмотря на многочисленные предложения, Вия Артмане отказалась: она всегда гордилась, что она латышка.
В последние годы Атрмане жила с дочерью и внучкой на даче в 40 километрах от Риги. К 70-летию актрисы власти Латвии все же предоставили Артмане новую квартиру в центре столицы, но ее пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами.
***
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в Латвии на 80‑м году жизни. За несколько лет до смерти Артмане крестилась в православной церкви под именем Елизавета и много времени проводила в Свято-Троицком монастыре, где за ней ухаживали монашки. Поэтому во время похорон был совершен чин отпевания в Христорождественском кафедральном соборе. Совершал чин Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.
Актриса похоронена на рижском Покровском кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА