Любимица Грузии

20.05.2015 07:52   -
Автор:
Говорят, ни у кого из советских актрис не было столько наград. Обожавший ее Сергей Параджанов снимал эту актрису во всех своих фильмах и называл своей музой. За свою жизнь в театре и кино она сыграла более 100 ролей.
Любимица Грузии, талантливейшая актриса, мудрая, добрая, интеллигентная, восхитительная женщина — Софико Чиаурели.
 Детство
Софико опровергла поговорку о том, что на детях талантливых родителей природа отдыхает. Природа, скорее, отдохнула в ее детях. А сама она была талантливым ребенком талантливых родителей. Ее мама — знаменитая грузинская трагическая актриса Верико Анджапаридзе, вошедшая в список лучших трагических актрис XX века. Она прожила почти 97 лет, до конца дней работала в своем любимом театре им. Марджанишвили и незадолго до смерти сыграла в знаменитом фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние».
Отец — известный кинорежиссер Михаил Чиаурели. Если Верико была из княжеского рода, то Михаил — из простых крестьян. Но талантлив был необыкновенно. Он выучил несколько иностранных языков, умел играть почти на всех музыкальных инструментах, прекрасно пел грузинские песни и старинные русские романсы, считался чуть ли не лучшим грузинским тамадой.
Верико и Михаил поженились совсем молодыми и впервые поцеловались в Тбилиси, на горе Раздумий. И будущий муж пообещал своей любимой, что именно на этом месте он построит дом. И свое обещание он сдержал. Их первый ребенок, сын, родился в 1915 году, потом родится второй сын. А Софико появится на свет только в 1937 году. Она росла настоящим сорванцом. Лазила по деревьям, никогда не любила вертеться перед зеркалом и совсем не мечтала стать актрисой. Она хотела стать врачом. По малости лет она не понимала, какими талантливыми людьми на самом деле являются ее родители и какие люди ее окружают. В частности, во время войны в Тбилиси была эвакуирована труппа Московского художественного театра, и в гости к Верико и Михаилу часто приходили актеры этого театра, среди которых были Немирович-Данченко и Книппер-Чехова.
Учеба
В 1955 году Софико окончила Тбилисскую женскую среднюю школу и поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве, где училась в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. На одном курсе с Софико учились Светлана Дружинина и Леонид Куравлев. Об учебе во ВГИКе Софико Чиаурели рассказывала: «О той поре моей жизни могу говорить только в превосходных степенях. Потому что была молода, потому что любила, обучалась актерскому мастерству во ВГИКе, встречалась с интересными людьми. В Москве жили и живут, слава богу, несколько родственников, самый известный из которых — Георгий Данелия, мой двоюродный брат. Ничто не омрачало жизнь, даже периодически опустошавшийся кошелек. Я умела стряпать, используя любые имеющиеся в наличии продукты, да и в институтском буфете тогда бесплатно давали чай с сахаром, хлеб и горчицу, так что смерть от голода нам не грозила».
Будучи студенткой, Софико снялась в трех фильмах: «Наш двор», «Акварель», «Повесть об одной девушке». Дебют Чиаурели в фильме Резо Чхеидзе «Наш двор», совпал с показом фильма на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Фильм получил международное признание и стал вехой в истории грузинского кинематографа.
В 1960 году Софико окончила ВГИК с отличием и, несмотря на ряд предложений из московских театров, вернулась в Тбилиси, где поступила в театр имени Марджанишвили, художественным руководителем которого была ее мать. Впоследствии Софико говорила, что Москва осталась ее второй родиной, хотя ей так и не довелось играть на сценах столичных театров.
Первая любовь
Учась во ВГИКе, Софико вышла замуж за режиссера Георгия Шенгелая. О своем замужестве Софико рассказывала: «На втором курсе мы с Георгием Шенгелая, будущим кинорежиссером, поженились. До этого мы с ним встречались два года. Будучи еще студентами, вместе сыграли главные роли в картине Резо Чхеидзе «Наш двор». И после вуза все шло нормально: у нас родились двое сыновей, он делал хорошие фильмы, я играла в театре, снималась в кино».
Но познакомились Софико и Шенгелая намного раньше, в Грузии. Шенгелая тоже был сыном знаменитых родителей — актрисы Нато Вачнадзе и режиссера Николоза Шенгелая. Его родители дружили с родителями Софико, и, когда в авиакатастрофе погибла Нато, Верико Анджапаридзе стала заботиться о младшем сыне подруги, с которым сразу подружилась Софико. Когда Георгий захотел поступать во ВГИК и собрался в Москву, Софико, которая к тому времени была влюблена в Шенгелая, решила тоже подать документы на актерский факультет ВГИКа.
Ищите женщину
В 1969 году Софико сыграла в картине «Цвет граната» Сергея Параджанова, в которой режиссер доверил Софико Чиаурели шесть ролей, среди которых были роли юноши-поэта, его возлюбленной, ангела и царицы. В том же году Софико снялась в культовой картине «Не горюй» режиссера Георгия Данелии с великолепным актерским ансамблем в лице Вахтанга Кикабидзе, Серго Закариадзе, Анастасии Вертинской, Фрунзика Мкртчяна, Евгения Леонова и Верико Анджапаридзе.
Софико Чиаурели также играла у других признанных классиков грузинского кино — Тенгиза Абуладзе в картинах «Древо желания» и в «Покаянии», и у Георгия Шенгелая в картинах «Мелодии Верийского квартала» и «Приди в долину винограда». Сергей Параджанов говорил, что вместе с Чиаурели в его фильмы «входит сама красота», и считал ее похожей на фреску. Он также называл ее «гениальной кинобалериной».
В 1983 году большой успех у зрителей актрисе принесло участие в детективной комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину». Героиней Софико Чиаурели стала секретарша мэтра Роше мадам Постик.
А. Сурикова вспоминает: «Перед съемками нужно было сделать кинопробы, а Софико в Москву приехать не могла — была занята в театре. И тогда съемочная группа поехала в Тбилиси. И все 4 дня съемочная группа не вставала из-за накрытого стола». И лишь вернувшись в Москву, режиссер поняла, что кинопробы так и не сделали.
Актриса сыграла легко и непринужденно, выпустив с экрана в реальную жизнь десятки крылатых выражений: «Был бы подсудимый, а улики всегда найдутся», «Да здравствует криминальная полиция и Я!», «Я тебя так ждала, чуть не состарилась», «При хорошей женщине и мужчина может стать человеком», «Ты гений! У тебя семь пядей в твоем лбу», «Он не так уж молод, чтобы ухаживать, но и не так стар, чтобы волочиться!», «Я между 34‑мя и 35-ю годами прожила 10 прекрасных лет!», «Если МОДА требует, то и рога носят». Блестящую пару Софико Чиаурели в картине составил Леонид Куравлев, сыгравший инспектора Грандена.
Последняя любовь
Со своим первым мужем Софико Чиаурели прожила 25 лет. Но в 1980-м они внезапно разошлись, и актриса вышла замуж за знаменитого актера и спортивного комментатора Котэ Махарадзе.
Она влюбилась страстно и безоглядно. Как не влюблялась даже в юности. Ее избранник был очень уважаемый в Грузии и очень известный человек — актер и спортивный комментатор. Все знающий про футбол — Котэ Махарадзе. Оба были немолоды, уже по 40 лет, оба давно знали друг друга, и у обоих были семьи. Они репетировали пьесу и влюбились друг в друга. «Да, я знал Софико лет 25, она всегда мне нравилась. А тут, когда мы репетировали влюбленных, мне просто снесло голову, — вспоминал потом Котэ. — Мне необходимо было видеть Софико каждый день, иначе мне просто становилось плохо».
Они тайно встречались, прятались от всех. Даже придумали систему шифрованного текста. Ведя футбольные репортажи, Котэ Махарадзе на всю страну передавал любимой женщине любовные послания или место и дату следующей встречи.
«С годами что-то в наших с Георгием отношениях разладилось. А в мою жизнь постучалась вторая большая любовь — Котэ, — рассказывала Софико. — Мы с ним работали над спектаклем «Уриэль Акоста» в театре Марджанишвили. Все возникло спонтанно, вопреки тому, что и он был женат, и я была замужем… Тогда все ополчились против нас, даже собственные дети. Со временем, когда родственники убедились, что наши отношения очень серьезны, все стало на свои места. Мы прожили с Котэ в любви и согласии. Ради меня он даже жизнью рисковал. Как-то он мне говорит: «Или ты выйдешь за меня, или я покончу с собой!» Я отвечаю: «Всего хорошего». Тогда он с огромной высоты прыгнул в овраг. Спас его глубокий снег»…
Последние годы
В декабре 2002 года Котэ умер. Он очень переживал, когда во время футбольного матча на стадионе в Тбилиси вдруг погасли все прожектора. Великий спортивный комментатор посчитал это национальным позором. В ту же ночь у него случился инсульт. Он болел почти 2 месяца, уже многое не узнавал. Однажды он сказал, что больше всего боится, что Софико уйдет раньше него. «Я без нее не проживу и минуты».
И когда Котэ умер, жизнь закончилась и для Софико. Она сразу очень постарела, сильно поправилась. Она уже очень плохо себя чувствовала, но ей приходилось много работать. Сыновья зарабатывать деньги так и не научились. Все было на Софико. Каждый день она садилась в машину и каждому выступлению, где платили деньги, была рада. Иногда делилась с подругами: «Как они будут жить, когда меня не будет. Все распродадут — и картины, и дом». К врачам она пришла, когда стало совсем плохо. У нее была онкология.
Она понимала, что дни ее сочтены, но продолжала работать. Еще с мужем, они прямо в своем доме придумали театр, играли в нем пьесы на двоих. А теперь, когда Котэ не стало, она так тосковала по нему, что поставила моноспектакль. В нем она как бы обращалась к любимому, он будто находится рядом, но не хочет ей отвечать. А в финале она рассматривала его портрет и оплакивала его так, что у зрителей текли слезы.
***
Софико умерла в своем большом красивом доме, который постоянно строила и перестраивала, в Тбилиси, на горе Раздумий, в котором когда-то и родилась, в начале марта 2008 года. Ей шел только 71-й год.
Ее гроб стоял на сцене в театре им. Марджанишвили, где она сыграла столько ролей. Вся сцена, лестницы были усыпаны цветами. Людей было невероятно много. Гроб с телом актрисы пронесли на руках через весь Тбилиси и мимо ее дома в Верийском квартале. Артистку похоронили в пантеоне для великих людей, рядом с могилой мужа.
Сегодня именем Софико Чиаурели названа одна из тбилисских улиц. Когда в город приезжают туристы и хотят посмотреть дом, где жила великая актриса, таксистам не надо называть адрес. Все и так знают, где жила Софико.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА