Конец фильма. Что будем смотреть осенью? – газета «Харьковские известия»

28.04.2020 02:50   -
Автор:
Некоторые фильмы, например «Форсаж 9», «Мебиус», «Охотники за приведениями», появятся в прокате уже в 2021 году.
Съемки других проектов просто заморозили на неопределенный срок: остановилась работа над сиквелами «Аватара», четвертой «Матрицей», очередным «Бэтменом» и новым фильмом о Парке юрского периода.
Только в американской киноиндустрии задействовано 2 млн человек, из-за карантина они остались без работы.
Украинскому кино и рекламе далеко до голливудских масштабов, но очевидно, что коронавирус и карантин точно не сыграют на пользу национальным кинопродакшенам.
ВСЕ НА STOP?
Отрасль заморожена на неопределенный срок, сходятся во мнении представители почти всех телевизионных продакшенов. Если съемки для весеннего сезона завершили почти все студии, то что будут показывать осенью — вопрос.
Большинство медиагрупп остановили производство проектов, которые должны были пойти в эфир осенью, рассказал вице-президент кинокомпании Star Media Юрий Артеменко. Во-первых, компании технически не могут их снимать из-за ряда ограничений. Во-вторых, никто не понимает, что будет с рекламным рынком. В Star Media знают о ситуации изнутри. Компания сотрудничает со всеми крупными медиагруппами. «Уже сейчас рекламные бюджеты просели на 30 %, — говорит Ю. Артеменко. Соответственно, у телеканалов нет понимания, какими бюджетами они смогут оперировать при производстве нового продукта».
Его слова подтверждают в медиагруппах. Дмитрий Троицкий, директор дивизиона «Вещание» медиахолдинга Виктора Пинчука StarLightMedia рассказал, что из-за карантина компания вынужденно приостановила производство некоторых проектов для своих телеканалов (ICTV, СТБ, Новый канал).
Зато успела завершить другие: сериал Галины Балан-Тимкиной «Акушерка», детективный сериал «Заклятые друзья», десятый сезон популярного реалити-шоу «Холостяк», реалити «Супермама» и другие. «В целом весенний сезон заполнен — программы, которые идут в эфире, зрители увидят от начала и до конца», — заверил Троицкий.
Приостановили съемки пяти четырехсерийных фильмов в медиахолдинге Рината Ахметова «Украина», признается главный продюсер департамента киносериального производства телеканала Украина Наталья Стрибук: «Если говорить о съемках сериалов, то на данный момент они приостановлены. Это не значит, что работа остановилась совсем. Идет работа над сценариями, монтируется отснятый материал, но именно съемок сейчас нет».
Кроме того, по ее словам, холдингу пришлось отложить съемки нескольких проектов, начало которых было назначено на март и апрель. Что за проекты, в медиахолдинге Ахметова не уточняют.
На этом фоне счастливчиком выглядит продакшен 1+1 Игоря Коломойского. «Нам, можно сказать, повезло — большая часть наших проектов должна была стартовать в июне. Поэтому на данный момент таких проектов, которые были бы отменены или сдвинуты из-за карантина, у нас нет», — говорит генеральный продюсер 1+1 Продакшен Виктория Левченко.
Цикл съемок был выстроен таким образом, что в компании смогли на месяц отпустить съемочную группу в отпуск.
Некоторые трудности, по словам Левченко, возникли с развлекательными шоу, которые в эфире уже сейчас. «Пришлось искать разные решения. Суперфинал «Голоса» 26 апреля пройдет в особенном формате — с использованием в том числе современных технологий», — говорит она, — как дела в Студии Квартал 95? Работа над фильмами и сериалами ведется дистанционно. Кинопроекты «Квартала» сейчас находятся на стадии предпродакшена. Съемки запланированы на более поздние сроки», — сообщили в пресс-службе компании.
БИТВА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
Сложнее всех после карантина придется автономным продакшен-студиям, которые занимались съемками фильмов, музыкальных клипов, рекламы на заказ. Конкуренция ужесточится — студий много, а заказов стало меньше.
Мешает карантин и международным проектам. «Максимум, на что мы можем рассчитывать после карантина, — единичные проекты на локальном рынке», — говорит продюсер продакшена LimeLitе Владимир Яценко. Совладелец Radioaktive Film Дарко Скульский рассказывает, что компания продолжает участвовать в тендерах не только для украинского, но и для польского рынка: «У нас в работе два фильма с утвержденными бюджетами. Но их реализация зависит от того, когда откроют границы, чтобы задействованные в производстве люди могли приехать из-за границы».
Он опасается, что если границы будут закрыты до сентября, креативщики потеряют заказы. Украинского рекламного рынка на всех может не хватить. «Coca-cola не будет заказывать рекламу у всех. Или все будем воевать за Киевстар?» — сокрушается он.
Продюсер Макс Асадчий из Pronto Film из-за карантина остановил большой рекламный проект — из-за закрытия границ ему срочно пришлось отправить домой бельгийского режиссера. Полностью остановлено производство и в Martini Shot Productions.
При этом Асадчий, который задействован в проекте для Netflix во Франции, рассказывает, что работа продолжается удаленно, а тем, кто не задействован в работе, выплачивается половина зарплаты.
Есть в карантине и маленький плюс — продакшены научились справляться с работой меньшими силами. По словам продюсера Family Production Анастасии Буковской, для съемки ролика Киевстара в период карантина было задействовано меньше людей, чем обычно. При этом каждый выполнял несколько функций, получая дополнительные навыки.
Бюджет проекта, снятого в карантин с привлечением 10 человек вместо обычных 40, оказался вдвое меньше, отмечает операционный продюсер Toy Pictures Дмитрий Суханов.
СТАВИМ НА ПОВТОР
С чем останутся украинские производители контента после окончания карантина? Рекламщики рассчитывают на восстановление спроса и быстрые заказы, киношники — на временной лаг для запуска остановленных проектов.
Артеменко из Star Media прогнозирует, что в конце карантина в украинском тв-сегменте образуется пустота в наполнении эфирных сеток. «Как результат, телеканалы во многом будут делать ставку на библиотеку готового продукта — сериалы, фильмы, передачи, которые ранее уже были в эфире», — говорит он.
Соглашается с ним и Виктория Левченко из 1+1 Продакшн: «Кризисы уже были в 2008 и 2014 годах. И в таких случаях каналы всегда активно использовали библиотеку разнообразного контента, вторые показы и тем самым экономили силы и ресурсы для нового сезона».
В том, что индустрия после карантина станет другой, уверены все без исключения опрошенные участники рынка. «Очень интересно наблюдать, как все будет меняться и у нас, и у зарубежных продакшенов. Возможно, обстоятельства сложатся так, что нам придётся быть еще более креативными и искать нестандартные решения для реализации проектов», — рассказывает Левченко.
Кризисы возвращают и производителей контента, и зрителей к более простым вопросам — важными становятся базовые вещи: безопасность, здоровье, отношения и т. д. «Вот в этих темах мы и будем искать фокус и пытаться понять, какие истории будут нужны людям», — отмечает топ-менеджер «плюсов».