Когда театр поднимает актуальные темы

09.12.2016 07:53   -
Автор:
Двое людей, мужчин. У них нет имен, нет возраста. У них нет ничего, кроме общего подвала. Они — эмигранты, приехавшие искать своё счастье в другую страну. Они — полные противоположности, и, казалось бы, их ничто не может объединить, если бы не понимание полнейшей обреченности и катастрофической нужды друг в друге.
Один ищет себе любую работу только для того, чтобы «воротиться домой — к жене, к детям, которые все глаза проглядели, чтобы по приезде домой позвать весь городок на празднование: пускай видят, пускай пьют, радуются, что хозяин из-за границы приехал». Другой ничего не делает. Он сбежал из страны от преследующей его власти. У него нет семьи, нет работы. Все, что он имеет, — это «обожаемые им слова, буквы».
Действие происходит в новогоднюю ночь. С верхних этажей доносится гул праздника, открывается шампанское, люди радуются. А в подвале находятся два друга, которые хотят попытаться начать всё сначала. Но как? Уйти, сменить жилищные условия на лучшие? — А как жить одному? Здесь друг. А может быть, воротиться домой? — Так слишком мало денег заработал. А может… покончить жизнь самоубийством? — Нет, ведь дома ждут же.
Один искал образ «идеального раба», который зависит от денег, якобы для того, чтобы написать о нём книгу, и сам не заметил, как стал рабом. Другой пытался заработать как можно больше денег. Кто-то — раб материальных средств, кто-то — раб человека, а кто-то — раб и того, и другого. И проблема в том, что мы не умеем жить по-другому. Мы хотим получать больше и больше, и не знаем, где стоит остановиться.
«Тут у тебя денег становится с каждым днем все больше. Каждый день ты ложишься спать с мыслью, что завтра у тебя их будет больше, послезавтра еще больше, через год еще и еще больше. В твоей жизни есть цель, и чем она отдаленнее, тем заманчивее. Ты уже накопил на небольшой домик в небольшом саду? Тогда почему бы тебе не накопить на дом побольше в еще большем саду… Ведь это так просто, достаточно лишь отложить возвращение еще на месяц, еще на два… А потом — на еще более красивый дом, на еще больший сад. Так ты и будешь медлить с возвращением, поскольку чем больше ты имеешь, тем больше захочешь иметь еще. Пройдут годы, а ты все будешь медлить, работать и копить. На будущее».
Пьесу сумели преподнести как нельзя лучше. Там было все: и смех, и слезы. Последний монолог актера на фоне зажжённых бенгальских огней. Та самая правда, которую знают все, но молчат о ней и пытаются стереть её рутинными делами, далекими целями. Слезы от того, что смотрите на себя со стороны и узнаете в каждом движении, в каждом слове. Дела, деньги, работа, люди… мы бежим куда-то и ждем чего-то. А когда наступит именно «то самое», ради чего мы все так бежим и рвем глотки, когда начнется то самое «будущее»? А не началось ли оно? А будет ли потом «все как надо»? А правда ли, что ТАМ лучше? А, действительно, возможно ли «начать всё сначала»?
© Вера Кучеренко.
фото: http://www.theatre19.com.ua/