Классика, которая волнует

27.09.2013 09:32   -
Автор:

«Шампунь с бальзамом»

Хотя первое, что приходит на ум, когда видишь этих двух красавиц вместе, — какой может быть дуэт?! Внешне совершенно разные: Марина — яркое солнце, рыжеволосая, утонченная. Валерия — жгучая брюнетка, статная и грациозная. Марина создает впечатление абсолютно спокойной уравновешенной, Валерия — темпераментная, бойкая, эмоциональная. Но, спустя какое-то время понимаешь, вот оно единство и борьба противоположностей, которые, как известно, притягиваются. «Мы как шампунь с бальзамом, — шутят девушки. — Причем хорошего качества. Мы дополняем, питаем, уравновешиваем друг друга, и выигрывает от этого наш зритель».
Мы общаемся с Мариной и Валерией за чашкой утреннего кофе, и по ходу разговора девушки вместе со мной узнают и изумляются все новым схожим фактам в своих биографиях. Хотя знакомы они уже около двух лет.
В детстве Марина занималась гимнастикой, параллельно осваивала скрипку, которая так и не пришлась ей по душе, и уже через время она забросила занятия в музыкальной школе.
Валерия ходила на фигурное катание и в «музыкалку» (по классу «виолончель»), но также быстро распрощалась со спортивной карьерой и с инструментом. «В огородах пряталась, чтобы не ходить на уроки музыки», — вспоминает Марина. «Я тоже! Только у подружек дома пересиживала, чтобы никто не позвонил на домашний телефон», — смеясь добавляет Валерия.
Отцы обеих играли на гитаре, любили петь песни и делали магнитофонные записи песен своих дочерей.
Девчонки обе когда-то мечтали стать эстрадными певицами, у обеих были замечательные педагоги по академическому вокалу, и обеих судьба забросила в Харьков, в филармонию. Хотя перед филармонией они опять же обе побывали на одном и том же прослушивании в харьковском театре оперы и балета, хотя и не были знакомы на тот момент.
«Ты была в голубом платье, пела «Маргариту», — молниеносно и безошибочно вспоминает Валерия.
«А ты в черном. Пела «Любашу», — парирует ей Марина.
В штат филармонии обе зачислены 1 ноября, только Валерия годом раньше.
Дружба этих красавиц началась в год Дракона во время новогодних утренников, которые в филармонии проходят традиционно.
«Я точно помню, с чего все началось, — вспоминает Валерия. — В перерывах между репетициями Марина угостила меня бубликами. До этого мы не особо общались, лишь настороженно присматривались друг к другу. В тот момент я была жутко голодная, эти бублики меня очень растрогали».

Зови меня по-французски

6 ноября в органном зале филармонии состоится официальное представление нового певческого дуэта Марины и Валерии под названием Le chеvre. В первой части концерта певицы исполнят духовную музыку и выступят под аккомпанемент оркестра, руководить которым будет дирижер, директор филармонии Юрий Янко. Во втором отделении зрителей ожидают разнохарактерные образы, необычные театральные постановки, а также несколько сольных номеров.
Что касается названия дуэта, то выбрано оно не случайно и не самими артистками. Когда-то на одном из концертов девушки исполняли дуэт Брамса «Цыганки», который начинался такими словами: «Мы точно козочки резвимся…». Зрителям настолько полюбился тогда этот яркий задорный дуэт, что прозвище «козочки» так и прижилось. Для большей солидности и соответствия строгому академическому стилю, взять решили французский вариант «козочек».
15 октября там же в органном зале Марина Черноштан представит зрителям свой первый большой сольный концерт «Первое признание». В программе вечера — арии из опер, романсы, канцонетты. «Этот концерт — мое признание публике, рассказ о своих эмоциях, чувствах к музыке», — говорит Марина. Также в концерте примут участие воспитанники театральной школы «Апарт». Зрителей ожидает масса приятных сюрпризов, новинок, необычных сюжетов.

«Скорпионс» в оперном исполнении

—Какой он, современный харьковский зритель? — спрашиваю у своих собеседниц.
Валерия: Взрослый, в основном.
Марина: Конечно, хотелось, чтобы молодежь хоть изредка ходила на классику.
—Что нужно сделать и возможно ли, чтобы этот зритель пошел? Вам, как молодым артисткам, виднее, как привлечь к себе молодежь к своему творчеству?
М: Самая первая задача — это достучаться до людей, сказать: придите, дойдите, только раз послушайте. Уверена, что даже если человек случайно забредет в филармонию, увиденное и услышанное не оставит его равнодушным, это точно. Некоторые мои знакомые, вот так случайно попав в филармонию, восклицали: «Мы и не знали, что у нас есть такое в городе. Хотим еще! Когда следующий концерт?!» Сейчас молодежь «подсела» на современную музыку и даже понятия не имеет, что есть классика, которая будоражит, волнует, впечатляет. А ведь это вечная музыка, она вне времени.
В: Как заставить молодежь просто прийти, как заинтересовать? К примеру, через популярную музыку, совмещая несколько различных музыкальных жанров, течений. У нас с Мариной, к примеру, есть задумки разложить хиты тех же Скорпионс, Квин на два оперных голоса и спеть с оркестром.
—Оперные концерты — непростой, даже очень сложный жанр для восприятия неподготовленному слушателю. Насколько сегодняшний ваш зритель в теме?
В: Конечно, любому артисту приятно видеть в зале знакомые лица слушателей, которые приходят практически на каждый концерт, дарят цветы, берут автографы. Без курьезов не обходится. К примеру, очень часто люди не знают, что есть произведения, где недопустимо аплодировать между частями. Так было, когда мы с Мариной исполняли «Стабат Матер» из 13 арий. Я чуть не закричала: «Да перестаньте же хлопать!» Мне это очень мешало и выбивало из колеи.
М: Да-да! Помню, я тогда не знала, как подать тебе знак, чтобы ты успокоилась и думала о произведении. Однажды на концерте во время всего моего выступления одна зрительница кашляла так долго, что я думала не выдержу и буду просить ее выйти. В итоге я таки сбилась, стала петь текст совершенно из другого отрывка. При моей тщательности и скрупулезности в подготовке к концерту, это было немыслимо. Этот кашель полностью выбил меня из равновесия.
Знаете, думаю, что когда классика будет собирать стадионы, площади, как это происходит за границей, и люди с замиранием, упоением слушают и наслаждаются классической музыкой, то тогда и вырастет культурный уровень наших граждан.
Хочется надеяться, что с появлением нового филармонического комплекса прибавится слушателей, ценителей классики, в том числе молодежи. Мы со своей стороны будем делать все возможное. Очень хочется, чтобы и в нашей стране культура была на высоте. Уверена, мы можем это сделать, есть много талантливых людей и в филармонии, и в театре, готовых работать, делиться своим творчеством. Но тут, в свою очередь, нужны заинтересованность и поддержка со стороны государства, меценатов, неравнодушных к искусству.
В: Очень хочу, чтобы поскорее открылась обновленная филармония, мне хочется петь для харьковчан. У нас множество самых разных идей, которыми мы буквально горим и хотим поделиться с нашими любимыми зрителями.