Избранница гениев – газета «Харьковские известия»

28.03.2020 03:56   -
Автор:
Ее называли избранницей гениев, королевой красоты, фильмы с ее участием навсегда вошли в золотой фонд кино: Надя из «Девчат», Любка Шевцова из «Молодой гвардии», монтажница Катя из «Высоты», Анфиса Пеженова из «Женитьбы Бальзаминова». Её снимали Герасимов, Пудовкин, Хейфиц, Зархи, Швейцер… Партнёрами были Баталов и Рыбников, Мордюкова и Гурченко, Гарин и Вицин, Леонов и Шукшин…
ДЕТСТВО
Инна Макарова родилась 28 июля 1926 года в городе Тайга (ныне — Кемеровская область).
Сюда еще в конце XIX века царскими властями за участие в восстании была сослана группа поляков. Среди них находился поляк Иоганн (окружающие его звали Иваном) Михайлович. В Сибири он встретил женщину — переселенку изпод Бронниц. Они поженились, и у них родилась дочь Анна Герман — будущая мама Инны.
Впоследствии Анна Ивановна Герман вышла замуж за Владимира Степановича Макарова.
После рождения детей (у Инны Макаровой есть старшая сестра) они все вместе переехали в Новосибирск. Здесь родители устроились в местный ТЮЗ, Анна Ивановна — заведующей литчастью, а Владимир Степанович — диктором.
— Я росла в семье, где на первом месте были книги, театр, музыка. Мама окончила Литинститут, работала редактором на новосибирском радио. Перед войной вышел ее роман «Возвращение», который имел большой успех. А папа писал и прозу, и стихи. Его историческое исследование «Сибирь оттоманская» цитируется специалистами до сих пор», — вспоминала актриса.
Артистические способности у Инны Макаровой стали проявляться с раннего детства. Первые представления шестилетней девочки состоялись для родных на высоком крыльце дедушкиного дома. Но настоящее осознание будущей профессии пришло уже в школе.
Когда Инне исполнилось пятнадцать лет, грянула Вторая мировая война. В это тяжелое время она вместе с труппой драмкружка ездила по госпиталям с концертами для раненых. Уже тогда девушка точно знала, что обязательно станет актрисой.
УЧЕБА
В 1943 году ВГИК, эвакуированный в Алма-Ату, объявил о наборе на все факультеты. К тому времени Инна окончила десять классов. Вместе с подругой они решили испытать судьбу…
В Алма-Ату они прибыли за месяц до начала экзаменов. Поскольку таких. как они, оказалось немало, приемная комиссия решила провести предварительное прослушивание. Экзамены у Инны Макаровой принимали знаменитые режиссеры Григорий Львович Рошаль и Борис Владимирович Бибиков, а также известная актриса Ольга Ивановна Пыжова. В результате Инна оказалась в числе принятых.
После экзаменов Инна отправилась домой за вещами, а учиться поехала уже в Москву, куда к тому времени успел вернуться из эвакуации ВГИК. Оказалось, что в Москве также проходил набор студентов. Всех принятых объединили в один курс, который возглавили легендарные Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
ЛЮБКА-АРТИСТКА
О том, что Герасимов намеревается экранизировать роман «Молодая гвардия», стало известно, когда Инна Макарова училась уже на 3-м курсе. Это было трудное для кинематографа время — период малокартинья. Однако Сергей Аполлинариевич решил привлечь к работе над фильмом и студентов.
Макарова тогда весьма успешно играла на сцене Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского и главную роль в «Кармен» по Просперу Мериме. И кстати, на роль Любки актрису рекомендовал сам автор романа. Так молодая актриса получила первую серьезную роль в кино.
Любка Шевцова была очень близка ей по духу. И она сыграла так естественно, что в сознании миллионов зрителей облик Любки навсегда соединился с Инной Макаровой.
В 1949 году за исполнение этой роли в фильме «Молодая гвардия» совсем молодую тогда актрису удостоили Сталинской премии 1-й степени.
БОНДАРЧУК
Картина «Молодая гвардия» подарила Инне Макаровой не только известность. Во время съемок «Молодой гвардии» она вышла замуж за Сергея Бондарчука, тогда студента, только что вернувшегося с фронта, поступившего на III курс к С. Герасимову.
По признаниям артистки, Сергей показался тогда ей почти пожилым, несмотря на то, что разница в возрасте у них была всего шесть лет. Во время съемок Бондарчук начал ухаживать за Макаровой. Она отвечала ему взаимностью, но выходить замуж не соглашалась. Просто не хотела. Она предложила просто пожить. К тому же у девушки тогда не было паспорта, его заменяло временное удостоверение.
Свадьбу сыграли уже после того, как у пары родилась дочь Наталья.
Однако спустя десять лет их брак распался. «В 1955 году Сережа уехал в Ялту сниматься в фильме «Отелло», где он играл вместе с Ирой Скобцевой. Она в него влюбилась, делала все, чтобы он был с ней. Поползли разные слухи, я долго им не верила. Потом начали идти анонимки от ее мамы, меня пытались обвинить в изменах мужу. В какой-то момент это все так надоело. Мне нужно было уезжать на съемки за границу, перед отъездом Сереже сказала: «Нам нужно расстаться». Он заплакал и ушел курить… Я уехала. В 1958 году мы развелись. Весь процесс развода ускорила Ирина Скобцева. Через год, а то и раньше они поженились», — рассказала актриса.
Однако Макарова уверена, что Бондарчук всегда ее любил. Она говорит: «Его всегда тянуло ко мне. Думаю, он всю жизнь меня любил. Он и после разрыва приходил ко мне. Но я его не приняла».
Вторым супругом Инны Макаровой в 70-е годы стал доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской Академии медицинских наук, директор Научно-исследовательского института фтизиопульмонологии ММА им. Сеченова Михаил Израилевич Перельман Они прожили вместе 40 лет. В 2013 году Перельмана не стало.
— Мне очень тяжело жить с мыслью, что его нет. Он и Сережа — всегда рядом со мной, я их не отпускаю из своих мыслей, честно говоря, они в одном ряду… Это главные мужчины в моей жизни. Хоть они мне и не снятся, но не было такого часа, чтобы я о них не думала. Такая тоска одолевает порой, что душа невыносимо болит, — говорила актриса.
ДАЛЬНЕЙШАЯ КАРЬЕРА
С годами росло артистическое мастерство Инны Макаровой, крепчал ее талант. Ей становились под силу сложные драматические характеры, мудрый юмор.
Так, специально для Инны Макаровой и Алексея Баталова писатель Юрий Герман создал сценарий фильма «Дорогой мой человек» (1958), в котором она сыграла одну из лучших своих ролей — геолога Варю.
В 60-е годы она снялась в комедии Юрия Чулюкина «Девчата» (Надя), комедии Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова», мелодраме Павла Любимова «Женщины» (Дуська), драме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» и других фильмах.
В 70-е годы последовали ее работы в мелодраме Николая Москаленко «Русское поле» (Мария Соловьева), социальной мелодраме Николая Розанцева «Еще не вечер» (Инна Ковалева), киноальманахе «Пошехонская старина» (Анна Павловна), драме Андрея Малюкова «Безответная любовь» (Лариса). В «Безответной любви» Инна Макарова выступила еще и в качестве соавтора сценария.
Все это время актриса работала в Театре-студии киноактера, проводила много встреч со зрителями в стране и за рубежом. В трудные перестроечные годы Инна Макарова отошла от кинематографа и стала больше заниматься концертной деятельностью. Выпустила книгу воспоминаний «Благодарение». В 2000-х актриса пережила новый виток карьеры, начав активно сниматься в сериалах.
Любопытный факт.
«Девчата» вышли на экран в канун самого женского праздника — 7 марта 1962 года. На премьере появилась вся съемочная группа, кроме Инны Макаровой. Оказывается, актрисе не понравилось, как режиссер поступил с ее героиней. Дело в том, что в повести Бориса Бедного Надя видит, как герой Рыбникова влюбляется в повариху Тоську, и начинает верить в то, что она тоже может найти свое счастье. В финале девушка бросает нелюбимого Ксан Ксаныча. Эта сцена была снята, но в картину не попала, и зрители решили, что Надя все-таки смирилась со своей участью. Инна Макарова обиделась за свою героиню, к тому же ей не понравилось новое название фильма (первоначально он назывался «Девушки»), вот и не пришла на премьеру.