Ирония ее судьбы

04.06.2014 08:52   -
Автор:
В родной Польше Барбару Брыльску называют просто и без претензий — Б. Б., как и Брижит Бардо во Франции. Но в отличие от своей французской тезки актерская карьера польской Б. Б. развивалась более плавно. Ее не ждал оглушительный мировой успех после первых же киноролей, а приходящую славу гасили довольно долгие уходы из кино. Зато и поныне она — известная и востребованная актриса, все еще очень красивая и пылкая женщина и хорошая мать. Впрочем, ее личная жизнь претерпела столько драм, что могло бы хватить на всех ее киногероинь, а из любого эпизода вышла бы потрясающая трагедия…

Начало кинокарьеры

Барбара Брыльска родилась 5 июня 1941 года в местечке Скотники в районе Лодзи (Польша). Выросла в послевоенной бедности. Отец слесарничал, а мама шила. Родители воспитывали ее в строгости, поэтому она была скромной и закомплексованной, но условия жизни заставили ее с детства быть самостоятельной.
Учась в школе, Барбара серьезно занималась иностранными языками, а также гуманитарными науками. Кроме того, одним из главных увлечений девушки была живопись. Она посещала художественный лицей и была уверенна, что когда-нибудь станет профессиональной художницей.
Однажды, увидев ее в самодеятельности, директор лицея убедил поступить в Лодзинскую высшую театральную школу. Впоследствии Барбара решила продолжить свое обучение и, переехав в Варшаву, в начале шестидесятых годов поступила в Высшую школу театра, кино и телевидения.
Впервые на экране Барбара появилась в 1958 году, сыграв небольшую роль в комедийном боевике Антони Богдзевича «Калоши счастья».
Настоящий же ее кинодебют состоялся в исторической драме Ежи Кавалеровича «Фараон», где она исполнила главную роль — Каму. Затем были работы в историческом фильме Ежи Хоффмана «Пан Володыевский» (Кржися), мелодраме Романа Залуски «Анатомия любви» (Ева), военной мелодраме Яна Рыбковского «Польский альбом» (Мария), популярном польском сериале «Ставка больше чем жизнь» (Инга) и других польских картинах.
Со второй половины 60‑х актриса начинает сниматься и за рубежом, чаще всего в ГДР. Советские зрители могли ее видеть в популярных немецких вестернах об индейцах «След Сокола» и «Белые волки» (Катерина). Среди других работ: Эрика Бонгерт в криминальной ленте немецкого режиссера Ингрид Сэндер «Пигмалион XII», Милена в остросюжетном фильме чехословацких режиссеров Джозефа Мэча и Степана Скалски «Тихий американец в Праге», Ханка в телефильме Лотара Беллага «Scheidungsprozeb».

«Ни один фильм, а у меня их около семидесяти, не дал мне столько, сколько «Ирония судьбы»! Эльдар Рязанов сделал картину, которую полюбила вся огромная страна. И вся страна за одну ночь полюбила меня».
Б. Брыльска

Личная жизнь

Счастливыми моментами своей жизни Брыльска называет периоды влюбленности, а влюблялась Барбара, по ее собственному признанию, всего 5 раз, и всегда избранниками были мужчины определенного типа — высокие, статные, черноволосые красавцы. Актриса признается, что в первую очередь всегда отмечала в мужчине внешнюю привлекательность, красоту, а уж потом обращала внимание на интеллект и характер.
Замужем была трижды, но ни с одним мужем долгой и счастливой жизни, к сожалению, не получилось… От второго брака актриса родила двоих детей, красавицу-дочь Барбару и сына Людвига. Родители настолько любили друг друга, что хотели повториться в детях, дав им свои имена… На 21‑м году жизни дочь Бася, преуспевающая модель и начинающая актриса, которой прочили блестящее будущее, погибла в автокатастрофе. Для матери это был страшнейший удар, конец света. Три года плакала каждый день, жила на таблетках. Она не хотела жить, и только маленький сын остановил ее от самоубийства.
Сейчас, по прошествии многих лет, актриса не перестает всем рассказывать о том, какая ее дочь была прекрасной, талантливой и как много подавала надежд… Да, невозможна наша жизнь без горечи, как ни тяжело это осознавать, и Барбаре выпало самое тяжелое испытание в жизни — пережить собственного ребенка. Но она невероятно сильная женщина, и этим она завоевала еще больше уважение к себе и любовь.
Сегодня Барбара все свои силы и любовь отдает сыну, которого обожает и боготворит. С удовольствием занимается хозяйством, прекрасно готовит, у нее очень красивый дом под Варшавой — его интерьер актриса придумала сама, не привлекая дизайнеров.
На вопрос, готовит ли заливную рыбу, как Надя, Барбара ответила: «Да. Только лучше, чем Надя. К празднику готовлю блюда из рыбы, пирожки с грибами и капустой, красный борщ, телятину «карли» с ананасами и шампиньонами. Люблю вкусно поесть, но не могу много кушать. Надо держать себя в форме». И это ей отлично удается!

«Я смотрю на сегодняшний день и стараюсь не забегать дальше будущей недели. Я приучила себя жить тем, что имею сейчас».
Б. Брыльска

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Знаменитый фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» — не первый опыт Барбары Брыльски в советском кино. Еще в 1968 году актриса снялась в двух сериях знаменитой военной киноэпопеи режиссера Юрия Озерова «Освобождение» — «Огненная дуга» и «Прорыв». Спустя несколько лет последовала новая работа — главная роль в драме режиссера Александра Зархи «Города и годы» (1973). В том фильме Барбара Брыльска сыграла немецкую девушку‑художницу, в которую влюбляется главный герой Андрей Старцев (его роль исполнил Игорь Старыгин).
И все же советский зритель открыл для себя Барбару Брыльску именно в «Иронии судьбы». А судьба «Иронии» была непростой… Пьесу Брагинского и Рязанова (тогда она называлась просто «С легким паром!») отвергли почти все московские театры. Наконец нашлись желающие ее поставить. Вывесили приказ о распределении ролей: Надя Шевелева — Юлия Борисова, Лукашин — Юрий Яковлев, Ипполит — Николай Гриценко. Но постановка снова сорвалась. После почти шестилетних театральных мытарств Рязанов решил пьесу экранизировать. В роли Лукашина он видел Станислава Любшина. Но тот обиделся, узнав, что на эту роль пробуются и другие актеры. Затыкать дыру пришлось Андреем Мягковым.
На роль Ипполита поначалу был утвержден Олег Басилашвили, на которого уже сшили костюмы. Однако у артиста умер отец, и его заменил Юрий Яковлев. Он только взошел на кинематографический небосклон в фильме Пырьева «Идиот», сыграл князя Мышкина.
Сложнее всего было ответить на вопрос, кто сыграет Надю Шевелеву. На эту роль претендовали все первые красавицы бывшего Советского Союза. Начались кинопробы, а идеальной претендентки не находилось. И тут Рязанову вспомнилась актриса из польского фильма «Анатомия любви». Он раздобыл телефон, позвонил ей в Варшаву. Она была свободна от съемок и сказала, что ждет сценарий. Многие задавали ему вопрос: «Ну неужели в нашей стране не найти подходящую актрису??». Однако Рязанов был непреклонен — именно в Барбаре опыт режиссера распознал идеальную кандидатуру на роль Нади.
Актрису вызвали в Москву и устроили ей кинопробу. Ее версия роли оказалась самой убедительной. За очаровательной внешностью Барбары Брыльской чувствовалась биография, нелегкая судьба. Барбара — профессионал, она приходила на съемки готовой, зная наизусть текст.
Фильм снимался три месяца. Актриса Валентина Талызина озвучила Брыльску, второй соавтор — Алла Пугачева — исполнила все песни героини, вложив в них нежность и наивность. А все вместе они подарили нам надежду на то, что под Новый год сбываются самые невероятные мечты. И по сей день «Ирония судьбы» является одним из самых любимых фильмов российских зрителей. Многие помнят его практически наизусть, но все равно каждый год 31 декабря с неизменным интересом и волнением переживают все его перипетии.

Последствия успеха

На ее родине, в Польше, актрису невзлюбили после оглушительного успеха в фильме «Ирония судьбы…» — ревность к другому народу. К тому же в конце 70‑х в польском кинематографе воцарился новый тип героини — напористая, агрессивная, и мягкая, лиричная Барбара Брыльска осталась не у дел. Ее практически вычеркнули из списка актрис. Но невероятная любовь зрителей Советского Союза с лихвой покрыла то недовольство.
В СССР Барбара Брыльска снималась еще не раз — в драме Арунаса Зебрунаса «Час полнолуния» (1988), в криминальном детективе Хабиба Файзиева и Всеволода Иванова «Ау, ограбление поезда» (1991). Правда, большого успеха эти ленты не имели.
В 2003 году в Москве Барбаре Брыльской предложили попробовать себя в спектакле «Квартет». Барбара призналась, что до этого она не любила театр: «Я всегда считала себя киноактрисой, полагая, что театральный актер — совершенно иная профессия, другая техника, средства выражения, другой образ жизни. Театр — это работа до ночи, а я стремилась быть вечером дома со своей семьей». Но поработав вместе с Игорем Дмитриевым, Кахи Кавхадзе, Светланой Крючковой, актриса стала получать удовольствие от игры на сцене.
Не оставляет актриса и кинематограф. Теперь уже российский. В 2000 году она снялась в роли Епанчиной скандальной интерпретации романа Достоевского «Идиот» — «Даун Хаус» режиссера Романа Качанова, в 2003‑м — в комедийной мелодраме Игоря Угольникова «Казус Белли». А в 2007 году Тимур Бекмамбетов снял продолжение «Иронии судьбы», в которой снова сыграли Барбара Брыльска и Андрей Мягков. В 2008 году актриса снялась в фильме «Адмиралъ». Еще она была членом жюри в одном из сезонов шоу Первого канала «Две звезды» и программы «Минута славы». В 2009–2010 годы — член жюри телешоу «Народная звезда» на ТРК «Украина».
В последние годы на экраны также вышло несколько польских фильмов, в которых сыграла артистка: «Любовь на подиуме», драма Богуслава Линды «Светлые голубые окна», а также сериал «Няня» (польская адаптация одноименного американского ситкома).
Барбара очень домашний человек, снимается в кино и играет в театре только тогда, когда заканчиваются средства. Поступает мудро — не живет, чтобы работать, а работает, чтобы жить.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА