Илья Олейников: Жизнь, как песня

13.07.2016 07:21   -
Автор:
Он всю свою жизнь был актером — в театре и в кино, в жизни и на эстраде. Умение примерять на себя чужие образы стало его единственным призванием.
Начало
Будущий артист появился на свет 10 июля 1947 года в столице Молдавии Кишиневе.
Отец Ильи (Лев Клявер) работал шорником, выполняя различные аксессуары для лошадей, а мама хлопотала по хозяйству. Как вспоминает сам артист, в послевоенные годы их семья жила очень бедно. Денег ни на что не хватало. В ветхом и покосившемся доме, состоящем всего из двух комнат, помимо семьи Кляверов, жила также семья дяди Ильи, а также его бабушка с дедушкой. Работать приходилось всем, и, стараясь по возможности помогать своим близким, Илья целый день трудился в огороде, а также выполнял прочие домашние поручения. Из-за постоянной занятости будущий актер получал образование в вечерней школе. Однако учеба давалась с трудом, и мальчик очень скоро охладел ко всем школьным наукам.
Зато родители сумели приобщить сына к миру прекрасного. Поначалу Илья Олейников обучался игре на скрипке, но это ему не удалось. Зато занятия по освоению аккордеона увенчались успехом.
Первые подмостки юного артиста — это деревянный стул, на который отец с гордостью кидал своё чадо, которое должно было веселить гостей. Мальчику это неплохо удавалось. Он пел, рассказывал стихи, корчил уморительные рожи, повторяя заученные фразы из разных фильмов. После этого гости одобрительно трепали юное дарование за щёки. В своей автобиографической книге Олейников вспоминал, что слава тогда была сопряжена для него с довольно болезненными ощущениями. Щёки из розовых становились синюшными на несколько дней.
В 18 лет Илья Олейников собрал нехитрые пожитки и отправился в Москву. Без особого труда он поступил в цирковое училище. Подготовиться к поступлению смог, работая в Кишинёвском кукольном театре. Как позже с грустным юмором признался артист, у него не было иного пути, кроме лицедейства. Ведь перспективы в плане наук у него отсутствовали. А для артиста грамотность не обязательна.
Путь к славе
Творческая биография Ильи Олейникова началась ещё в студенческие годы. Он подрабатывал на сцене Москонцерта. Монологи и юмористические скетчи в исполнении молодого артиста пользовались неизменным успехом. Олейников брал за основу тексты Семёна Альтова, Михаила Мишина и других, но всегда вносил в них что-то своё.
Получив диплом циркового училища, Олейников пошёл служить в армию, где прославился как актер местного ансамбля и… «ефрейторконферансье» (именно так, в одно слово). Подобная запись содержится даже в его военном билете.
После демобилизации ненадолго вернулся в родной Кишинёв и некоторое время выступал в эстрадном коллективе «Зымбет», что в переводе с молдавского значит «Улыбка».
С 1974 по 1990 год Илья работал в Ленконцерте. Уже тогда проявился его незаурядный талант эстрадного артиста — в 1977 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. О том времени Илья позже рассказывал: «У меня начались разногласия с телевизионным начальством из-за национальности, и мне просто пришлось поменять фамилию. Вернее, взять псевдоним, по паспорту я все равно Клявер. Правда, сейчас, когда ко мне обращаются по фамилии, я не сразу понимаю, к кому это они. До такой степени я привык быть Олейниковым». Свой сценический псевдоним Илья взял, использовав фамилию жены Ирины Олейниковой.
В 1988 году Илья начал регулярно сниматься в кино. Но дебют в кино у него состоялся еще в 1968 году в фильме «Трембита». Появляясь на экране, он каждый раз вызывал улыбку зрителей. Позже он снялся в комедии «Тонкая штучка», где сыграл криминального авторитета Мотю, потом в комедии «Алхимик», а в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» Илья Олейников сыграл финдиректора варьете Римского.
В середине 1980‑х годов Илья впервые появился на телеэкране с юмористическим номером. Его партнером тогда был Роман Казаков. Олейников рассказывал: «У меня был партнер Рома Казаков, мы с ним 12 лет проработали. И у нас был номер — такая развернутая музыкальная пародия на «Ромео и Джульетту». Когда мы привезли этот номер на один серьезный конкурс, зал чуть не рухнул от смеха. Увы, нас отсеяли уже в первом туре. Потом к нам вышел Райкин и рассказал, что наш номер ему очень понравился. Но члены жюри Штепсель и Тарапунька заявили, что эти два человека (то есть мы) — опасные личности с развязанными языками и мозгами. Сегодня, дескать, они замахнулись на Шекспира, а завтра замахнутся на политику партии и советского правительства. А против такой формулировки устоять, как вы понимаете, совершенно было невозможно».
Любовь
Еще работая в ансамбле «Зымбет», во время одной из гастрольных поездок Илья и познакомился с Ириной Олейниковой, как потом оказалось — со своей будущей женой.
«Наша встреча произошла тридцать первого января 1974 года в украинском городе Славянске, где я, молодой специалист НИИ химической промышленности, была в длительной командировке, а молдавский вокально-инструментальный ансамбль «Зымбет», «разбавленный» артистами разговорного жанра, гастролировал. Со сцены будущий муж меня и заприметил. В антракте прислал девочку-костюмера, передавшую просьбу задержаться в зале после концерта. Что заставило выполнить эту просьбу — не знаю. Наверное, любопытство, — вспоминала в одном из интервью вдова Олейникова, Ирина. — … С момента знакомства до подачи заявления в ЗАГС мы встречались всего четыре раза: я приезжала к Илюше в точки его гастрольного маршрута на несколько дней, после чего возвращалась сначала в Славянск, потом — когда закончилась командировка — в Питер.
Предложение выйти за него замуж Илья сделал мне десятого июля 1974 года, в день своего рождения. Я ответила, что согласна».
Они были вместе почти 40 лет. Сам народный артист не раз рассказывал в интервью: «Ира подарила мне сына (Денис Клявер, музыкант и артист. — Авт.), свою фамилию, а еще ощущение крепкого плеча».
Городок
После смерти Казакова Олейникову пришлось искать нового партнера. Как он сам признавался, партнеров менял как перчатки, пока не встретил Юрия Стоянова. Стоянов и Олейников познакомились в Ленинграде на творческом вечере в Доме журналиста. Олейников служил в Ленконцерте, Стоянов был актером БДТ. В тот вечер Юрий исполнял пародию на актера Владислава Стржельчика. «Юра настолько точно передал интонацию Стржельчика, — вспоминал Олейников. — Я даже подумал, что это его сын. Помню, пришел домой и сказал жене: «А я сегодня видел сына Стржельчика!» — «Я тогда и подумать не мог, что эта встреча может к чему-то привести, и уж тем более — к такому успеху!» — говорил Стоянов.
Скоро они встретились снова — на съемочной площадке картины «Анекдоты». Главный герой фильма попал в сумасшедший дом, пациенты которого мнили себя историческими персонажами. Стоянову досталась роль Александра Второго, Олейникову — Максима Горького. Роли были ничтожно маленькие: у каждого — по одному слову. Зато в этот день оба принесли на съемочную площадку по бутылке спиртного — в честь дня рождения. Актеры мгновенно прониклись друг к другу симпатией и были крайне удивлены тем фактом, что родились в один день, но с разницей в 10 лет. Олейников даже не сразу поверил Стоянову и требовал показать паспорт — в этом было что-то судьбоносное.
Начиная с 1991 года совместно с Юрием Стояновым они начали выступать в телепрограмме «Адамово яблоко» на питерском телевидении. Сам Илья Олейников признавался, что те программы были еще очень сырые и слабые: «Нам казалось, что мы делаем классную передачу. И только теперь видим, как это было плохо».
Программа «Городок», после которой о дуэте Олейников–Стоянов сразу заговорили все, появилась в 1993 году. Сын Олейникова Денис Клявер рассказывал: «Юра Стоянов со своей семьей пришел к нам в гости, и мы вместе с моими родителями в нашей маленькой чудесной ленинградской квартирке встречали Новый 1992 год. У папиного друга была видеокамера — настоящая диковинка в то время. На камеру сняли веселую историю. Утром папа пересмотрел эту кассету, позвонил Юре и сказал: «Давай попробуем сделать что-то вместе». Вот так в нашей квартире родился «Городок».
За девятнадцать лет существования передачи были сняты 284 серии шоу. «Городок» дважды становился лауреатом премии ТЭФИ. В личных номинациях премии доставались и самим ее ведущим. В 2001 году оба актера получили звание народных артистов.
Многогранный талант
Илья Олейников реализовывал свои разнообразные таланты не только в актерском ремесле. В 1997 году вышла его книга «До встречи в Городке», написанная в соавторстве с Юрием Стояновым. В 1999 году в издательстве «Вагриус» вышла в свет мемуарная книга Ильи Олейникова «Жизнь как ПесТня», в которой он продемонстрировал читателям свой незаурядный литературный талант. «Захотелось, чтобы читатели получше узнали меня, а заодно посмеялись», — так объяснил Илья Олейников свой литературный замысел.
Кроме того, он сочинял музыку и исполнял песни. О своем увлечении музыкой Олейников рассказывал: «Есть такое место — там, где стоит мой рояль. Лучше места для меня в доме просто нет, я провожу там очень много времени: играю, отдыхаю, сочиняю… Вообще, с годами мое увлечение музыкой, композицией все усиливается. Я никогда не бросал этих занятий, но в последнее время они стали занимать почти все свободное время».
Илья Львович написал музыку к фильму «Испанский вояж Степаныча», в котором снимался. Песни, написанные им, были в репертуаре Эдиты Пьехи, Надежды Бабкиной и его сына Дениса Клявера. Олейников рассказывал: «У меня есть один альбом, который называется «Мой шансон». Но там совершенно другая музыка, там она такая, действительно ближе к шансону. Сейчас я выпускаю другой, еще один альбом. Если говорить о музыке, я дважды был лауреатом «Песни года», просто об этом никто не знает, поскольку для меня это никогда не было главным. Ну, просто было хобби такое».
Жизнь
 Своим любимым местом Олейников считал деревню Порошкино в 20 километрах от Санкт-Петербурга. В интервью он рассказывал: «Я там живу. Потрясающее место, заменяющее мне любой туризм. Я открываю окна, и мне никуда не хочется уезжать. Окна выходят на озеро, а за озером виден Питер. Я люблю смотреть на Питер издали. Это красиво. Город там, а ты здесь. Но и в деревне среди коз я не могу долго жить, и мне надо опять в город. Это такая иллюзия, будто я сельский житель. Поэтому живу в деревне, а работаю в городе… У нас здесь большой участок — полгектара, и одному физически не справиться. Так что раз в неделю приходят два человека, которые стригут газон. Деревья и цветы. Березы, дубы, елки разные… Наши «владения» уже напоминают маленький ботанический сад на пересеченной местности. Тут, конечно, и дизайнер руку приложил. Вся эта красота создана искусственно, и каждый камень — привозной. Одна часть территории плоская, а вторая огромным склоном с террасами спускается вниз к озеру. Это такой симпатичный декоративный водоемчик, разделенный на три части, и там растения всякие плавают, а вот рыбок я туда не пускаю — потому что померзнут зимой. Зато есть цапли. Но они, правда, деревянные. Еще на участке у нас огромная стена из известняка. Мы на ее фоне два или три сюжета «Городка» сняли как-то… Малина есть, яблоки, сливы. Яблоки горькие, сливы маленькие… А малины мало, так что я ее редко ем».
***
В июле 2012 года у Олейникова был диагностирован рак. Актер успешно прошел курс химиотерапии. Однако уже в октябре его вновь положили в больницу. В этот раз причиной стало воспаление легких. Ситуация осложнялась тем, что всю свою жизнь актер много курил, отчего начались проблемы с сердцем. Не выдержав напряжения, 11 ноября 2012 года актер скончался. Ему было 65 лет. Народный артист был похоронен в пригороде Санкт-Петербурга на Казанском кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА